Раньше передвижные источники выбросов учитывались как стационарные стоянки, проезды, парковки, автосервисы, мойки, стройплощадки и т.д., теперь возникает неопределенность с обоснованием выбора той или иной методики представления передвижных источников — в виде либо неорганизованных, либо «передвижных». Попробуем разобраться в этом вопросе.
Стационарные и передвижные источники
Стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ) имеют ряд отличий (табл. 1).
Таблица 1. Ключевые отличия стационарных и передвижных источников
Стационарные ИЗАВ |
Передвижные ИЗАВ |
Координаты определены в местной системе координат, могут быть перемещены передвижными ИЗАВ |
ТС с ДВС (неэлектрический автотранспорт, самолеты, вертолеты, тепловозы, катера и др.) |
Инвентаризация |
|
Могут представляться в виде неорганизованных источников (стоянок, сервисов и др.) |
Не учитывается сторонний транспорт, могут не учитываться на непроизводственных площадках, если представлены исключительно легковыми и автобусами (не более 20 ед./день), грузовыми (не более 3 ед./день) |
Выбросы на территории промплощадки |
|
Учет геометрии: длина, ширина, высота, координаты, режим работы, параметры отходящих газов для организованных выбросов зданий (сооружений) |
Учет количества единиц ТС и вида используемого топлива, координаты мест эксплуатации, стоянки, обслуживания и ремонта, маршруты перемещения, скорости движения и режимы работы |
Нумерация организованных — с ИЗАВ № 0001, неорганизованных — с ИЗАВ № 6001 (эксплуатируемые источники), ИЗАВ № 5501 и ИЗАВ № 6501 соответственно для временных на период строительства |
Нумерация с ИЗАВ № 0001п или ИЗАВ № 0001п (индекс): 0001п (авто), 0001п (ж/д), 0001п (дор. тех.) и т.д. |
Преимущественно инструментальные методы для организованных и расчетные для неорганизованных |
Преимущественно расчетные методы |
Определение показателей выбросов по методикам, включенным в реестр Минприроды России |
Показатели выбросов определяются в соответствии с областью применения методики, учитывающей виды и количество передвижных ИЗАВ, их топлива |
Подытоживая результаты анализа Порядка № 871[1], отметим основные отличия стационарных источников выбросов от передвижных: количество ИЗАВ каждого вида; сезонное, годовое время работы; скорость движения по объекту (км/ч). На территории большинства объектов, если это не проектируемая автомагистраль или железнодорожная ветка, скорость движения обычно не более 20–30 км/ч. Ключевым отличием передвижных источников выбросов от стационарных является наличие пробеговых выбросов.
Особенности применимости автотранспортных методик для передвижных источников
Попробуем разобраться в основных отличиях предлагаемых методик по расчету выбросов от автотранспорта на примере следующих документов:
• Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом), 1998;
• Порядок организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников, утвержденный Распоряжением Росприроднадзора от 01.11.2013 № 6-р;
• Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, утвержденная Приказом Минприроды России от 27.11.2019 № 804;
• ГОСТ Р 56162-2019 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории».
Область применения
Методика |
Оценка выбросов стоянок, гаражей, автосервисов, внутренних проездов предприятий |
Методика |
Усредненная оценка валовых выбросов как на территории населенных пунктов, так и при движении по загородным дорогам общего пользования |
Методика |
Сводные расчеты, автодороги |
ГОСТ Р |
Автодороги разной категории |
Исходные данные
Методика |
Средние пробеги по территории (км); количество дней в теплом, холодном и переходном периодах; коэффициент выпуска |
Методика |
Приоритет в части выбора экологического класса двигателей, данные ГИБДД по интенсивности движения и расходу топлива ОАО «РЖД» |
Методика |
Структура и интенсивность движения (более 300 ед./час для сводных расчетов) |
ГОСТ Р |
Структура, скорость и интенсивность движения, протяженность дороги (км) |
Перечень учитываемых веществ
Методика |
Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, углеводороды, сажа, диоксид серы |
Методика |
Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, твердые частицы в пересчете на углерод (сажа), диоксид серы, метан, неметановые летучие органические соединения, аммиак |
Методика |
Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, взвешенные PM2.5, бензин, керосин, серы диоксид, формальдегид, бензапирен, метан (для газового топлива) |
ГОСТ Р |
Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, углеводороды (бензин, керосин), сажа, серы диоксид, формальдегид, бенз(а)пирен |
[1] Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».