На этапе возврата или зачета излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) между плательщиком и администратором платы может развернуться спор об отнесении конкретных видов отходов к ТКО.
Как известно, с 01.01.2016 плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО:
• являются региональные операторы, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению;
• не являются лица, в процессе деятельности которых образуются ТКО (если речь не идет об образовании отходов в процессе деятельности региональных операторов, операторов по обращению с ТКО).
При этом в отношении периода 2016–2017 гг. законодательством установлен мораторий на взимание платы за НВОС при размещении ТКО[1].
Вместе с тем на практике распространены ситуации, когда:
• образователи ТКО ошибочно продолжают вносить плату за НВОС при размещении таких отходов;
• операторы по обращению с ТКО вносили плату за НВОС при размещении ТКО по итогам 2016 и 2017 гг. (до установления моратория или — по инерции — после его установления).
Осознав ошибку, такие природопользователи, как правило, хотят вернуть или зачесть излишне уплаченные суммы платы в счет предстоящих платежей. На этом этапе между плательщиком и администратором платы за НВОС может развернуться спор об отнесении конкретных видов отходов к ТКО.
В настоящее время в подобном споре ключевым источником сведений об отходах, являющихся ТКО, остается федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО).
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019 по делу № А09-9662/2018
Предмет рассмотрения
Оспаривание отказа в возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС при размещении ТКО, обоснованного тем, что спорный отход не являлся ТКО на момент его размещения.
Обстоятельства дела
Общество, осуществляющее размещение отходов, по итогам 2017 г. внесло плату за НВОС, в т.ч. в части размещения следующих видов отходов:
• остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе (7 41 119 11 72 4);
• остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные (7 41 119 12 72 5).
Впоследствии Общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы платы за НВОС в части размещения вышеперечисленных видов отходов.
По мнению Общества, данные виды отходов на момент внесения платы за НВОС уже являлись ТКО, поскольку остатки сортировки ТКО в силу своего происхождения не могут не являться ТКО.
Администратор платы отказал Обществу в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС в связи с тем, что спорные отходы были отнесены к ТКО после внесения в ФККО соответствующих изменений, вступивших в силу 05.02.2018, т.е. после истечения отчетного периода (2017 г.), за НВОС в котором вносилась плата.
Позиция суда
[1] См. ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 03.04.2018; далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).