Отдаем журнал бесплатно!

Обращение с отходами: грядут очередные изменения

Ключевые вопросы

Незаконные свалки в Московском регионе и общественный экологический контроль по их предотвращению: итоги круглого стола

Проект изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Проект изменений в Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

Общественные обсуждения и первые инициативы

В Общественной палате Российской Федерации 28.03.2017 был проведен круглый стол на тему «Незаконные свалки в Московском регионе и общественный экологический контроль по их предотвращению». В качестве участников было заявлено более 100 человек, причем не только из Московской области, но и из других регионов (в частности, были представители из Анапы). Высказаться хотели многие, из-за чего регламент был нарушен с самого начала. Естественно, всем выступить не удалось, однако озвученные проблемы и предложения по их решению вышли за рамки заданной темы.

 

К примеру, представителям Российской академии естественных наук было предложено в течение 3–4 месяцев провести анализ территориальной схемы Московской области и сформулировать конкретные предложения по ее доработке. Было отмечено, что Москва и Московская область не такой уж уникальный пример агломерации, в которой есть проблемы в сфере обращения с отходами: стоит вспомнить Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также Севастополь и Республику Крым.

Неоднократно высказывались предложения по ужесточению природоохранного законодательства, по организации раздельного сбора отходов в каждой квартире и установлении ответственности за мусорный пакет, брошенный «не в тот контейнер» (В.В. Боброва, Р.Г. Мелконян). Заместитель председателя ООО «Общественный Экологический Контроль России» А.А. Лесновский предложил потребовать от Росприроднадзора и уполномоченных органов власти Московской области отчет с 2002 г. о расходовании средств, поступивших за счет уплаты «налога на отходы»[1].

Один из участников круглого стола заявил, что в ближайшее время состоится встреча, посвященная внесению первых поправок в действующую территориальную схему Московской области[2]. В связи с этим предложения участников круглого стола могут быть рассмотрены в рамках указанной работы.

Стоит отметить, что правоприменительная практика по Федеральному закону от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 458-ФЗ) только начинает складываться. Однако и общественные организации, и органы власти субъектов Российской Федерации уже готовы представить свои предложения по улучшению действующего законодательства.

Отдельные федеральные органы исполнительной власти приступили к разработке проектов актов, призванных откорректировать до настоящего времени не заработавший механизм регулирования. В частности, Минпромторг России в целях реализации Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 851, 21.03.2017 разместил на сайте regulation.gov.ru 3 проекта акта:

• проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"»[3] (далее — законопроект);

• проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. № 197» [4] (далее — проект Постановления 1);

• проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации»[5] (далее — проект Постановления 2).

 

[1] Скорее всего, речь шла о плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (прим. автора).

[2] Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области утверждена Постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47.

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Обращение с отходами: грядут очередные изменения

Ключевые вопросы

Незаконные свалки в Московском регионе и общественный экологический контроль по их предотвращению: итоги круглого стола

Проект изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Проект изменений в Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

Общественные обсуждения и первые инициативы

В Общественной палате Российской Федерации 28.03.2017 был проведен круглый стол на тему «Незаконные свалки в Московском регионе и общественный экологический контроль по их предотвращению». В качестве участников было заявлено более 100 человек, причем не только из Московской области, но и из других регионов (в частности, были представители из Анапы). Высказаться хотели многие, из-за чего регламент был нарушен с самого начала. Естественно, всем выступить не удалось, однако озвученные проблемы и предложения по их решению вышли за рамки заданной темы.

 

К примеру, представителям Российской академии естественных наук было предложено в течение 3–4 месяцев провести анализ территориальной схемы Московской области и сформулировать конкретные предложения по ее доработке. Было отмечено, что Москва и Московская область не такой уж уникальный пример агломерации, в которой есть проблемы в сфере обращения с отходами: стоит вспомнить Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также Севастополь и Республику Крым.

Неоднократно высказывались предложения по ужесточению природоохранного законодательства, по организации раздельного сбора отходов в каждой квартире и установлении ответственности за мусорный пакет, брошенный «не в тот контейнер» (В.В. Боброва, Р.Г. Мелконян). Заместитель председателя ООО «Общественный Экологический Контроль России» А.А. Лесновский предложил потребовать от Росприроднадзора и уполномоченных органов власти Московской области отчет с 2002 г. о расходовании средств, поступивших за счет уплаты «налога на отходы»[1].

Один из участников круглого стола заявил, что в ближайшее время состоится встреча, посвященная внесению первых поправок в действующую территориальную схему Московской области[2]. В связи с этим предложения участников круглого стола могут быть рассмотрены в рамках указанной работы.

Стоит отметить, что правоприменительная практика по Федеральному закону от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 458-ФЗ) только начинает складываться. Однако и общественные организации, и органы власти субъектов Российской Федерации уже готовы представить свои предложения по улучшению действующего законодательства.

Отдельные федеральные органы исполнительной власти приступили к разработке проектов актов, призванных откорректировать до настоящего времени не заработавший механизм регулирования. В частности, Минпромторг России в целях реализации Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 851, 21.03.2017 разместил на сайте regulation.gov.ru 3 проекта акта:

• проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"»[3] (далее — законопроект);

• проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. № 197» [4] (далее — проект Постановления 1);

• проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации»[5] (далее — проект Постановления 2).

 

[1] Скорее всего, речь шла о плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (прим. автора).

[2] Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области утверждена Постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47.

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2017.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам