Отдаем журнал бесплатно!

Постановка на государственный учет: первые итоги, нюансы и ошибки

Первая волна желающих встать на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), схлынула еще в конце декабря прошлого года, т.к. заявки необходимо было подать до 01.01.2017[1].

 

На некоторое время эта тема потеряла актуальность — сроки постановки на учет не продлили (соответствующий законопроект в итоге так и не был принят), и те природопользователи, кто не успел встать на учет вовремя, поняли, что штрафов при проверке в любом случае не избежать.

 

Теперь всеобщая постановка на учет пошла в более медленном темпе, пережив еще один период ажиотажа, когда была утверждена форма декларации о плате за НВОС[2]. Напомним, что расчет платы производится по ОКАТО[3] каждой производственной территории отдельно и в декларации нужно указывать реквизиты объекта, оказывающего НВОС, — номер, категорию, код ОКАТО. Однако программа «Модуль природопользователя» производила расчет даже без заполнения данных граф, и в итоге многие подали декларацию, так и не встав на учет.

Тем не менее постановка на учет продолжается. На учет встают те, кто не знал об обязанности поставить свои объекты на учет либо просто не понял, как это сделать.

Отдельные предприятия не смогли вовремя получить свидетельство по причине того, что у них не было нужной разрешительной документации (проекта нормативов предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ), проекта нормативов допустимых сбросов), чтобы подать заявку.

Некоторые в спешном порядке разрабатывают хотя бы инвентаризацию выбросов, потому что, имея на руках данные об источниках выбросов и их количественных характеристиках, уже можно встать на учет и без разрешения на выбросы; при отсутствии таких данных (даже при явном наличии стационарных источников) вы не сможете подать заявку либо «пустая» заявка будет отклонена.

После получения разрешения можно актуализировать сведения об объектах, оказывающих НВОС (некоторые уже это делают, устраняя ошибки или неточности и добавляя новые сведения об объектах).

 

НА ЗАМЕТКУ

Изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте регламентируется ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016) и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572.
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта и (или) принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

 

Согласно данным с сайта Росприроднадзора по состоянию на 10.03.2017 подано порядка 340 000 заявок, выдано около 90 000 свидетельств о постановке на учет. Разница между количеством поданных заявок и полученных свидетельств очевидна. Можно предположить причины, по которым не получены свидетельства:

1) заявка составлена неверно, при заполнении формы допущены грубые ошибки;

2) заявка подана в электронном виде на сайт Росприроднадзора без электронной цифровой подписи, а в бумажном виде с сопроводительным письмом до нужного отделения Росприроднадзора или местного уполномоченного органа она не дошла;

3) заявка относится к числу «пустых». Некоторые природопользователи, напуганные возможными штрафами при несвоевременной постановке на учет, массово подавали свои заявки даже в том случае, если у них нет в эксплуатации объектов, удовлетворяющих требованиям одной из четырех категорий объектов, оказывающих НВОС, т.е. от деятельности предприятия фактически нет воздействия на окружающую среду, но оно решило «подстраховаться»;

4) технические проблемы, ошибки при подаче заявки, вызывающие ее многократное дублирование.

Процедура постановки на учет оказалась принципиально новой и потому сложной для многих природопользователей. Первые заявки составлялись методом проб и ошибок, причем учились на ошибках не только природопользователи, но и проверяющие заявки сотрудники контролирующих органов.

Рассмотрим некоторые нюансы и спорные моменты, с которыми мы столкнулись при заполнении заявок.

 

 

[1] См. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016).

[2] Форма декларации утверждена Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

[3] Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Постановка на государственный учет: первые итоги, нюансы и ошибки

Первая волна желающих встать на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), схлынула еще в конце декабря прошлого года, т.к. заявки необходимо было подать до 01.01.2017[1].

 

На некоторое время эта тема потеряла актуальность — сроки постановки на учет не продлили (соответствующий законопроект в итоге так и не был принят), и те природопользователи, кто не успел встать на учет вовремя, поняли, что штрафов при проверке в любом случае не избежать.

 

Теперь всеобщая постановка на учет пошла в более медленном темпе, пережив еще один период ажиотажа, когда была утверждена форма декларации о плате за НВОС[2]. Напомним, что расчет платы производится по ОКАТО[3] каждой производственной территории отдельно и в декларации нужно указывать реквизиты объекта, оказывающего НВОС, — номер, категорию, код ОКАТО. Однако программа «Модуль природопользователя» производила расчет даже без заполнения данных граф, и в итоге многие подали декларацию, так и не встав на учет.

Тем не менее постановка на учет продолжается. На учет встают те, кто не знал об обязанности поставить свои объекты на учет либо просто не понял, как это сделать.

Отдельные предприятия не смогли вовремя получить свидетельство по причине того, что у них не было нужной разрешительной документации (проекта нормативов предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ), проекта нормативов допустимых сбросов), чтобы подать заявку.

Некоторые в спешном порядке разрабатывают хотя бы инвентаризацию выбросов, потому что, имея на руках данные об источниках выбросов и их количественных характеристиках, уже можно встать на учет и без разрешения на выбросы; при отсутствии таких данных (даже при явном наличии стационарных источников) вы не сможете подать заявку либо «пустая» заявка будет отклонена.

После получения разрешения можно актуализировать сведения об объектах, оказывающих НВОС (некоторые уже это делают, устраняя ошибки или неточности и добавляя новые сведения об объектах).

 

НА ЗАМЕТКУ

Изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте регламентируется ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016) и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572.
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта и (или) принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

 

Согласно данным с сайта Росприроднадзора по состоянию на 10.03.2017 подано порядка 340 000 заявок, выдано около 90 000 свидетельств о постановке на учет. Разница между количеством поданных заявок и полученных свидетельств очевидна. Можно предположить причины, по которым не получены свидетельства:

1) заявка составлена неверно, при заполнении формы допущены грубые ошибки;

2) заявка подана в электронном виде на сайт Росприроднадзора без электронной цифровой подписи, а в бумажном виде с сопроводительным письмом до нужного отделения Росприроднадзора или местного уполномоченного органа она не дошла;

3) заявка относится к числу «пустых». Некоторые природопользователи, напуганные возможными штрафами при несвоевременной постановке на учет, массово подавали свои заявки даже в том случае, если у них нет в эксплуатации объектов, удовлетворяющих требованиям одной из четырех категорий объектов, оказывающих НВОС, т.е. от деятельности предприятия фактически нет воздействия на окружающую среду, но оно решило «подстраховаться»;

4) технические проблемы, ошибки при подаче заявки, вызывающие ее многократное дублирование.

Процедура постановки на учет оказалась принципиально новой и потому сложной для многих природопользователей. Первые заявки составлялись методом проб и ошибок, причем учились на ошибках не только природопользователи, но и проверяющие заявки сотрудники контролирующих органов.

Рассмотрим некоторые нюансы и спорные моменты, с которыми мы столкнулись при заполнении заявок.

 

 

[1] См. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016).

[2] Форма декларации утверждена Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

[3] Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2017.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам