Российские законодатели любят преподносить нам сюрпризы. Нормативно-правовая база в сфере охраны окружающей среды меняется со скоростью света, и даже опытные специалисты с трудом отслеживают изменения и успевают приспособиться к ним. Однако санитарное законодательство тоже не отстает. Только недавно инженеры-экологи справились с новыми требованиями о постановке санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ) на кадастровый учет, как вся система установления СЗЗ вновь ломается на корню.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.07.2017) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их СЗЗ, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Порядок установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утверждается Правительством Российской Федерации.
Данный абзац введен Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» и вступил в силу 30.09.2017, а в начале марта 2018 г. указанный Порядок увидел свет[1]. Так, Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Постановление № 222, Правила).
Ранее единственным документом, регламентирующим установление СЗЗ, являлись СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Данные санитарные правила, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, претерпели много изменений за эти годы, имеют большое число несоответствий и проблем толкования, но именно по ним все это время утверждались границы СЗЗ. В документе приводится санитарная классификация предприятий по отраслям промышленности, а также дается алгоритм разработки и согласования проекта СЗЗ для разных случаев.
Однако в соответствии с иерархией нормативных правовых актов Постановление Правительства РФ, безусловно, имеет более высокий приоритет. Следовательно, с 15.03.2018 (дата вступления в силу Постановления № 222) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 частично теряют свою силу — в зависимости от трактовки Постановления № 222 и от реализации его положений на практике. В статье проанализируем новый регламентирующий документ в сравнении с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и рассмотрим перспективы установления СЗЗ.
[1] Причем появился он внезапно — ни похожих проектов актов в общедоступных онлайн-ресурсах (regulation.gov.ru), ни анонсов появления данного документа не было.