Отдаем журнал бесплатно!

Кто в ответе за экологию?

Каким образом распределяются обязанности по получению разрешительной документации в области природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду между заказчиком и подрядной организацией? Об этом расскажет наша статья.

 

Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при установлении рамок встречных прав и обязанностей хозяйствующие субъекты, выступающие в роли контрагентов, свободны в заключении договора.

Диспозитивный характер гражданско-правовых предписаний в большинстве своем позволяет лицам, вступающим в договорные отношения, самостоятельно решать вопрос о возложении тех или иных обязанностей друг на друга. При этом зачастую отсутствие прямого законодательного запрета на установление обязательных для сторон условий договора контрагенты рассматривают как возможность передачи прав, предоставленных им государством, называя такие действия реализацией своего права на заключение договора как предусмотренного, так и не предусмотренного законом.

Однако в том случае, когда в предоставлении права участвует государство, передача того или иного права в качестве условия гражданско-правового договора может оказаться ничтожной. Особое значение данный вопрос приобретает при привлечении субъектом хозяйственной деятельности на подрядных условиях иных лиц для выполнения работ, связанных с осуществлением природопользования или оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Ситуация может развиваться как минимум по двум сценариям:

  • стороны не предусматривают в договоре условия, связанные с обязанностями получения разрешительных документов, учитывая, что подрядные работы иногда значительно уступают по времени проведения сроку административных процедур, связанных с выдачей некоторых разрешительных документов в области природопользования;
  • договор включает условия, в соответствии с которыми подрядной организации предоставляется право осуществлять природопользование и оказывать негативное воздействие на окружающую среду на основании правоустанавливающих документов заказчика.

В данной статье мы попытаемся развеять мифы, вера в которые не позволяет участникам гражданско-правовых отношений избежать рисков привлечения к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства и экономических рисков, связанных с внесением сверхлимитных платежей за негативное воздействие на окружающую среду и возмещением вреда, причиненного окружающей среде указанными действиями.

Предметом рассмотрения являются следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сброс загрязняющих веществ в водный объект;
  • забор воды из водного объекта;
  • образование и размещение отходов.

 

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — выброс) стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом Росприроднадзора, а также уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

В свою очередь, согласно п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 04.09.2012), разработка ПДВ и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

 

На заметку. Порядок выдачи разрешения на выброс применительно к организациям, эксплуатирующим объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, содержится в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденном Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (далее — Административный регламент).

 

В соответствии с п. 10 Административного регламента для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление с приложением в том числе утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

Согласно п. 2 Административного регламента разрешения на выбросы выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выбросов.

Таким образом, разработка нормативов ПДВ осуществляется лицами, на которые законодательством возлагается обязанность по получению разрешения на выброс, т.е. юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими стационарные источники выбросов.

Одновременно с этим положениями гражданского законодательства предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Наличие у лица права собственности на определенное имущество позволяет ему по своему усмотрению совершать в отношении данного имущества любые действия (в пределах, ограниченных законом, правами и законными интересами других лиц), направленные в том числе на его отчуждение, передачу прав владения, пользования, распоряжения при сохранении права собственности.

Таким образом, в договоре между заказчиком и подрядной организацией могут быть предусмотрены условия о передаче определенного имущества заказчика во временное владение и пользование или во временное пользование подрядной организации.

При этом в соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

 

Обратите внимание. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в т.ч. к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

 

Учитывая, что выдача разрешения на выбросы является юридически значимым действием органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, отношения, возникающие в связи с выдачей указанного документа, основаны на административном подчинении одного лица другому. Следовательно, право на выброс, определенное разрешением на выброс, не может быть передано по условиям договора между заказчиком и подрядной организацией либо отчуждено иным способом.

Исходя из положений действующего законодательства, передача подрядной организации для эксплуатации стационарного источника выбросов не может предусматривать передачу разрешенного права на выброс.

Таким образом, разработка нормативов ПДВ, а также получение разрешения на выброс осуществляются лицом, непосредственно эксплуатирующим стационарный источник выбросов (т.е. в том числе подрядной организацией).

 

СБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ

Применительно к возникновению права на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод необходимо иметь в виду обязательность наличия двух правоустанавливающих документа:

  • решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Решение) для целей сброса сточных вод;
  • разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Так, согласно ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) на основании Решений водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в том числе для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Оформление указанных документов образует самостоятельные административные процедуры, равно как и отсутствие одного из документов при фактическом осуществлении сброса сточных вод в водный объект влечет различные негативные правовые последствия.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (в ред. от 11.10.2012) утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Правила подготовки решения), в соответствии с п. 7 которых физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование в случаях, указанных в п. 2 данных Правил (в т.ч. для сброса сточных вод и (или) дренажных вод), обращаются в территориальный орган Росводресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре. На основании данных сведений физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления по месту расположения водного объекта.

Правилами подготовки решения предусмотрены требования к содержанию заявления о предоставлении водного объекта в пользование, согласно которым в заявлении указываются в том числе сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты — для юридического лица. Сведения о заявителе впоследствии в Решении, типовая форма которого утверждена Приказом МПР России от 14.03.2007 № 56 (в ред. от 26.06.2009), будут отражены как сведения о водопользователе.

 

Обратите внимание. Решение, полученное заказчиком, не может являться основанием для использования водного объекта в указанных целях подрядной организацией.


Подрядная организация вправе использовать водный объект для целей сброса сточных вод исключительно на основании Решения, в котором в качестве водопользователя указана именно эта организация.

Более того, до внесения изменений в Правила подготовки решения к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование необходимо было приложить документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования, что подчас рассматривалось участниками гражданско-правовых отношений как препятствие для оформления Решения подрядной организацией, которой соответствующий земельный участок в пользование не предоставлялся.

Однако изменения, внесенные в Правила подготовки решения 11 октября 2012 г. и вступившие в силу 30 октября 2012 г., исключили необходимость предоставления правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок.

Как указывалось ранее, наличие Решения не является достаточным основанием для правомерного сброса химических веществ в водный объект. Как и в случае с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

При этом одним из принципов законодательства об охране окружающей среды является принцип индивидуального нормирования негативного воздействия на окружающую среду, что обусловливает необходимость нормирования негативного воздействия на окружающую среду тем лицом, которое его непосредственно оказывает. В свою очередь, в гражданско-правовых отношениях, возникающих при осуществлении подрядных работ, таким лицом выступает подрядная организации, результатом деятельности которой является оказание негативного воздействия на окружающую среду.

Учитывая, что требование о допустимости сброса химических и иных веществ в водный объект исключительно при наличии соответствующего разрешения является требованием к охране водных объектов, сброс подрядной организацией загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект при отсутствии собственного разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, оформленного в установленном порядке, является нарушением действующего законодательства и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Следовательно, оно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Таким образом, для осуществления сброса загрязняющих веществ в водный объект в ходе выполнения подрядных работ подрядная организация должна самостоятельно получить Решение, а также разрешение на сброс.

 

ЗАБОР ВОДЫ ИЗ ВОДНОГО ОБЪЕКТА

Одним из наиболее распространенных заблуждений субъектов хозяйственной деятельности, выступающих в роли природопользователей, является представление о возможности забора подрядной организацией воды из водного объекта для целей осуществления подрядных работ в рамках условий договора водопользования, заключенного заказчиком с собственником водного объекта.

 

Словарь. В соответствии со ст. 1 ВК РФ:

  • водопользователь — физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
  • использование водных объектов (водопользование) — использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

 

В зависимости от планируемой цели использования водного объекта он может быть предоставлен в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование или на основании договора водопользования.

В случае необходимости забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов водный объект предоставляется в пользование на основании договора водопользования, примерная форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 (в ред. от 11.10.2012). При этом в соответствии с ч. 1 ст. 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Важно отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 ВК РФ к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации и не противоречит существу договора водопользования.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

На основании изложенного применительно к договору водопользования, предметом которого является предоставление водного объекта для забора воды, предоставляемым имуществом является водный объект, а продукцией и доходами, полученными арендатором в результате использования арендованного имущества, — вода, изъятая из водного объекта.

 

Кстати. Договор водопользования должен содержать (ч. 1 ст. 13 ВК РФ):

1) сведения о водном объекте, в т.ч. описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в т.ч. объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

 

Необходимо отметить, что водное законодательство не содержит требований к совершению водопользователем фактических действий по изъятию воды из водного объекта лично.

Одновременно с этим в соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

На основании п. 3 ст. 703 ГК РФ подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика, если иное не предусмотрено договором. В соответствии с п. 1 ст. 704 ГК РФ работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором подряда.

Таким образом, договором подряда может быть предусмотрено, что работа выполняется из материалов, силами и средствами заказчика.

На основании изложенного, водопользователь по договору водопользования вправе привлекать для выполнения фактических действий по изъятию воды из водного объекта третьих лиц, в т.ч. на основании договора подряда. При этом изъятая вода должна поступать водопользователю.

Следовательно, в случае если цель привлечения заказчиком подрядной организации заключается в непосредственном изъятии данной организацией водных ресурсов из поверхностного водного объекта с последующей передачей их заказчику, осуществление забора воды из соответствующего водного объекта возможно в соответствии с условиями договора водопользования, заключенного заказчиком с собственником водного объекта.

Положениями Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено право водопользователя передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу (за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Однако в данном случае речь фактически идет о замене стороны в договоре водопользования, а именно об изменении сведений о водопользователе.

 

К сведению. В соответствии с п. 18 примерной формы договора водопользования водопользователь имеет право:

а) использовать водный объект на условиях, установленных договором;

б) вносить предложения по пересмотру условий договора в связи с изменением целей и параметров водопользования;

в) с согласия уполномоченного органа передавать свои права и обязанности по договору другому лицу, за исключением прав и обязанностей в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

г) при надлежащем исполнении своих обязанностей по договору по истечении срока действия договора имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение такого договора на новый срок, за исключением случая, если договор был заключен по результатам аукциона.

 

Следует отметить, что в соответствии с ч. 2, 3 ст. 19 ВК РФ заявление водопользователя о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу должно быть рассмотрено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ч. 4 ст. 11 ВК РФ, не позднее чем через 30 дней со дня получения такого заявления. При этом отказ исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу может быть обжалован в судебном порядке.

Таким образом, водопользователь по договору водопользования вправе предусмотреть в гражданско-правовом договоре, заключаемом с подрядной организацией, условия о передаче своих прав и обязанностей (в т.ч. права на изъятие воды из водного объекта без ее последующей передачи водопользователю) при условии согласования с уполномоченными органами, а также регистрации указанных прав и обязанностей в государственном водном реестре. При этом переход прав и обязанностей водопользователя от заказчика к подрядной организации осуществляется в полном объеме, предусмотренном договором водопользования.

В случае отсутствия у заказчика договора водопользования, передачу прав и обязанностей по которому возможно передать с соблюдением установленной процедуры, использование водного объекта подрядной организацией допустимо исключительно в пределах условий самостоятельного договора водопользования, заключенного между подрядной организацией и уполномоченным органом.

Одновременно с этим в случае необходимости использования подрядной организацией водного объекта в соответствии с условиями, не соответствующими условиям договора водопользования, заключенного заказчиком, оформление подрядной организацией собственного договора водопользования неизбежно.

Тем не менее часто подрядная организация считает допустимым приступить к фактическому использованию водного объекта на основании условий договора подряда, предусматривающих перенос бремени оформления договора водопользования на заказчика. Более того, подрядной организацией может не учитываться тот факт, что начало осуществления водопользования в отсутствие правоустанавливающих документов, в т.ч. и по поручению заказчика, является нарушением правил водопользования и самовольным занятием водного объекта со стороны подрядной организации, а следовательно, основанием для привлечения ее к административной ответственности в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.).

 

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

Говоря об образовании и размещении отходов производства и потребления, следует отметить, что обязательными документами, наличие которых необходимо для соблюдения природоохранных требований, являются проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) и документ об утверждении НООЛР.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты НООЛР. Согласно п. 1 указанной статьи в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются НООЛР.

 

Словарь. Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

 

Согласно п. 1 ст. 4 право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Таким образом, обязанность по разработке проекта НООЛР возложена на лиц, в процессе хозяйственной деятельности которых данные отходы образовались. При этом «образователем» отходов является организация, которой принадлежат права собственности на сырье, материалы, в процессе использования которых были образованы отходы.

Вопрос о принадлежности образовавшихся в процессе осуществления подрядных работ отходов производства и потребления возможно решить через определение того, чьим иждивением указанные работы осуществляются. При этом нередки случаи, когда образование отходов производства и потребления в результате деятельности подрядной организации является результатом переработки или использования сырья, материалов, частично принадлежащих подрядной организации, а частично — заказчику. Однако разделение образованных отходов, исходя из права собственности на исходные сырье и материалы, физически невозможно или экономически нецелесообразно.

В указанной ситуации следует иметь в виду, что право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов и, как указывалось ранее, юридические лица свободны в заключении договора.

При этом согласно п. 2, 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Также в договоре могут содержаться элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

 

Обратите внимание. При решении вопроса о передаче права собственности на отходы, образованные в процессе осуществления подрядных работ, необходимо учитывать, что дарение между коммерческими организациями (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб.) не допускается.

 

Таким образом, право собственности на отходы производства и потребления может быть передано заказчиком подрядной организации в качестве оплаты (полной или частичной) стоимости работ, выполняемых по договору подряда. При этом в отношении количества отходов, право собственности на которые передано подрядной организации, данная организация обязана получить документ об утверждении НООЛР, в случае если указанные отходы будут в дальнейшем передаваться на размещение.

Также необходимо отметить, что несоблюдение требований к разработке проекта НООЛР является основанием для привлечения лица, являющегося субъектом исполнения данной обязанности, к административной ответственности в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 руб., на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 руб.).

Отсутствие оформленного в установленном порядке документа об утверждении НООЛР у лица, которому принадлежит право собственности на отходы, подлежащие дальнейшему размещению, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

 

Подводя итог, необходимо отметить, что соблюдение требований природоохранного законодательства является обязанностью и заказчика, и подрядной организации. При решении уполномоченным органом исполнительной власти вопроса о привлечении подрядной организации или заказчика к административной ответственности за нарушение обязательных требований в области охраны окружающей среды условия договора между указанными сторонами не имеют юридического значения. Более того, отсутствие у лиц, фактически оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, разрешительных документов на оказание такого воздействия вне зависимости от условий гражданско-правовых договоров, заключенных между подрядной организацией и заказчиком, формирует экономические риски взыскания государством сверхлимитных платежей за соответствующий вид негативного воздействия.

 

 

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 5, 2013.

Отдаем журнал бесплатно!

Кто в ответе за экологию?

Каким образом распределяются обязанности по получению разрешительной документации в области природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду между заказчиком и подрядной организацией? Об этом расскажет наша статья.

 

Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при установлении рамок встречных прав и обязанностей хозяйствующие субъекты, выступающие в роли контрагентов, свободны в заключении договора.

Диспозитивный характер гражданско-правовых предписаний в большинстве своем позволяет лицам, вступающим в договорные отношения, самостоятельно решать вопрос о возложении тех или иных обязанностей друг на друга. При этом зачастую отсутствие прямого законодательного запрета на установление обязательных для сторон условий договора контрагенты рассматривают как возможность передачи прав, предоставленных им государством, называя такие действия реализацией своего права на заключение договора как предусмотренного, так и не предусмотренного законом.

Однако в том случае, когда в предоставлении права участвует государство, передача того или иного права в качестве условия гражданско-правового договора может оказаться ничтожной. Особое значение данный вопрос приобретает при привлечении субъектом хозяйственной деятельности на подрядных условиях иных лиц для выполнения работ, связанных с осуществлением природопользования или оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Ситуация может развиваться как минимум по двум сценариям:

  • стороны не предусматривают в договоре условия, связанные с обязанностями получения разрешительных документов, учитывая, что подрядные работы иногда значительно уступают по времени проведения сроку административных процедур, связанных с выдачей некоторых разрешительных документов в области природопользования;
  • договор включает условия, в соответствии с которыми подрядной организации предоставляется право осуществлять природопользование и оказывать негативное воздействие на окружающую среду на основании правоустанавливающих документов заказчика.

В данной статье мы попытаемся развеять мифы, вера в которые не позволяет участникам гражданско-правовых отношений избежать рисков привлечения к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства и экономических рисков, связанных с внесением сверхлимитных платежей за негативное воздействие на окружающую среду и возмещением вреда, причиненного окружающей среде указанными действиями.

Предметом рассмотрения являются следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сброс загрязняющих веществ в водный объект;
  • забор воды из водного объекта;
  • образование и размещение отходов.

 

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — выброс) стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом Росприроднадзора, а также уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

В свою очередь, согласно п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 04.09.2012), разработка ПДВ и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

 

На заметку. Порядок выдачи разрешения на выброс применительно к организациям, эксплуатирующим объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, содержится в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденном Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (далее — Административный регламент).

 

В соответствии с п. 10 Административного регламента для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление с приложением в том числе утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

Согласно п. 2 Административного регламента разрешения на выбросы выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выбросов.

Таким образом, разработка нормативов ПДВ осуществляется лицами, на которые законодательством возлагается обязанность по получению разрешения на выброс, т.е. юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими стационарные источники выбросов.

Одновременно с этим положениями гражданского законодательства предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Наличие у лица права собственности на определенное имущество позволяет ему по своему усмотрению совершать в отношении данного имущества любые действия (в пределах, ограниченных законом, правами и законными интересами других лиц), направленные в том числе на его отчуждение, передачу прав владения, пользования, распоряжения при сохранении права собственности.

Таким образом, в договоре между заказчиком и подрядной организацией могут быть предусмотрены условия о передаче определенного имущества заказчика во временное владение и пользование или во временное пользование подрядной организации.

При этом в соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

 

Обратите внимание. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в т.ч. к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

 

Учитывая, что выдача разрешения на выбросы является юридически значимым действием органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, отношения, возникающие в связи с выдачей указанного документа, основаны на административном подчинении одного лица другому. Следовательно, право на выброс, определенное разрешением на выброс, не может быть передано по условиям договора между заказчиком и подрядной организацией либо отчуждено иным способом.

Исходя из положений действующего законодательства, передача подрядной организации для эксплуатации стационарного источника выбросов не может предусматривать передачу разрешенного права на выброс.

Таким образом, разработка нормативов ПДВ, а также получение разрешения на выброс осуществляются лицом, непосредственно эксплуатирующим стационарный источник выбросов (т.е. в том числе подрядной организацией).

 

СБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ

Применительно к возникновению права на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод необходимо иметь в виду обязательность наличия двух правоустанавливающих документа:

  • решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Решение) для целей сброса сточных вод;
  • разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Так, согласно ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) на основании Решений водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в том числе для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Оформление указанных документов образует самостоятельные административные процедуры, равно как и отсутствие одного из документов при фактическом осуществлении сброса сточных вод в водный объект влечет различные негативные правовые последствия.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (в ред. от 11.10.2012) утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Правила подготовки решения), в соответствии с п. 7 которых физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование в случаях, указанных в п. 2 данных Правил (в т.ч. для сброса сточных вод и (или) дренажных вод), обращаются в территориальный орган Росводресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре. На основании данных сведений физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления по месту расположения водного объекта.

Правилами подготовки решения предусмотрены требования к содержанию заявления о предоставлении водного объекта в пользование, согласно которым в заявлении указываются в том числе сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты — для юридического лица. Сведения о заявителе впоследствии в Решении, типовая форма которого утверждена Приказом МПР России от 14.03.2007 № 56 (в ред. от 26.06.2009), будут отражены как сведения о водопользователе.

 

Обратите внимание. Решение, полученное заказчиком, не может являться основанием для использования водного объекта в указанных целях подрядной организацией.


Подрядная организация вправе использовать водный объект для целей сброса сточных вод исключительно на основании Решения, в котором в качестве водопользователя указана именно эта организация.

Более того, до внесения изменений в Правила подготовки решения к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование необходимо было приложить документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования, что подчас рассматривалось участниками гражданско-правовых отношений как препятствие для оформления Решения подрядной организацией, которой соответствующий земельный участок в пользование не предоставлялся.

Однако изменения, внесенные в Правила подготовки решения 11 октября 2012 г. и вступившие в силу 30 октября 2012 г., исключили необходимость предоставления правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок.

Как указывалось ранее, наличие Решения не является достаточным основанием для правомерного сброса химических веществ в водный объект. Как и в случае с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

При этом одним из принципов законодательства об охране окружающей среды является принцип индивидуального нормирования негативного воздействия на окружающую среду, что обусловливает необходимость нормирования негативного воздействия на окружающую среду тем лицом, которое его непосредственно оказывает. В свою очередь, в гражданско-правовых отношениях, возникающих при осуществлении подрядных работ, таким лицом выступает подрядная организации, результатом деятельности которой является оказание негативного воздействия на окружающую среду.

Учитывая, что требование о допустимости сброса химических и иных веществ в водный объект исключительно при наличии соответствующего разрешения является требованием к охране водных объектов, сброс подрядной организацией загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект при отсутствии собственного разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, оформленного в установленном порядке, является нарушением действующего законодательства и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Следовательно, оно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Таким образом, для осуществления сброса загрязняющих веществ в водный объект в ходе выполнения подрядных работ подрядная организация должна самостоятельно получить Решение, а также разрешение на сброс.

 

ЗАБОР ВОДЫ ИЗ ВОДНОГО ОБЪЕКТА

Одним из наиболее распространенных заблуждений субъектов хозяйственной деятельности, выступающих в роли природопользователей, является представление о возможности забора подрядной организацией воды из водного объекта для целей осуществления подрядных работ в рамках условий договора водопользования, заключенного заказчиком с собственником водного объекта.

 

Словарь. В соответствии со ст. 1 ВК РФ:

  • водопользователь — физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
  • использование водных объектов (водопользование) — использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

 

В зависимости от планируемой цели использования водного объекта он может быть предоставлен в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование или на основании договора водопользования.

В случае необходимости забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов водный объект предоставляется в пользование на основании договора водопользования, примерная форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 (в ред. от 11.10.2012). При этом в соответствии с ч. 1 ст. 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Важно отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 ВК РФ к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации и не противоречит существу договора водопользования.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

На основании изложенного применительно к договору водопользования, предметом которого является предоставление водного объекта для забора воды, предоставляемым имуществом является водный объект, а продукцией и доходами, полученными арендатором в результате использования арендованного имущества, — вода, изъятая из водного объекта.

 

Кстати. Договор водопользования должен содержать (ч. 1 ст. 13 ВК РФ):

1) сведения о водном объекте, в т.ч. описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в т.ч. объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

 

Необходимо отметить, что водное законодательство не содержит требований к совершению водопользователем фактических действий по изъятию воды из водного объекта лично.

Одновременно с этим в соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

На основании п. 3 ст. 703 ГК РФ подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика, если иное не предусмотрено договором. В соответствии с п. 1 ст. 704 ГК РФ работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором подряда.

Таким образом, договором подряда может быть предусмотрено, что работа выполняется из материалов, силами и средствами заказчика.

На основании изложенного, водопользователь по договору водопользования вправе привлекать для выполнения фактических действий по изъятию воды из водного объекта третьих лиц, в т.ч. на основании договора подряда. При этом изъятая вода должна поступать водопользователю.

Следовательно, в случае если цель привлечения заказчиком подрядной организации заключается в непосредственном изъятии данной организацией водных ресурсов из поверхностного водного объекта с последующей передачей их заказчику, осуществление забора воды из соответствующего водного объекта возможно в соответствии с условиями договора водопользования, заключенного заказчиком с собственником водного объекта.

Положениями Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено право водопользователя передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу (за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Однако в данном случае речь фактически идет о замене стороны в договоре водопользования, а именно об изменении сведений о водопользователе.

 

К сведению. В соответствии с п. 18 примерной формы договора водопользования водопользователь имеет право:

а) использовать водный объект на условиях, установленных договором;

б) вносить предложения по пересмотру условий договора в связи с изменением целей и параметров водопользования;

в) с согласия уполномоченного органа передавать свои права и обязанности по договору другому лицу, за исключением прав и обязанностей в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

г) при надлежащем исполнении своих обязанностей по договору по истечении срока действия договора имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение такого договора на новый срок, за исключением случая, если договор был заключен по результатам аукциона.

 

Следует отметить, что в соответствии с ч. 2, 3 ст. 19 ВК РФ заявление водопользователя о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу должно быть рассмотрено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ч. 4 ст. 11 ВК РФ, не позднее чем через 30 дней со дня получения такого заявления. При этом отказ исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу может быть обжалован в судебном порядке.

Таким образом, водопользователь по договору водопользования вправе предусмотреть в гражданско-правовом договоре, заключаемом с подрядной организацией, условия о передаче своих прав и обязанностей (в т.ч. права на изъятие воды из водного объекта без ее последующей передачи водопользователю) при условии согласования с уполномоченными органами, а также регистрации указанных прав и обязанностей в государственном водном реестре. При этом переход прав и обязанностей водопользователя от заказчика к подрядной организации осуществляется в полном объеме, предусмотренном договором водопользования.

В случае отсутствия у заказчика договора водопользования, передачу прав и обязанностей по которому возможно передать с соблюдением установленной процедуры, использование водного объекта подрядной организацией допустимо исключительно в пределах условий самостоятельного договора водопользования, заключенного между подрядной организацией и уполномоченным органом.

Одновременно с этим в случае необходимости использования подрядной организацией водного объекта в соответствии с условиями, не соответствующими условиям договора водопользования, заключенного заказчиком, оформление подрядной организацией собственного договора водопользования неизбежно.

Тем не менее часто подрядная организация считает допустимым приступить к фактическому использованию водного объекта на основании условий договора подряда, предусматривающих перенос бремени оформления договора водопользования на заказчика. Более того, подрядной организацией может не учитываться тот факт, что начало осуществления водопользования в отсутствие правоустанавливающих документов, в т.ч. и по поручению заказчика, является нарушением правил водопользования и самовольным занятием водного объекта со стороны подрядной организации, а следовательно, основанием для привлечения ее к административной ответственности в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.).

 

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

Говоря об образовании и размещении отходов производства и потребления, следует отметить, что обязательными документами, наличие которых необходимо для соблюдения природоохранных требований, являются проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) и документ об утверждении НООЛР.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты НООЛР. Согласно п. 1 указанной статьи в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются НООЛР.

 

Словарь. Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

 

Согласно п. 1 ст. 4 право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Таким образом, обязанность по разработке проекта НООЛР возложена на лиц, в процессе хозяйственной деятельности которых данные отходы образовались. При этом «образователем» отходов является организация, которой принадлежат права собственности на сырье, материалы, в процессе использования которых были образованы отходы.

Вопрос о принадлежности образовавшихся в процессе осуществления подрядных работ отходов производства и потребления возможно решить через определение того, чьим иждивением указанные работы осуществляются. При этом нередки случаи, когда образование отходов производства и потребления в результате деятельности подрядной организации является результатом переработки или использования сырья, материалов, частично принадлежащих подрядной организации, а частично — заказчику. Однако разделение образованных отходов, исходя из права собственности на исходные сырье и материалы, физически невозможно или экономически нецелесообразно.

В указанной ситуации следует иметь в виду, что право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов и, как указывалось ранее, юридические лица свободны в заключении договора.

При этом согласно п. 2, 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Также в договоре могут содержаться элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

 

Обратите внимание. При решении вопроса о передаче права собственности на отходы, образованные в процессе осуществления подрядных работ, необходимо учитывать, что дарение между коммерческими организациями (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб.) не допускается.

 

Таким образом, право собственности на отходы производства и потребления может быть передано заказчиком подрядной организации в качестве оплаты (полной или частичной) стоимости работ, выполняемых по договору подряда. При этом в отношении количества отходов, право собственности на которые передано подрядной организации, данная организация обязана получить документ об утверждении НООЛР, в случае если указанные отходы будут в дальнейшем передаваться на размещение.

Также необходимо отметить, что несоблюдение требований к разработке проекта НООЛР является основанием для привлечения лица, являющегося субъектом исполнения данной обязанности, к административной ответственности в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 руб., на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 руб.).

Отсутствие оформленного в установленном порядке документа об утверждении НООЛР у лица, которому принадлежит право собственности на отходы, подлежащие дальнейшему размещению, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

 

Подводя итог, необходимо отметить, что соблюдение требований природоохранного законодательства является обязанностью и заказчика, и подрядной организации. При решении уполномоченным органом исполнительной власти вопроса о привлечении подрядной организации или заказчика к административной ответственности за нарушение обязательных требований в области охраны окружающей среды условия договора между указанными сторонами не имеют юридического значения. Более того, отсутствие у лиц, фактически оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, разрешительных документов на оказание такого воздействия вне зависимости от условий гражданско-правовых договоров, заключенных между подрядной организацией и заказчиком, формирует экономические риски взыскания государством сверхлимитных платежей за соответствующий вид негативного воздействия.

 

 

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 5, 2013.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам