Реформа контрольно-надзорной деятельности должна повысить эффективность системы государственного управления и снизить избыточное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов, тем самым сформировав благоприятную предпринимательскую среду. Сегодня в стране создается новый подход в правовом регулировании государственного надзора. Рассмотрим основные новеллы реформы: какие положения конкретизированы и уточнены, а что предлагается впервые, и чего ожидать предприятиям при проведении проверок в ближайшее время.
В 2020 г. принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ), который призван устранить недостатки действующей системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее — государственный надзор).
Так, Федеральный закон № 248-ФЗ совершенствует механизмы организации государственного надзора, предусматривает проведение профилактических мероприятий, расширяет перечень видов контрольно-надзорных мероприятий.
Обратите внимание
Система государственного надзора окончательно переводится на новую модель риск-ориентированного подхода, которая будет влиять на всю систему в целом, а не только на частоту проведения плановых проверок, как в настоящее время.
При этом Федеральный закон № 248-ФЗ предусматривает оптимальный баланс между тем, чтобы не допустить избыточных административных издержек для субъектов хозяйственной деятельности с одной стороны, а с другой — обеспечить безопасность граждан.
Данный Федеральный закон содержит более широкий и одновременно более гибкий контрольный инструментарий по сравнению с действующим законодательством. Безусловно, сохраняются и ключевые институты текущего законодательства: реестр мероприятий по надзору, участие в согласовании проверок органов прокуратуры и др., при этом усиливается значение профилактической работы, расширяются рамки применения риск-ориентированного подхода.
Основные положения
Федеральным законом № 248-ФЗ уточняются и вновь устанавливаются:
1) полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления в установленной сфере;
2) принципы государственного надзора;
3) предмет и объекты государственного надзора;
4) правовые основы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора;
5) гарантии реализации и защиты прав контролируемых лиц;
6) комплекс профилактических мероприятий;
7) правовые основы применения независимой оценки соблюдения обязательных требований.
Данный Федеральный закон расширяет перечень органов и иных организаций, наделяемых полномочиями надзора: к федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и их структурным подразделениям добавляются государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации, публично-правовые компании, а также государственные и муниципальные учреждения.
Полномочия по отдельным видам федерального государственного надзора могут быть переданы органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а полномочия по отдельным видам регионального надзора — органам местного самоуправления.
Мероприятия по надзору и специальные режимы
Федеральным законом № 248-ФЗ вводится новый термин — «контрольное (надзорное) мероприятие» (далее — КНМ), термин «проверка» используется исключительно в узком смысле в качестве одного из видов КНМ.
Устанавливается 9 видов КНМ: 7 из них предполагают взаимодействие между государственным инспектором и контролируемым лицом, 2 — проходят без взаимодействия (табл. 1). При этом для каждого КНМ установлены свои сроки проведения.
Таблица 1. Виды контрольных (надзорных) мероприятий
Вид КНМ |
Определение |
КНМ, которые предполагают взаимодействие с контролируемым лицом |
|
Контрольная закупка |
КНМ, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям |
Мониторинговая закупка |
КНМ, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности или качеству |
Выборочный контроль |
КНМ, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству |
Инспекционный визит |
КНМ, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом или владельцем (пользователем) производственного объекта |
Рейдовый осмотр |
КНМ, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля на определенной территории, которыми владеют или осуществляют деятельность несколько лиц |
Документарная проверка |
КНМ, которое проводится по месту нахождения органа надзора и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений органа надзора |
Выездная проверка |
Комплексное КНМ, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами или использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений органа надзора |
КНМ, которые проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом |
|
Наблюдение за соблюдением обязательных требований |
Анализ данных об объектах контроля, имеющихся у органа надзора, в т.ч. данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах |
Выездное обследование |
Мероприятие по надзору, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований |
Для каждого отдельного КНМ строго определен набор действий органа надзора с указанием конкретного содержания, длительности, глубины контроля, периодичности и количества плановых мероприятий.
Например, при проведении выездного обследования инспектор может выполнять только одно действие — осмотр, а при проведении проверки может использовать практически весь набор допускаемых действий.
Для сбора доказательств соблюдения или несоблюдения контролируемым лицом обязательных требований инспектор вправе провести досмотр, инструментальное обследование, отбор проб (образцов), экспертизу и эксперимент, опрос, испытание, получить письменные объяснения, истребовать документы.
Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т.ч. посредством аудио- или видеосвязи, и т.д.