Ключевые вопросы
Выпуск в обращение и первичная реализация
Транспортная упаковка при импорте
Вес упаковки
Методы контроля представленных отчетов
Выполнение нормативов утилизации
Выпуск в обращение и первичная реализация
В предыдущие годы реализации положений о расширенной ответственности производителей и импортеров (далее — РОП) преобладало мнение, что импортер должен платить за весь ввезенный товар. Оно было порождено тем, что Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) использовал термин «выпуск в обращение», не раскрывая его значение для регулируемых законом правоотношений.
Однако понятие «выпуск в обращение» в отношении импортеров не может отличаться от того же понятия в отношении производителей. Иная трактовка — нарушение правового принципа справедливости, т.к. обязывает импортеров платить за весь ввезенный товар, а производителей — только за проданный товар, что является дискриминацией, вряд ли принимаемой мировым сообществом и нормами Всемирной торговой организации.
Эта проблема стала известна законодателю, и ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ была дополнена[1] подп. 1.1 и 1.2, которые конкретизировали, что обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей, импортеров товаров и упаковки товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации.
Словарь
В силу п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем — передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе[2].
Тем не менее норма, определяющая размер ответственности (п. 12 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ), уже данное изменение не учитывала и была поправлена по-другому ввиду решения иных задач. Там, наоборот, вместо «общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации» появилась фраза «общего количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров». В прежней формулировке («выпущенных для внутреннего потребления») следовало бы определять ответственность, исходя из реализации конечному потребителю, что правильно и на что Федеральный закон № 89-ФЗ претендовал. Однако правоприменитель не смог разработать схему надзора за субъектами ответственности по учету размера продаж конечному потребителю.
Можно предположить, что разные нормы были написаны разными людьми под разные задачи, но в результате мы имеем одновременно два понятия — «первичная реализация» и «выпуск в обращение».
Лавируя между этими двумя терминами, законодатель поправил и Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (далее — Положение).
Импортеры товаров включают в декларацию информацию о количестве товаров (упаковки товаров) на основании таможенных документов, товарно-сопроводительных[3] документов (п. 4 Положения).
Указание на таможенные документы также порождает вопрос и подозрение, что в отношении импортеров следует указывать данные по количеству ввезенного, а не реализованного товара. Однако указание в той же строке на товарно-сопроводительные документы позволяет следовать логике, что импортер вправе:
• указать все количество ввезенного товара и за него отчитываться;
• либо указать количество товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, если сможет представить товарно-сопроводительные документы.
Также это дает возможность контролеру запрашивать таможенные документы для понимания реального объема ввезенного товара.
Например, продекларирован реализованный объем, который вызвал у контролера подозрение в его правдивости. Запросив таможенные документы, контролер может определить разницу и запросить подтверждение размера остатков товаров на складе.
Есть попытки привязать понятие «выпуск в обращение» к понятию «выпуск в свободное обращение», как его трактует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), используя эту игру слов для взыскивания с импортеров сумм в большем объеме, что неправомерно: понятие «выпуск в свободное обращение» подразумевает возможность свободного обращения с товаром на усмотрение его собственника (он может вообще никому его не продавать, а хранить на складе до лучших времен).
В свою очередь, Федеральный закон № 89-ФЗ содержит понятие «выпуск в обращение», что подразумевает отправку товара от его собственника в свободный гражданский оборот, когда нельзя проконтролировать момент перехода товара в отход и попадание его на полигон. Собственно, поэтому на производителя и импортера и налагается данная ответственность. Следовательно, аналогия закона здесь неуместна, поскольку данные правоотношения нельзя признать сходными, да и сами термины различаются.
Лингвистический анализ соответствующих норм Федерального закона № 89-ФЗ показывает, что обязанности производителя и импортера в части РОП идентичны (принцип справедливости не нарушен), правовая природа импортера здесь — выполнять обязанности иностранного производителя на территории Российской Федерации.
Таким образом, выполнять обязательства в рамках РОП производители и импортеры должны в отношении товара и (или) упаковки этого товара, реализованных первому покупателю на территории Российской Федерации.
Транспортная упаковка при импорте
Следует различать отходы от использования товаров, за которые ответственен товаропроизводитель в рамках ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ, и отходы производства и потребления, за которые ответственен отходообразователь в рамках остальных статей Федерального закона № 89-ФЗ.
Если товар передается потребителю в упаковке, то это отход от использования товара, а если упаковка остается у импортера при распаковке импортированного товара перед отправкой его потребителю и в дальнейшем передается на утилизацию, то это отход производства.
Также следует отличать обычную упаковку от многооборотной тары, которая в том числе может продаваться напрямую как товар.
Как мы указывали ранее, обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей и импортеров товаров, упаковки товаров, с момента их первичной реализации. С учетом того, что само Положение устанавливает порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления, и несмотря на то, что в примечаниях к форме декларации не указывается четко на необходимость учета первичной реализации, полагаем, что в декларации должна отражаться только упаковка, проданная потребителю.
Соответственно, если транспортная упаковка при распаковке партии товара не используется для переупаковки, в т.ч. для дальнейшей транспортировки данного товара, а со склада передается для дальнейшей утилизации, то ее не нужно учитывать в декларации.
При этом многооборотная упаковка декларируется как товар (п. 3 Положения).
Например, если деревянные паллеты, щиты, поддоны, на которых поступает импортируемый товар, после его распаковки используются для дальнейшей транспортировки товара, то они должны быть учтены в декларации импортера и при этом именно в таблице 1 «Информация о товарах (без упаковки товаров)». В остальных случаях за паллеты (щиты, поддоны) отчитывается их производитель.
Если паллеты (щиты, поддоны) со склада продаются или отдаются для дальнейшего использования, т.е. после ремонта и очистки самостоятельно поступают на потребительский рынок, то они также будут являться товаром и их необходимо отражать в декларации импортера или производителя паллет (щитов, поддонов).
Если же паллеты (щиты, поддоны) со склада передаются для дальнейшей утилизации, то они являются отходом производства и такую транспортную упаковку не нужно учитывать в декларации.
Отметим, что брак товара, как и его упаковки, не должен включаться в отчетность по РОП — такие товар и упаковка не подлежат декларированию, т.к. их первичная реализация не состоялась.
Читайте в полной версии статьи:
• В каких документах посмотреть вес упаковки? Как достоверно определить массу каждого вида упаковки при отсутствии подтверждающих документов?
• Как Росприроднадзор проверяет сведения, указанные в декларации, отчетности, расчете суммы экологического сбора?
• Как проверить утилизатора отходов? Чем грозит сотрудничество с недобросовестным контрагентом? Какие нюансы прописать в договоре с утилизатором, чтобы минимизировать риски?
[1] См. Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ).
[2] Указанное определение приводит Росприроднадзор в письме от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274 «О направлении информации», раскрывая понятие «первичная реализация».
[3] Орфографически правильное написание — «товаросопроводительных» (прим. автора).