Отдаем журнал бесплатно!

Пересмотр КЭР: не просто дорогое удовольствие

В 2025 г. все предприятия должны завершить переход на КЭР[1] в отношении объектов I категории НВОС[2]. Некоторые уже получили КЭР.
КЭР является документом, обосновывающим осуществление всех видов НВОС (выбросы, сбросы, размещение отходов), и выдается на 7 лет. Достаточно редко предприятиям удается «прожить» такой длительный срок с одним разрешительным документом, ведь для этого нужно, чтобы на объекте совсем ничего не менялось.
В статье рассматриваем вопросы, связанные с изменением КЭР, которые будут актуальны и для тех, кто уже получил КЭР, и для тех, кто только планирует обращаться с заявкой на его получение.

Процедуры изменения КЭР 

Законом № 7-ФЗ[3] предусмотрены три процедуры, в которых допускается корректировка выданного КЭР:
1) переоформление КЭР;
2) пересмотр КЭР;
3) внесение изменений в КЭР.

Разница между ними принципиальная.

Самая «формальная» и не связанная с изменениями на производстве, влияющими на виды НВОС, процедура — переоформление КЭР. Осуществляется в случаях замены юридического лица, эксплуатирующего объект, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения).

Вторая процедура, внесение изменений в КЭР, осуществляется, если вносимые в него изменения не затрагивают «условий КЭР», перечисленных в пп. 10, 11 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.

К условиям КЭР отнесено практически все, что включено в данный документ. В первую очередь, конечно, нормативы выбросов, сбросов, лимиты на размещение отходов.

Например, если изменения касаются сведений об объекте размещения отходов, на который отходы передаются для размещения, то достаточно инициировать процедуру внесения изменений в КЭР (при условии неизменности лимитов).

 

В настоящее время указанные процедуры занимают всего 10 рабочих дней, осуществляются по заявлениям хозяйствующего субъекта, составленным в произвольной форме.

Что касается пересмотра КЭР, то это, безусловно, процедура более сложная.

Пересмотр КЭР 

Основания для пересмотра КЭР 

В отличие от процедур переоформления и внесения изменений, основания для пересмотра КЭР касаются как раз изменения условий КЭР. Сформулированы они в п. 14 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ и продублированы в Правилах выдачи КЭР[4].

КЭР подлежит пересмотру в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Обратите внимание
Указанная норма может трактоваться шире, чем изменение массы или объема видов НВОС. Например, появление на объекте нового вида размещаемого отхода, по которому лимиты на размещение в КЭР не установлены, формально подпадает под основания пересмотра КЭР. То же касается появления новых источников выбросов или новых веществ в сбросах.

 

Правила выдачи КЭР несколько уточняют нормы Закона № 7-ФЗ о пересмотре КЭР.

Так, в п. 26 Правил выдачи КЭР предусмотрено, что, если установленные объемы или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов увеличились не более чем на 70 % по каждому из показателей, разрешение пересматривается частично, а если на 70 % и более — КЭР пересматривается полностью.

Указанные положения однозначно свидетельствуют о том, что воздействие должно именно увеличиться, а не просто измениться, что может произойти и в сторону уменьшения. Так, в ситуации, например, консервации источника выбросов либо уменьшения количества образуемых отходов основания для пересмотра КЭР не возникнут.

При этом «нижний порог» таких изменений не установлен: изменение НВОС на 1 % тоже будет являться основанием для пересмотра КЭР (только частичного).

Даже если говорить о критериях «более 70 %» и «менее 70 %», то алгоритм определения изменения объема или массы выбросов, сбросов и лимитов по отходам отсутствует.

Процедура пересмотра КЭР 

И в Законе № 7-ФЗ, и в Правилах выдачи КЭР указано, что пересмотр КЭР осуществляется в порядке выдачи КЭР. И ничего более детального про порядок мы не найдем.

Если читать норму буквально: чтобы пересмотреть КЭР, нужно заново собирать все материалы заявки (и, возможно, в полном объеме), направлять их в Росприроднадзор, затем эти материалы по процедуре уйдут в заинтересованные органы для согласования, а потом придется снова ждать замечаний и пытаться их устранить. Многие из тех, кто уже получил КЭР, знают — с подготовкой переработанных материалов это займет не меньше года.

Кроме того, к моменту подачи заявки на пересмотр КЭР может измениться законодательство. И практика, возможно, пойдет по пути того, что государственные органы будут требовать переработать все материалы в соответствии с учетом данных изменений.

Далее рассмотрели ситуацию: появился новый отход, нужно пересматривать КЭР; в выбросах и сбросах ничего не поменялось, но с момента получения КЭР обновлены нормативы качества воздуха, на основе которых разработаны нормативы выбросов, или актуализированы технологические показатели наилучших доступных технологий для сбросов, по которым установлены технологические нормативы.  А это значит, что в рамках пересмотра КЭР к предприятию могут быть предъявлены требования о переработке нормативов в составе заявки (т.к. старые уже неактуальны). Также далее разобрались, какие последствия у пересмотра КЭР и какие существуют пути решения.

Бесплатная подборка статей на тему «Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС».​


[1] Комплексное экологическое разрешение.

[2] Негативное воздействие на окружающую среду.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[4] Правила рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386.


 

С.В. Кузьмичева, заместитель генерального директора ООО «Юридический центр промышленной экологии», член Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (секция «Водопользование и мелиорация»), эколог-аудитор, судебный эксперт в экологии; Д.И. Акперов, главный юрист ООО «Юридический центр промышленной экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Пересмотр КЭР: не просто дорогое удовольствие

В 2025 г. все предприятия должны завершить переход на КЭР[1] в отношении объектов I категории НВОС[2]. Некоторые уже получили КЭР.
КЭР является документом, обосновывающим осуществление всех видов НВОС (выбросы, сбросы, размещение отходов), и выдается на 7 лет. Достаточно редко предприятиям удается «прожить» такой длительный срок с одним разрешительным документом, ведь для этого нужно, чтобы на объекте совсем ничего не менялось.
В статье рассматриваем вопросы, связанные с изменением КЭР, которые будут актуальны и для тех, кто уже получил КЭР, и для тех, кто только планирует обращаться с заявкой на его получение.

Процедуры изменения КЭР 

Законом № 7-ФЗ[3] предусмотрены три процедуры, в которых допускается корректировка выданного КЭР:
1) переоформление КЭР;
2) пересмотр КЭР;
3) внесение изменений в КЭР.

Разница между ними принципиальная.

Самая «формальная» и не связанная с изменениями на производстве, влияющими на виды НВОС, процедура — переоформление КЭР. Осуществляется в случаях замены юридического лица, эксплуатирующего объект, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения).

Вторая процедура, внесение изменений в КЭР, осуществляется, если вносимые в него изменения не затрагивают «условий КЭР», перечисленных в пп. 10, 11 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.

К условиям КЭР отнесено практически все, что включено в данный документ. В первую очередь, конечно, нормативы выбросов, сбросов, лимиты на размещение отходов.

Например, если изменения касаются сведений об объекте размещения отходов, на который отходы передаются для размещения, то достаточно инициировать процедуру внесения изменений в КЭР (при условии неизменности лимитов).

 

В настоящее время указанные процедуры занимают всего 10 рабочих дней, осуществляются по заявлениям хозяйствующего субъекта, составленным в произвольной форме.

Что касается пересмотра КЭР, то это, безусловно, процедура более сложная.

Пересмотр КЭР 

Основания для пересмотра КЭР 

В отличие от процедур переоформления и внесения изменений, основания для пересмотра КЭР касаются как раз изменения условий КЭР. Сформулированы они в п. 14 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ и продублированы в Правилах выдачи КЭР[4].

КЭР подлежит пересмотру в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Обратите внимание
Указанная норма может трактоваться шире, чем изменение массы или объема видов НВОС. Например, появление на объекте нового вида размещаемого отхода, по которому лимиты на размещение в КЭР не установлены, формально подпадает под основания пересмотра КЭР. То же касается появления новых источников выбросов или новых веществ в сбросах.

 

Правила выдачи КЭР несколько уточняют нормы Закона № 7-ФЗ о пересмотре КЭР.

Так, в п. 26 Правил выдачи КЭР предусмотрено, что, если установленные объемы или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов увеличились не более чем на 70 % по каждому из показателей, разрешение пересматривается частично, а если на 70 % и более — КЭР пересматривается полностью.

Указанные положения однозначно свидетельствуют о том, что воздействие должно именно увеличиться, а не просто измениться, что может произойти и в сторону уменьшения. Так, в ситуации, например, консервации источника выбросов либо уменьшения количества образуемых отходов основания для пересмотра КЭР не возникнут.

При этом «нижний порог» таких изменений не установлен: изменение НВОС на 1 % тоже будет являться основанием для пересмотра КЭР (только частичного).

Даже если говорить о критериях «более 70 %» и «менее 70 %», то алгоритм определения изменения объема или массы выбросов, сбросов и лимитов по отходам отсутствует.

Процедура пересмотра КЭР 

И в Законе № 7-ФЗ, и в Правилах выдачи КЭР указано, что пересмотр КЭР осуществляется в порядке выдачи КЭР. И ничего более детального про порядок мы не найдем.

Если читать норму буквально: чтобы пересмотреть КЭР, нужно заново собирать все материалы заявки (и, возможно, в полном объеме), направлять их в Росприроднадзор, затем эти материалы по процедуре уйдут в заинтересованные органы для согласования, а потом придется снова ждать замечаний и пытаться их устранить. Многие из тех, кто уже получил КЭР, знают — с подготовкой переработанных материалов это займет не меньше года.

Кроме того, к моменту подачи заявки на пересмотр КЭР может измениться законодательство. И практика, возможно, пойдет по пути того, что государственные органы будут требовать переработать все материалы в соответствии с учетом данных изменений.

Далее рассмотрели ситуацию: появился новый отход, нужно пересматривать КЭР; в выбросах и сбросах ничего не поменялось, но с момента получения КЭР обновлены нормативы качества воздуха, на основе которых разработаны нормативы выбросов, или актуализированы технологические показатели наилучших доступных технологий для сбросов, по которым установлены технологические нормативы.  А это значит, что в рамках пересмотра КЭР к предприятию могут быть предъявлены требования о переработке нормативов в составе заявки (т.к. старые уже неактуальны). Также далее разобрались, какие последствия у пересмотра КЭР и какие существуют пути решения.

Бесплатная подборка статей на тему «Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС».​


[1] Комплексное экологическое разрешение.

[2] Негативное воздействие на окружающую среду.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[4] Правила рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386.


 

С.В. Кузьмичева, заместитель генерального директора ООО «Юридический центр промышленной экологии», член Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (секция «Водопользование и мелиорация»), эколог-аудитор, судебный эксперт в экологии; Д.И. Акперов, главный юрист ООО «Юридический центр промышленной экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам