НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Условия разрешительной деятельности в экологии в 2022 году
Правительство РФ 12 марта 2022 г. издало Постановление № 353 об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году. Отметим ряд общих моментов, а также уделим особое внимание условиям для недропользователей.
П.В. Позднякова
Переносы сроков: хотели как лучше… а что получилось?
12 марта 2022 г. принято Постановление № 353, которым был открыт аттракцион неслыханной щедрости для природопользователей: на 12 месяцев продлены сроки действия некоторых разрешительных документов, запланировано существенное упрощение разрешительных процедур, на два года отложен срок подачи заявок на получение комплексного экологического разрешения для топ-300 промышленных гигантов.
С.В. Кузьмичева, Д.И. Акперов
БОЛЬНАЯ ТЕМА
Акт утилизации отходов РОП
Росприроднадзором в 2016 г. была предпринята первая попытка систематизации полученной в результате начавшейся в 2015 г. утилизационной кампании информации о содержании актов об утилизации, явившая профессиональному сообществу рекомендованную форму акта. В феврале 2022 г. была утверждена новая форма акта утилизации, применение которой уже является обязательным для субъектов расширенной ответственности.
Н.С. Беляева
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Передача отходов физическим лицам, в том числе самозанятым
В процессе деятельности практически любого ЮЛ или ИП образуются отходы. И рано или поздно встает вопрос об их ликвидации. Разберем поподробнее передачу отходов другому субъекту для дальнейшего сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и (или) размещения, а именно возможность передачи отходов физическим лицам, в т.ч. самозанятым без регистрации в качестве ИП.
В.В. Бескороваев
Что тормозило заключение договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором?
1 марта 2022 г. вступили в силу законодательные требования, предусматривающие переход к новой системе отношений в области обращения с отходами I и II классов опасности.
В.А. Субботинская
ВОПРОС — ОТВЕТ
Требуется ли устанавливать норматив образования отходов для объекта III категории НВОС?
РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
СЗЗ: что нового в 2022 году
Желанием упростить ведение бизнеса в непростых российских реалиях можно объяснить то, что в конце прошлого года и в начале нового произошел целый ряд изменений в санитарном и градостроительном законодательстве, которые довольно серьезно меняют процедуру разработки проекта и установления санитарно-защитной зоны. Рассмотрим основные из этих нововведений.
М.В. Ламихова
Росводресурсы не согласовали заявку на получение КЭР: оспаривание отказа в выдаче разрешения
Сейчас многие правообладатели объектов I категории НВОС занимаются получением комплексного экологического разрешения. Как известно, процедура оформления этого разрешения предполагает участие «заинтересованных согласующих органов». В случае отказа какого-либо такого органа в согласовании заявки на получение разрешения и прилагаемых к ней материалов хозяйствующему субъекту направляются замечания, требующие устранения.
В.А. Субботинская
ВОПРОС — ОТВЕТ
Нужно ли разрабатывать проект СЗЗ и устанавливать размер этой зоны после введения новой санитарной классификации?
ШПАРГАЛКА ЭКОЛОГА
Как установить санитарно-защитную зону?
ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Побочный продукт животноводства = опасный отход? Разбор законодательной инициативы
Сейчас проблема органических удобрений как никогда актуальна. В изменившихся современных условиях сельское хозяйство будет интенсивно развиваться, поэтому темы ресурсосбережения в этой отрасли и производства удобрений из сельскохозяйственных отходов выходят на первый план.
Ю.С. Сухорукова
Расчет суммы платы за негативное воздействие на ЦСВ при объеме сброса сточных вод менее 30 м3 в сутки
В статье рассмотрим кейс: организация на своей территории оказывает комплекс услуг по мойке автотранспортных средств; сброс сточных вод осуществляется в ЦСВ (договор с местным водоканалом заключен только на холодное водоснабжение); водоканал выставляет счета за водоотведение по счетчикам холодного водоснабжения, а также за НВ на работу ЦСВ и превышение установленных нормативов; приглашения на контроль сточных вод ни разу не поступало.
А.И. Эндеко
ВОПРОС — ОТВЕТ
Какой существует порядок получения разрешений для снижения платы за НВОС и установления ВРС?
Чем руководствоваться, пока порядок выдачи разрешений на временные сбросы не определен?
Как проводить работы по изменению русла реки?
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
Технологические показатели, маркерные вещества. Расчет технологических нормативов
В третьей статье цикла обсудим источники информации о технологических показателях, установленных Минприроды России, рассмотрим общие правила разработки технологических нормативов, порядок сбора сведений о применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, технологиях, а также порядок расчета технологических нормативов выбросов и сбросов.
Н.Д. Сорокин
Маленький объект НВОС внутри большого: противоречивая практика
Практика «укрупнения» объектов НВОС (в случае если вопрос касается объектов на территории лицензионных участков недропользования) порой преподносит сюрпризы. В статье попробуем разобраться в этой противоречивой теме.
В.А. Субботинская
ВОПРОС — ОТВЕТ
Как разграничить ответственность выполнения мероприятий по охране окружающей среды, если объект сдается в аренду?
Нужно ли предоставлять в надзорные органы информацию, если гигиенический норматив не превышен?
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
Оснащение предприятий промышленности системами автоматического контроля эмиссий
В рамках экологической повестки законодательно поставлена задача оснащения источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ на промышленных предприятиях системами автоматического контроля. Считается, что данные об этих эмиссиях, собранные в государственном реестре, помогут решить задачи снижения негативного воздействия на окружающую среду. Не вдаваясь в дискуссию о корректности постановки задачи, в статье обсудим такой подход к ее решению, при котором затраты промышленности на соответствие установленных природоохранным законодательством обязательных требований могут одновременно стать инвестициями в технологическое развитие предприятий.
В.М. Костылева, Д.О. Скобелев, А.Н. Пронин, С.В. Медведевских
АЗБУКА ЭКОЛОГА
Оборудование мест отбора проб на источниках выбросов: как не ошибиться и чем руководствоваться
Прошли те времена, когда предприниматель решал оформить необходимую экологическую документацию (а порой и узнавал о необходимости ее ведения) только после визита одного из контролирующих органов. Теперь все больше некрупных городских предприятий позиционируют себя как природопользователи. Вхождение в экологическую реальность сопровождается массой, казалось бы, совершенно простых вопросов. Один из них мы и рассмотрим в статье.
М.М. Калита
ЭКОЛОГ +
Климатический проект
При необходимости разработки мероприятий по сокращению выбросов ПГ хозяйствующий субъект должен разработать климатический проект в дополнение к отчету по инвентаризации ПГ. В статье рассмотрим ключевые положения стандарта ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021, введенного в действие с сентября 2021 г.
Д.И. Орехов
Внедрение в России приоритетных счетов системы природно-экономического учета
Распоряжением Правительства РФ от 15.02.2022 № 247-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») внедрения приоритетных счетов системы природно-экономического учета. Разберем, что понимают под СПЭУ, зачем она нужна и что вошло в Дорожную карту. Статья составлена на основе данных официального интернет-сайта Росстата и опыта работы по данному направлению автора.
О.А. Фильченкова