Предприятие занимается производством изделий оборонной промышленности, которые не входят в перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и деревянной тары для данных изделий.
Нужно ли было предприятию представлять в срок до 1 апреля 2016 г. декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, и отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств? Как их следует оформлять? Какое наказание грозит предприятию за непредставление данных документов?
Нужно ли было предприятию уплачивать в этом году экологический сбор?
Согласно ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) производители и импортеры товаров, входящих в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р; далее — Перечень), обязаны ежегодно декларировать данные товары в порядке, установленном Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417; далее — Положение)[1].
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее — декларация), представляется ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом). В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности производителем, импортером товаров в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые являются производителями, импортерами товаров.
Декларация представляется производителями, импортерами товаров посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.
Росприроднадзор на своих официальных сайтах обеспечивает доступ к электронным сервисам для составления и представления декларации, которые должны быть доступны для производителей, импортеров товаров на безвозмездной основе.
КСТАТИ
В настоящее время декларация представляется с использованием «Модуля природопользователя» или через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора pnv-rpn.ru.
В ближайшее время должен быть введен в действие специальный электронный ресурс для сбора, обработки, хранения и анализа информации в сфере обращения с отходами от использования товаров — единая государственная система учета отходов от использования товаров[2] (далее — ЕГИС УОИТ).
При представлении декларации в электронной форме дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.
В случае отсутствия технической возможности декларация представляется производителями, импортерами товаров на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным представлением копии на электронном носителе:
- производителями товаров — в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственной регистрации производителя товаров;
- импортерами товаров — в Росприроднадзор.
Датой представления декларации в электронной форме считается дата ее отправления, датой представления декларации на бумажном носителе — отметка Росприроднадзора или его территориального органа о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.
Производители товаров включают в декларацию информацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за отчетный период товаров на основании первичных учетных документов, импортеры товаров — на основании таможенных документов.
Декларация заполняется в отношении каждого наименования товара из Перечня по форме , приведенной в приложении к Положению.
Количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров указывается для каждого наименования товара в килограммах с точностью до одного килограмма.
В позициях декларации, не подлежащих заполнению, ставится прочерк.
Проверка полноты и достоверности сведений о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, указанных в декларации, осуществляется Росприроднадзором (его территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема декларации.
Поскольку рассматриваемое в вопросе предприятие занимается производством деревянной тары, оно обязано ежегодно (в т.ч. и в текущем году) декларировать количество выпущенной упаковки в срок до 1 апреля, т.к. данный вид упаковки входит в Перечень:
Извлечение
из Перечня
Пример заполнения декларации приведен ниже (Пример 1) .
Согласно ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров, входящих в Перечень, обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации отходов от использования товаров (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р; далее — Распоряжение № 2491-р).
В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.
Норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров в соответствии с Перечнем, при условии аналогичного назначения таких товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
Производители, импортеры товаров, входящих в Перечень, обязаны ежегодно представлять отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее — отчетность), в порядке, установленном Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342; далее — Правила).
Отчетность представляется ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом). В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности производителем или импортером товаров в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или государственной регистрации юридического лица, являющихся производителями или импортерами товаров.
Отчетность представляется в Росприроднадзор в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств ЕГИС УОИТ.
Росприроднадзор на своем официальном сайте на безвозмездной основе обеспечивает доступ производителей и импортеров товаров к электронным сервисам (в т.ч. к ЕГИС УОИТ) для составления и представления отчетности.
К СВЕДЕНИЮ
Поскольку ЕГИС УОИТ до сих пор не введена в действие, представление отчетности осуществляется с использованием «Модуля природопользователя» или через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора pnv-rpn.ru.
При подаче отчетности в форме электронных документов путем использования программных средств ЕГИС УОИТ дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.
В случае отсутствия технической возможности отчетность направляется посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично:
- производителем товаров — в территориальный орган Росприроднадзора по месту его государственной регистрации;
- импортером товаров — в Росприроднадзор.
Датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления посредством ЕГИС УОИТ, датой приема отчетности на бумажном носителе — дата проставления отметки Росприроднадзора или его территориального органа о получении отчетности на бумажном носителе или дата почтового отправления.
Отчетность представляется в отношении каждого наименования товара из Перечня по форме , приведенной в приложении к Правилам.
Контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в т.ч. проверка достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, и ее соответствия форме, предусмотренной приложением к Правилам, осуществляется Росприроднадзором (его территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности.
Поскольку рассматриваемое в вопросе предприятие занимается производством деревянной тары, входящей в Перечень и используемой для упаковки продукции собственного изготовления, оно обязано выполнять нормативы утилизации отходов от использования данного вида упаковки и ежегодно в срок до 1 апреля представлять отчетность о выполнении нормативов утилизации.
Отметим, что Распоряжением № 2491-р в отношении деревянной тары установлены следующие нормативы утилизации:
Извлечение
из Распоряжения № 2491-р
Нормативы утилизации отходов от использования товаров
Несмотря на то что на 2015 г. (как и на 2016 г.) в отношении деревянной тары установлен нулевой норматив утилизации, предприятие обязано было представить отчетность о выполнении нормативов утилизации в срок до 1 апреля 2016 г.
Обратите внимание, что согласно п. 13 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ при перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.
Например, если предприятие в 2016 г. утилизирует деревянную тару (допустим, 2 %) при установленном на 2016 г. нулевом нормативе утилизации, то установленный на 2017 г. 5%-ный норматив утилизации будет уменьшен для предприятия на 2 % и составит 3 %.
Пример заполнения отчетности (за 2017 г. с учетом выполненного в 2016 г. «сверхнорматива» в отношении деревянной тары) приведен ниже[3] (Пример 2) .
Пунктом 18 Положения и п. 17 Правил предусмотрено, что за непредставление или несвоевременное представление декларации и отчетности, а также за представление в неполном объеме или в искаженном виде сведений в декларации и отчетности производители и импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По причине отсутствия официальных разъяснений Минприроды России и Росприроднадзора по данному вопросу можно лишь предположить, что ответственность предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 05.04.2016; далее — КоАП РФ):
Извлечение
из КоАП РФ
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Однако есть вероятность применения к производителю, импортеру товаров ст. 8.2 КоАП РФ[4]:
Извлечение
из КоАП РФ
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 7 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в порядке, установленном ст. 24.5 данного Федерального закона и Правилами взимания экологического сбора (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
В срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора, в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в т.ч. упаковки), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются:
- копии платежных документов об уплате экологического сбора;
- документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.
КСТАТИ
С проектом Приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» можно ознакомиться по ссылке regulation.gov.ru/projects#npa=46362.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что в целях принятия расчетов суммы экологического сбора доработан программный продукт для подготовки отчетности, направляемой в Росприроднадзор, — «Модуль природопользователя», доступный в свободном и бесплатном доступе на официальном сайте Росприроднадзора.
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
К СВЕДЕНИЮ
Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284.
В случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Росприроднадзора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 30 календарных дней со дня получения данного требования плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке[5].
Так как Распоряжением № 2491-р в отношении всех групп товаров из Перечня на 2015 г. были установлены нулевые нормативы утилизации, рассчитывать и уплачивать экологический сбор в срок до 15 апреля 2016 г. не было необходимости.
Что касается рассматриваемого в вопросе предприятия, то поскольку в отношении деревянной тары на 2016 г. установлен нулевой норматив утилизации, а на 2017 г. — 5%-ный, то впервые рассчитывать и уплачивать экологический сбор предприятие должно будет в срок до 15 апреля 2018 г., при условии что установленный норматив не будет выполнен в 2017 г.
ВЫВОД
Так как предприятие занимается выпуском деревянной тары для продукции собственного изготовления, оно было обязано в срок до 1 апреля 2016 г. представить декларацию и отчетность. Ответственность за непредставление данных документов не установлена действующим законодательством, однако, скорее всего, предприятие может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 или 8.5 КоАП РФ. Уплачивать экологический сбор в текущем году не нужно.
[1] Положение распространяется на товары, произведенные и реализуемые на территории Российской Федерации, товары, импортированные из третьих стран в Российскую Федерацию в целях их реализации, прошедшие соответствующие таможенные операции, а также товары, произведенные на территории государств — членов Евразийского экономического союза и импортированные в Российскую Федерацию в целях их реализации.
При составлении декларации не учитываются товары, вывезенные из Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
[2] Подробнее о ЕГИС УОИТ см.: Ламихова М. Единая государственная система учета отходов от использования товаров: что нас ждет? // Справочник эколога. 2016. № 4. С. 41–49 (profiz.ru/eco/4_2016/EGIS_UOIT) (прим. редакции).
[3] Примечания к форме не приводятся. Полную версию формы вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм».
[4] Напоминаем нашим читателям о противоположных точках зрения Минприроды России и Росприроднадзора по вопросу привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к административной ответственности за представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов с нарушением порядка и срока, установленных законодательством (см. письмо Росприроднадзора от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991 и письмо Минприроды России от 13.07.2015 № 12-47/16251) (прим. редакции).
[5] Подробнее об утилизации отходов от использования товаров и уплате экологического сбора см.:
– Ламихова М. Утилизация отходов от использования товаров и экологический сбор: вести с полей // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 20–40 (profiz.ru/eco/3_2016/util_OIT);
– Куликов И.В. Обязанность по утилизации отходов от использования товаров: анализируем конкретные ситуации // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 68–75;
– Алымова В.А. Утилизация упаковки: есть свои особенности // Справочник эколога. 2016. № 4. С. 50–53 (прим. редакции).