Лицензирование деятельности по обращению с отходами — не новый инструмент предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде. Однако он меняется.
Причин тому несколько. Главная из них — реформа отрасли обращения с отходами, преобразующая старые правила. Стартовав в 2015 г., реформа изменила перечень работ с отходами, требующих наличия специального разрешения — лицензии, добавив к перечню такие виды работ, как сбор, транспортирование, обработка и утилизация.
В ходе реализации «регуляторной гильотины» и на основании выводов правоприменительной практики Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности» было отменено[1], а 26.12.2020 принято новое Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[2] (далее — новое Положение), вступившее в действие с 01.01.2021.
Реформа отрасли обращения с отходами показала, что законодательство не должно быть препятствием, создающим избыточные административные барьеры, поэтому вновь принимаемые нормативные правовые акты (далее — НПА) носят срочный характер. Так, срок действия нового Положения — до 01.01.2027.
К сведению
Правоприменительная практика по вопросам лицензирования деятельности по обращению с отходами, равно как и самой деятельности, выявила ряд постоянно возникающих спорных вопросов (их устранение и стало задачей «регуляторной гильотины»):
• целесообразность ограничения транспортирования отходов местом осуществления лицензируемого вида деятельности;
• споры о квалификации лиц, допущенных к работе с отходами;
• использование мобильных установок для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
• необходимость переоформления лицензии при использовании таких мобильных установок в местах, отличных от мест, указанных в лицензии оператора, и др.
Получилось ли у Минприроды России расставить все точки над i (новое Положение было принято с учетом позиции ведомства), покажет практика, а пока рассмотрим те правила, которые на шесть лет установил новый документ.
При первом прочтении лишь немногое кажется изменившимся на фоне «констант» в виде перечня работ, попадающих под лицензирование, лицензирующего органа, хронологии действий соискателя лицензии и лицензиата, однако это не совсем так.
Лицензионные требования
Лицензионные требования — это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ[3]).
Если ранее действовавшее Положение предлагало соискателю лицензии (лицензиату) самостоятельно выбрать из предложенного набора требований те, которые будут предъявляться к нему исходя из заявляемых видов работ, то новое Положение структурировало требования под каждый вид работ. Казалось бы, правило сложения из начальной школы о перемене мест слагаемых, не меняющей суммы, должно работать и тут, но нет. Перестроив структуру изложения лицензионных требований, новое Положение расширило их, внеся туда перечень тех документов, которые соискатель лицензии (лицензиат) должен представить в лицензирующий орган. А сам перечень претерпел ряд изменений, как положительных, так и весьма дискуссионных.
Рассмотрим общий перечень лицензионных требований, уточняя виды работ, к которым они применимы:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»[4];
Требования ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливают ряд критериев, в частности, оснащение зданий, строений, сооружений и помещений техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов. С одной стороны, требования указанной статьи обязательны для всех, кто осуществляет деятельность по обращению с отходами, а значит, не являются дополнительными или новыми обязательными требованиями. С другой стороны, такое указание на соответствие заявляемых объектов дает право лицензирующим органам на дискретное применение норм, т.е. на расширительное толкование нормы, что может выразиться в истребовании дополнительных документов, подтверждающих соответствие нормам ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ.
В старом Положении тоже содержалось указание на необходимость соответствия заявляемых зданий, строений, сооружений и помещений установленным требованиям, но без их конкретизации. Это дает основание считать новую версию Положения уточнением более широких требований, содержащихся в отмененном Положении.
Требование применяется к следующим видам работ: сбор, обработка, утилизация, обезвреживание.
[1] См. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора» (в ред. от 30.12.2020).
[2] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.
[3] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.07.2020).
[4] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).