Пандемия коронавируса, охватившая весь мир с начала 2020 г., дала развитым и развивающимся странам довольно много времени на осознание серьезности инфекционной угрозы. Но, как видим, не всем этих нескольких месяцев оказалось достаточно, и в настоящее время все доступные ресурсы большинства стран брошены на строительство и увеличение мощности лечебных учреждений, разработку вакцин и тестов, выпуск средств индивидуальной защиты и оборудования. При этом следствием таких усилий являются не только успехи в излечении людей, но и рост количества опасных медицинских отходов.
Вызывает опасения появление во многих научных источниках результатов исследований о довольно долгих сроках жизни возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) вне организма человека, которые составляют до трех суток на гладких поверхностях разных материалов[1]. И это не считая иных опасных для жизни и здоровья человека долгоживущих инфекций и вирусов (гепатиты В и С, ВИЧ и др.).
Стоит отметить, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отнесла отходы медицинской сферы к группе особо опасных еще в 1979 г. и указала на необходимость создания специализированных служб по их уничтожению и переработке, а также по разработке на национальных уровнях дополнительных мер контроля за их обращением.
В 1992 г. в соответствии с Базельской конвенцией[2], стороной которой является и Россия[3], выделены 45 видов опасных отходов, список которых открывается клиническими отходами.
Одной из основных задач государственной политики в области повышения защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов является развитие и внедрение безопасных технологий обращения с биологическими, в т.ч. медицинскими, отходами[4].
Отсутствие регулирования и последствия
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ[5] отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
И вот уже на протяжении 11 лет[6] по инициативе Минприроды России нормы общего федерального законодательства в области обращения с отходами не распространяются на медицинские отходы, т.е. в отношении данных отходов не проводится паспортизация, деятельность по обращению с такими отходами не лицензируется ни Росприроднадзором, ни Роспотребнадзором, ни одним другим федеральным или региональным органом власти.
Санитарными правилами и нормами не установлено требование о получении специальной лицензии на сбор, транспортирование, обезвреживание, утилизацию и размещение медицинских отходов классов А, Б и В. Единственным регулирующим документом в сфере обращения с медицинскими отходами[7] определено, что отходы класса А и обезвреженные отходы классов Б и В можно размещать на полигонах.
Росприроднадзор осуществляет лицензирование и лицензионный контроль в сфере обращения с отходами производства и потребления, но не с медицинскими отходами. В Федеральном законе № 52-ФЗ[8] также не идет речь о медицинских отходах, а только о санитарно-эпидемиологическом заключении для получения лицензии на деятельность по обращению с отходами производства и потребления I–IV классов опасности.
Обратите внимание
В настоящее время отсутствует система учета перемещения медицинских отходов и отчетности при обращении с ними, в результате чего уполномоченные органы не располагают достоверной и актуальной информацией об их обезвреживании, утилизации и размещении.
Кроме того, не осуществляется тарифное регулирование деятельности по обращению с медицинскими отходами, что дополнительно препятствует созданию современной, безопасной, высокотехнологичной системы обращения с такими отходами.
Вместе с тем медицинские и фармацевтические организации не выведены из-под регулирования законодательства об охране окружающей среды. Так, например, они остались плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду[9], а при передаче предварительно обеззараженных и обезвреженных отходов для размещения на полигоне такие организации обязаны вносить плату с применением повышающего коэффициента как за сверхлимитное размещение, т.к. в отношении медицинских отходов не установлен порядок нормирования и медорганизации не могут оформить лимиты на их размещение.
Попытки исправить ситуацию
Для того чтобы исправить возникший правовой пробел (с вытекающими правовыми коллизиями), были разработаны несколько законопроектов, которые, однако, пока не приняты даже в первом чтении.
Один из них — законопроект № 747607-7[10], который 05.07.2019 внесен в Госдуму. Данный законопроект направлен для рассмотрения в комитет по экологии и охране окружающей среды и комитет по охране здоровья. 06.03.2020 получен официальный отзыв Правительства РФ, которое данный законопроект не поддержало.
Второй законопроект, внесенный 03.04.2020 в Правительство РФ, предусматривает урегулирование сферы обращения с медицинскими и биологическими отходами, которые образуются юридическими лицами[11]. Законопроектом предлагается в «возможно короткие сроки» внести поправки в Федеральные законы № 89-ФЗ и № 323-ФЗ[12]. Согласованные предложения к законопроекту должны сформировать сразу семь ведомств: Роспотребнадзор, Минздрав, Минсельхоз, Минприроды, Минэкономразвития, Минфин и Минюст России.
Пока судьба данной законодательной инициативы довольно туманна. Рассмотрим, какова на сегодняшний день ситуация с нормативно-правовым регулированием системы обращения с медицинскими отходами.
Порядок обращения с медицинскими отходами
Профильным Федеральным законом № 52-ФЗ порядок обращения с медицинскими отходами не регламентируется. Понятие «медицинские отходы» определено в ст. 49 Федерального закона № 323-ФЗ.
Документ, определяющий сегодня на федеральном уровне подробный порядок обращения с медицинскими отходами, — СанПиН 2.1.7.2790-10.
Матрица существующего нормативно-правового регулирования обращения с медицинскими отходами в пределах и вне медицинских и фармацевтических организаций представлена на рис. 1.
Рис. 1. Матрица существующего нормативно-правового регулирования обращения с медицинскими отходами
[1] New coronavirus stable for hours on surfaces // National Institutes of Health (NIH). U.S. Department of Health and Human Services.
Материал доступен по ссылке qps.ru/JbQYO.
[2] Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (заключена в г. Базеле 22.03.1989).
[3] См. Федеральный закон от 25.11.1994 № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».
[4] Подпункт 12 п. 16 Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента РФ от 11.03.2019 № 97.
[5] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020).
[6] После внесения Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ изменений в п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ.
[7] СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее — СанПиН 2.1.7.2790-10).
[8] Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019).
[9] См. ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).
[10] Законопроект № 747607-7 «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части правового регулирования обращения с медицинскими и биологическими отходами)» (sozd.duma.gov.ru/bill/747607-7).
[12] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 01.04.2020).