Рассмотрим основные положения, посвященные механизму зачета и возврата сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), внесения авансовых платежей, и попробуем спрогнозировать возможные проблемы применения данного механизма, в частности, основанные на опасениях природопользователей.
Зачет и возврат сумм излишне уплаченной платы за НВОС
17.03.2017 вступили в силу Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255[1].
Природопользователи ожидали, что со вступлением в силу указанного подзаконного акта запустится в том числе и механизм зачета, а также возврата сумм излишне внесенной платы за НВОС.
Такие обещания были, например, в письме Росприроднадзора от 29.12.2016 № ОД-06-01-31/26477 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — письмо № ОД-06-01-31/26477):
[…]
В настоящее время в связи с отсутствием утвержденных Правил[2] исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения порядок зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду определить невозможно.
[…]
Тем не менее Правила преподнесли сюрприз: в них содержатся лишь общие рамочные положения, посвященные порядку зачета и возврата сумм излишне внесенной платы за НВОС.
При этом главенствующая роль в определении детализированного порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС отведена Росприроднадзору. Не исключено, что к моменту выхода настоящей статьи Служба утвердит указанный порядок.
Сегодня же начнем с того, что уже имеем, — с положений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) и Правил.
Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 16.5. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения
[…]
2. Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.
[…]
На этом Федеральный закон № 7-ФЗ умывает руки. Более подробного описания порядка зачета, возврата излишне уплаченных сумм платы за НВОС или уплаты недоимок по плате за НВОС Федеральный закон № 7-ФЗ не содержит.
Извлечение
из Правил
[…]
36. Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
[…]
48. В случае выявления завышенного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратор платы предлагает лицу, обязанному вносить плату, оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода.
Лицо, обязанное вносить плату, в случае несогласия с предложением, изложенным в акте проведения контроля за исчислением платы, о зачете платы, вправе направить администратору платы заявление о возврате в установленном порядке суммы излишне внесенной платы.
Решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
[…]
Итак, Правила устанавливают два способа зачета сумм излишне уплаченной платы за НВОС:
1) по заявлению лица, обязанного вносить плату за НВОС (в течение 3 месяцев со дня подачи заявления);
2) по инициативе Росприроднадзора после проведения контроля за исчислением платы и составления акта контроля за исчислением платы (ориентировочно в течение 9 месяцев со дня представления природопользователем декларации о плате за НВОС).
При этом обязательным элементом второго способа является направление лицу, обязанному вносить плату за НВОС, предложения оформить зачет переплаты в счет будущего отчетного периода.
В качестве способа возврата сумм излишне уплаченной платы за НВОС Правила предусматривают лишь один вариант — возврат по заявлению лица, обязанного вносить плату за НВОС.
Надо отметить, что, хотя в настоящее время порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной платы за НВОС Росприроднадзором не разработан, уже сейчас начинают вырисовываться проблемы, которые неизбежно или потенциально будут сопровождать попытки применения соответствующего механизма.
Проблема 1
Природопользователи фактически не имеют возможности зачета переплаты в счет первого авансового платежа.
Известно, что плата за НВОС вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Декларация о плате за НВОС, отражающая сведения о платежной базе, примененной при исчислении платы, представляется в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 10 марта года, следующего за отчетным.
Разумеется, природопользователь вправе внести плату за НВОС и представить декларацию о плате за НВОС не дожидаясь наступления указанных дат. Однако, как правило, хозяйствующие субъекты закрывают вопросы внесения платы за НВОС и представления декларации максимально приближенно к предельному сроку.
Вместе с тем обязанность по внесению первого в текущем году квартального авансового платежа — 20 апреля (т.е. весьма часто уже через полтора месяца после представления декларации о плате за НВОС).
Также известна позиция центрального аппарата Росприроднадзора по вопросу очередности представления декларации о плате за НВОС и подачи заявления о зачете или возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС:
[…]
[…] вопросы зачета (возврата) излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду могут быть рассмотрены территориальным органом Росприроднадзора после представления лицами, обязанными вносить плату, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
[…]
Возможно, это правило будет прописано и в порядке зачета и возврата сумм излишне уплаченной платы за НВОС, разрабатываемом Росприроднадзором.
При этом, как указано выше, в соответствии с п. 36 Правил зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.
Полагаем, не стоит надеяться на спешность территориальных органов в вопросе принятия решения о зачете, возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС, — лучше сразу настроиться на 3 месяца ожидания.
Таким образом, до 20 апреля лица, обязанные вносить плату за НВОС, попросту не успевают добиться зачета сумм излишне уплаченной платы за НВОС в счет будущих платежей (ни в текущем году, ни в будущих), а значит, 20.04.2017 природопользователи вносят первый авансовый платеж в счет платы за 2017 г., невзирая на наличие переплаты по итогам 2016 г.
Не станем отрицать, что, применяя иной подход и исходя из презумпции переплаты, отдельные хозяйствующие субъекты могут на свой страх и риск не вносить авансовые платежи, ожидая решения Росприроднадзора о зачете сумм излишне уплаченной платы за НВОС в счет будущих платежей.
Однако в указанном случае таким хозяйствующим субъектам следует быть подготовленными к попыткам территориальных органов Росприроднадзора привлечь их к ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 03.04.2017; далее — КоАП РФ) за невнесение квартальных авансовых платежей в счет платы за НВОС за 2017 г. (не стоит забывать, что переплата по итогам 2016 г. — если таковая имеется — обычно образовалась за счет квартальных авансовых платежей, внесенных в счет платы за НВОС за 2016 г.).
Проблема 2
Территориальный орган Росприроднадзора может попытаться обосновать затягивание сроков зачета или возврата незавершенной проверкой декларации, на которую отводится 9 месяцев.
По мнению Центра правовой экологии, подобные действия будут неправомерными. Тем не менее неправомерность таких действий не исключает возможные попытки их совершения.
Извлечение
из Правил
[…]
37. Контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
38. […]
Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее — проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.
[…]
При этом не исключено, что территориальный орган Росприроднадзора предложит природопользователю представить заявление о зачете или возврате не ранее завершения контроля за исчислением платы (т.е. проверки декларации о плате за НВОС).
С подобной практикой в случае ее возникновения, безусловно, можно и нужно бороться, учитывая, что ни Федеральный закон № 7-ФЗ, ни Правила не связывают право плательщика платы на подачу соответствующего заявления с фактом завершения проверки Росприроднадзором декларации о плате за НВОС.
Будем надеяться, что не появится такое условие и в порядке зачета и возврата сумм излишне уплаченной платы за НВОС, разрабатываемом Росприроднадзором.
Проблема 3
Территориальный орган Росприроднадзора, находясь в позиции силы, фактически может «управлять» переплатой авансовых платежей для цели погашения доначисленной платы за НВОС.
Представим ситуацию. Природопользователь в течение 2016 г. вносил квартальные авансовые платежи, общая сумма которых составила 700 000 руб.
По итогам 2016 г. хозяйствующий субъект рассчитал плату за НВОС, размер которой оказался 400 000 руб.
Таким образом, переплата составила 300 000 руб.
Плательщик платы за НВОС представил в территориальный орган Росприроднадзора декларацию о плате за НВОС и заявление о зачете сумм излишне уплаченной платы (в размере 300 000 руб.) в счет будущих платежей.
Однако территориальный орган Росприроднадзора, проверив декларацию о плате за НВОС, не согласился с размером платы за НВОС, подлежащей внесению по итогам 2016 г., например, по следующим причинам:
1) хозяйствующий субъект при определении размера платы за размещение отходов не указал какой-либо объект материального мира, являющийся, по мнению администратора платы за НВОС, размещенным в отчетный период отходом, по мнению хозяйствующего субъекта — продукцией, хранящейся до ее реализации потребителю;
2) хозяйствующий субъект при определении размера платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не указал в качестве выбрасываемых в атмосферный воздух взвешенных веществ фактически выбрасываемые пыль абразивную, углерод (сажу), по своим физическим свойствам относящиеся к твердым частицам (руководствуясь письмом Росприроднадзора от 16.01.2017 № АС-03-01-31/502 «О рассмотрении обращения»).
Таким образом, по мнению администратора платы за НВОС, хозяйствующий субъект должен внести в качестве платы за НВОС по итогам 2016 г. не 400 000 руб., а, например, 500 000 руб.
Вероятнее всего, Росприроднадзор откажет природопользователю в удовлетворении заявления о зачете 300 000 руб. (переплаты) в счет будущих платежей, в лучшем случае предложив удовлетворить заявление в части и зачесть 200 000 руб.
Впоследствии спор природопользователя и территориального органа Росприроднадзора перейдет в плоскость доказывания/опровержения правомерности позиции административного органа и плательщика платы по спорным вопросам исчисления платы за НВОС.
Одно можно сказать смело: несовершенство механизма авансовых платежей и противоречивая правоприменительная практика взимания платы за НВОС (в т.ч. обусловленная изменчивостью настроения и взглядов администратора платы) в досудебном споре между природопользователем и административным органом ставит последнего на позицию силы, т.к. в момент возникновения спора о надлежащем размере платы за НВОС природопользователь уже исполнил обязанность по внесению авансовых платежей, а значит, денежные средства выбыли из его распоряжения.
Авансовые платежи — 2017: последствия невнесения, неполного внесения, зачет прошлогодней переплаты
Итак, рассчитывая размер платы за НВОС, подлежавшей внесению по итогам 2016 г., многие природопользователи обнаружили образование переплаты по причине внесения в 2016 г. авансовых платежей.
Причем размер переплаты в отдельных случаях оказался весьма значительным, в т.ч. предположительно покрывающим часть будущих авансовых платежей (в 2017 г.), а то и все 3 авансовых платежа 2017 г. полностью.
На этом фоне специалисты экологических служб некоторых предприятий решили отказаться от внесения очередного авансового платежа (срок внесения которого, напомним, 20 апреля) ввиду убежденности в том, что внесенных в предыдущем году авансовых платежей хватит и на 2017 г. (или его часть).
Рассмотрим потенциальные негативные последствия невнесения авансовых платежей, чтобы рассказать природопользователям о возникших рисках.
Как посчитать сумму аванса, подлежащую уплате в трех кварталах 2017 г.?
Важно отметить, что законодательство Российской Федерации определило одно-единственное правило в отношении квартальных авансовых платежей: авансовый платеж равен 1/4 суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
Какую сумму платы за НВОС следует считать «уплаченной за предыдущий год»? Несмотря на кажущуюся очевидность и простоту, на самом деле этот вопрос является сложным и определяющим.
Формальное прочтение нормы закона позволяет выделить как минимум 2 варианта трактовки предлога «за».
Вариант 1
«За» = «в течение периода».
Получаем: 1/4 суммы платы за НВОС, уплаченной в течение предыдущего года.
Применительно к плате за НВОС, уплаченной за 2016 г., в рамках указанной трактовки учитываться будет фактически перечисленная в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 (включительно) плата за НВОС. При этом не важно, в каком году оказано НВОС, за которое вносилась плата в данный период.
Именно из суммы всех платежей за данный период будет рассчитываться квартальный авансовый платеж.
Вариант 2
«За» = «за кого-то, за что-то».
Получаем: 1/4 суммы платы за НВОС, уплаченной за НВОС предыдущего года.
В данной трактовке предлога «за» не важно, когда именно были перечислены деньги в счет платы за НВОС, оказанное в предыдущем году.
Применительно к плате за НВОС, уплаченной за 2016 г., в рамках указанной трактовки будет учитываться любой платеж с назначением платежа «за 2016 г.».
Наряду с приведенными вариантами толкования нормы закона существуют еще несколько вариантов толкования, которые по смыслу никак не согласуются со словосочетанием «уплаченной за предыдущий год» (употребляемым в законе), однако представляют определенный интерес и активно обсуждаются специалистами экологических служб.
Вариант 3
Основа расчета — сумма платы за НВОС, указанная в декларации о плате за НВОС.
Данное толкование закона основано на замене словосочетания «уплаченной за предыдущий год» словосочетанием «которая должна была быть уплачена за предыдущий год» (либо словосочетанием «подлежащей уплате за предыдущий год»).
Безусловно, с правовой точки зрения подмена понятий не может быть оправдана. Нужно понимать, что в п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ нет совершенно никакой привязки именно к декларации о плате за НВОС. Однако именно такой подход к прочтению закона кажется наиболее правильным и справедливым.
Вариант 4 (на примере платы за 2016 г.)
Учитывается фактически перечисленная за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 (включительно) плата за НВОС, причем только за НВОС, оказанное в 2016 г. (т.е. без учета платежа от 20.01.2016, сделанного за НВОС, оказанное в 2015 г., и без учета платежа, сделанного до 02.03.2017).
С правовой точки зрения данный вариант практически невозможно обосновать. Однако по духу закона такая трактовка кажется достаточно приемлемой.
Следует отметить, что разброс позиций о правильности определения авансовых платежей в 2017 г. весьма существенный. При этом Росприроднадзор на момент подготовки настоящей статьи свою позицию по вопросу очевидным образом не обнародовал.
Хотя еще в первой половине 2016 г. в одном из писем Служба мельком упомянула свое видение ответа на будущий проблемный вопрос:
[…]
[…] В течение 2017 г. авансовые платежи будут подлежать внесению от сумм платы, уплаченных за 2016 г. и указанных в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
[…]
Таким образом, Росприроднадзор указывает, что необходимо отталкиваться не только от суммы фактически внесенных платежей (в т.ч. посредством авансов за 2016 г.), но и от данных о размере платы, указанных в декларации.
Представляется, что такой подход является наиболее адекватным.
При этом важно учитывать, что подход о необходимости учета (при определении квартального платежа в 2017 г.) всех платежей, уплаченных за (в значении «в течение») 2016 г., по мнению автора настоящей статьи, нежизнеспособен.
Предположим, что природопользователь соглашается (смиряется с подходом) при определении квартального платежа в 2017 г. учитывать все платежи (в т.ч. переплату), уплаченные в течение 2016 г.
При наличии существенной переплаты в 2016 г. размер квартального платежа окажется достаточно велик.
Однако не стоит забывать о праве субъекта платы за НВОС осуществить зачет излишне уплаченных сумм платы за НВОС в счет будущих платежей (рано или поздно природопользователи внедрят практику зачета).
Осуществив зачет переплаты 2016 г. в счет будущих платежей, некоторые хозяйствующие субъекты уже вполне правомерно, начиная со II квартала 2017 г., прекратят вносить квартальные авансовые платежи в 2017 г.
Таким образом, когда мы подойдем к 2018 г., окажется, что природопользователь, осуществивший зачет переплаты 2016 г. в счет будущих платежей 2017 г., в течение 2017 г. внес единственный платеж — квартальный авансовый платеж за I квартал.
Вопрос: какой размер квартального авансового платежа будет определен по итогам 2017 г. при применении рассматриваемого подхода?
Ответ: 1/4 от всех платежей, фактически уплаченных за (в значении «в течение») 2017 г. Такой платеж был лишь один — в I квартале 2017 г.
Очевидно, что подобный вариант толкования порядка определения размера авансовых платежей может исковеркать задуманную систему авансовых платежей, направленную на непрерывный процесс поступления средств в бюджетную систему Российской Федерации в счет внесения платы за НВОС.
Невнесение авансовых платежей до зачета переплаты в счет будущих платежей
Выше мы отметили, что специалисты экологических служб некоторых предприятий решили отказаться от внесения очередного авансового платежа ввиду убежденности в том, что внесенных в предыдущем году авансовых платежей хватит и на 2017 г. (или его часть).
Избрав подобную позицию, природопользователи, по существу, заручились одним-единственным аргументом — положением п. 2 ст. 16.5 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за НВОС за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.
Однако при таком подходе не учитывается, что в п. 2 ст. 16.5 Федерального закона № 7-ФЗ речь идет:
• о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС по заявлению лиц, обязанных вносить плату;
• зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС в счет будущих платежей по итогам контроля за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения, осуществляемом администратором платы за НВОС.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Ни Федеральный закон № 7-ФЗ, ни Правила не предусматривают автоматический зачет излишне уплаченных сумм платы в счет будущих платежей лишь по тому основанию, что у природопользователя образовалась переплата, о которой ему доподлинно известно, но наличие и размер которой не подтвержден администратором платы за НВОС.
Учитывая, что на принятие решения о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС в счет будущих платежей администратору платы отводится 3 месяца со дня подачи лицом, обязанным вносить плату, заявления, вероятнее всего, к 20 апреля текущего года большинство природопользователей не успели получить такое решение.
Таким образом, 20 апреля текущего года хозяйствующие субъекты, у которых образовалась переплата по плате за НВОС по итогам 2016 г., ввиду отсутствия по состоянию на 20 апреля решения Росприроднадзора о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС должны были внести первый квартальный авансовый платеж за 2017 г.
При этом после получения решения Росприроднадзора о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС соответствующие суммы платы могут быть зачтены в счет будущих квартальных авансовых платежей.
Теперь вернемся к вопросу выявления рисков, связанных с невнесением квартальных авансовых платежей.
Что из себя представляет обязанность по внесению квартальных авансовых платежей?
В соответствии с п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 данного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
Напомним, что название ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ — «Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду».
На наш взгляд, не может быть сомнений в том, что обязанность по внесению квартальных авансовых платежей — обязанность по внесению платы за НВОС.
От обратного: невнесение квартальных авансовых платежей — неисполнение обязанности по внесению платы за НВОС, т.е. невнесение платы за НВОС.
Как известно, подобное бездействие составляет событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, согласно которой невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
И здесь существует два различных подхода к вопросу квалификации бездействия природопользователя в качестве «невнесения в установленные сроки платы за НВОС»:
1. Невнесением платы следует считать полное невнесение какой-либо суммы в счет платы за НВОС в установленный срок.
Пример 1
Хозяйствующий субъект должен внести 30 000 руб. в срок до 20 апреля.
По состоянию на 21 апреля сумма (в т.ч. менее 30 000 руб.) не внесена.
Наличие события административного правонарушения — имеется.
Пример 2
Хозяйствующий субъект должен внести 30 000 руб. в срок до 20 апреля.
По состоянию на 21 апреля внесена сумма в размере 10 000 руб.
Наличие события административного правонарушения — отсутствует.
Сторонники первого подхода полагают, что в случае внесения какой угодно суммы в счет платы за НВОС в установленный срок, вне зависимости от ее достаточности/недостаточности, хозяйствующий субъект не может быть привлечен к административной ответственности.
2. Неполное внесение платы за НВОС является невнесением платы за НВОС в установленные сроки.
Пример 3
Хозяйствующий субъект должен внести 30 000 руб. в срок до 20 апреля.
По состоянию на 21 апреля внесена сумма в размере 10 000 руб.
Наличие события административного правонарушения — имеется.
Сторонники второго подхода считают, что под конструкцией «внесение платы за НВОС» следует понимать внесение платы за НВОС в надлежащем размере (т.е. полное внесение).
Иными словами, внесение части платы за НВОС в соответствии со вторым подходом не может рассматриваться как внесение платы за НВОС (как исполнение обязанности в установленный срок).
КСТАТИ
Практика правоприменения свидетельствует о более широком распространении первого подхода, когда лицо, обязанное вносить плату за НВОС, привлекается к ответственности в случае, если до наступления срока внесения платы за НВОС (в частности, каждого срока внесения квартального авансового платежа), плата за НВОС не внесена вообще (в каком-либо размере, в т.ч. частично).
Сегодня данный перевес во многом (на уровне психологии) объясняется тем, что за неполное внесение платы за НВОС (впрочем, как и за невнесение в установленный срок) законодательством предусмотрен экономический механизм ответственности.
Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
[…]
4. Несвоевременное или неполное внесение платы[3] за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
[…]
Надо отметить, что на самом деле экономический механизм ответственности никоим образом не исключает возможности привлечения к административной ответственности.
Основания для привлечения к ответственности за невнесение платы за НВОС (в зависимости от подхода — за неполное внесение) существуют несмотря на возможность взыскания с недобросовестного плательщика пеней за каждый день просрочки.
Тем не менее после установления федеральным законом порядка взыскания пеней за несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС территориальные органы Росприроднадзора стали охладевать к практике привлечения природопользователей к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за неполное внесение платы за НВОС.
Извлечение
из Правил
[…]
52. В случае невнесения или неполного внесения платы[4] в установленный срок администратор платы применяет предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и направляет в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию об указанных лицах.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяют предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
[…]
Данное положение в любой момент может быть воспринято органами госэконадзора как призыв к активным действиям по привлечению хозяйствующих субъектов, осуществивших неполное внесение платы за НВОС, к административной ответственности по единственной наиболее подходящей ст. 8.41 КоАП РФ.
Привлечение к административной ответственности за невнесение авансовых платежей
Как указано выше, невнесение хотя бы одного авансового платежа, на наш взгляд, является невнесением платы за НВОС в установленные сроки.
Аналогичной позиции придерживается Минприроды России в письме о порядке привлечения к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ в случае невнесения в установленные сроки квартальных авансовых платежей за НВОС:
[…]
[…] в случае невнесения квартальных авансовых платежей в сроки, установленные статьей 16.4 Закона 7-ФЗ, виновные лица, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежат административной ответственности.
Начисление пеней за несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей
Как указано выше, в соответствии с п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 настоящей статьи.
Итак, о каком «соответствующем» сроке идет речь в п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ?
Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
[…]
3. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года[5], следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
[…]
Очевидно, что данный пункт указывает на несколько сроков внесения платы за НВОС одновременно:
1) не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;
2) не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, т.е. не позднее:
• 20 апреля;
• 20 июля;
• 20 октября.
Таким образом, из закона следует, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки внесения платы за НВОС, начиная со следующего дня после:
• 1 марта года, следующего за отчетным, — в отношении внесения платы по итогам отчетного года;
• 20 апреля, 20 июля, 20 октября — в отношении внесения квартальных авансовых платежей.
Данный подход также озвучен в письме Росприроднадзора от 18.07.2016 № АА-06-01-36/14253 «Об уплате пеней», согласно которому в отношении платы за НВОС пени начисляются начиная со 2 марта года, следующего за отчетным, а в отношении авансовых платежей — с 21 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в т.ч. за выходные и нерабочие праздничные дни.
[1] Подробнее см.: Дудникова А.Г., Самохина А.А. Комментарий к Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду // Справочник эколога. 2017. № 5. С. 61–65 (прим. редакции).
[2] Здесь и далее выделено автором.
[3] Здесь и далее выделено автором.
[4] Здесь и далее выделено автором.
[5] Здесь и далее выделено автором.