Какие последствия могут (должны) наступить при нарушении срока накопления отходов в специально обустроенных для этой цели местах?
В настоящее время согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016) накоплением отходов является временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
КСТАТИ
Предельный срок накопления отходов усматривается только из определения понятия «накопление отходов». При этом положений, прямо запрещающих накопление отходов свыше 11 месяцев, законодательство об отходах производства и потребления не содержит.
Таким образом, если попытаться квалифицировать действия хозяйствующего субъекта, накапливающего отходы в местах накопления свыше 11 месяцев, формально невозможно указать, какое требование законодательства они нарушают.
При этом следует учитывать, что определение понятия «накопление отходов» требованием по своей сути не является, никаких предписаний, указаний к действию, запретов на совершение действий не содержит.
Однако накопление отходов после окончания предельного срока накопления, а точнее непринятие мер по определению дальнейшей судьбы отходов (передача на обезвреживание, утилизацию, размещение), всегда связывали с риском наступления следующих последствий:
• возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований при обращении с отходами по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 03.04.2017);
• возникновение у хозяйствующего субъекта обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в части размещения отходов.
Очевидно, что накопление отходов с превышением предельного срока не может автоматически превратить процесс накопления в процесс размещения, если отходы не находятся в этот момент в объекте размещения отходов.
Этот вывод без труда можно сделать из определений понятий «хранение отходов» и «захоронение отходов», которые составляют деятельность по размещению отходов, а также понятий объектов размещения отходов. Так, размещение отходов осуществляется исключительно в специализированных (специальных) объектах, предназначенных для хранения отходов, захоронения отходов. При этом размещение отходов не осуществляется в местах, предназначенных для накопления отходов (временного складирования отходов).
Также следует учитывать, что отходы, которые накапливаются, в т.ч. свыше предельного срока накопления, могут никогда не стать размещенными.
Например, образователь отходов, вне зависимости от превышения предельного срока накопления, через какой-то промежуток времени передал отходы на утилизацию (использование). В подобной ситуации говорить о состоявшемся факте размещения отходов только потому, что отходы «залежались» на производственной площадке хозяйствующего субъекта, — абсурдно, учитывая их дальнейшую судьбу.
Однако, вопреки здравому смыслу, практика предъявления администратором платы за НВОС требований об исчислении и внесении платы за количество отходов, которые находятся в местах накопления отходов с превышением предусмотренного законом срока накопления, была довольно распространена без какого-либо адекватного нормативного обоснования.
В настоящее время — после внесения изменений, касающихся порядка исчисления платы за НВОС в части размещения отходов, в Федеральный закон № 89-ФЗ[1], издания Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду[2] и утверждения формы декларации о плате за НВОС[3] (с указаниями по ее заполнению) — попытки обосновать необходимость внесения платы за размещение отходов при превышении предельного срока накопления отходов, на наш взгляд, будут встречаться чаще.
[1] См. Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016).
[2] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
Подробнее см.: Дудникова А.Г., Самохина А.А. Комментарий к Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду // Справочник эколога. 2017. № 5. С. 61–65 (прим. редакции).
[3] Форма декларации утверждена Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».