Очередная статья для души, пища для размышлений, практический эксперимент в конце концов, а виной всему этому разбор крайне интересной ситуации, возникшей у Общества, осуществляющего деятельность на объекте НВОС[1] II категории, — образование нового непредвиденного вида отхода. Основной вопрос, витающий в воздухе: нужно ли в этом случае что-то делать с ДВОС[2]?
«Самая простая категория объектов НВОС — II», — говорили они, но ошибались…
Теория внесения изменений в ДВОС
ДВОС представляется хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах II категории, в соответствующий уполномоченный орган одновременно с расчетами НДВ[3], НДС[4] в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (пп. 1, 2, 4 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ[5]), по утвержденной форме и в соответствии с утвержденным порядком ее заполнения (п. 7 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ). Такие форма и порядок[6] утверждены Приказом № 509[7].
Согласно абз. 1 п. 6 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ ДВОС представляется 1 раз в 7 лет при условии неизменности:
· технологических процессов основных производств;
· качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
При этом согласно абз. 2 п. 6 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ в ДВОС вносятся изменения одновременно с актуализацией учетных сведений об объекте НВОС, которая предусмотрена ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.
Согласно п. 3 Приказа № 509 в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды внесение изменений в ДВОС осуществляется одновременно с предусмотренной ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ актуализацией сведений об объектах НВОС.
В утвержденной форме ДВОС указано:
[…]
В случае изменения в течение семи лет с даты подачи Декларации о воздействии на окружающую среду (далее — Декларация) технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников, в Декларацию будут внесены изменения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
[…]
Три формулировки об одном и том же и одновременно о разном в двух документах разного уровня юридической силы заставляют задуматься о следующем.
Во-первых, изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, в которые входят изменения качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников — основание не только для внесения изменений в ДВОС, но и для актуализации учетных сведений об объекте НВОС.
Помимо этих оснований, актуализация предусмотрена в случаях (п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ):
- замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения), а также изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- изменения места нахождения объекта НВОС;
- изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Во-вторых, в представленную ДВОС допускается внесение изменений при определенных обстоятельствах, а условия для представления новой ДВОС ограничены истечением семилетнего срока ее действия с даты представления. Однако порядок внесения изменений в ДВОС, о котором упоминается в утвержденной форме ДВОС, не установлен.
Ситуация
Обществом ДВОС представлена в орган исполнительной власти субъекта РФ еще в 2021 году, а в личном кабинете природопользователя у нее висит заветный статус «Принято». Срок действия ДВОС до 2028 г.
В таблице 6.2.«Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» ДВОС Общества задекларирована масса или объем 36 видов отходов в соответствии с Проектом НООЛР[8] Общества, утвержденным в 2019 г.
На территории объекта НВОС Общества в 2024 году впервые за 15 лет с введения в эксплуатацию станции в результате разовых ремонтных работ образовался новый вид отхода, ранее не учтенный в утвержденном проекте НООЛР и представленной ДВОС. Выполненные работы оказались внеплановыми и даже вынужденными для поддержания станции в исправном состоянии. Спрогнозировать будущее образование того же вида отхода на объекте НВОС не представляется возможным, но схожие работы не планируются как минимум в ближайшие 10 лет.
Образование нового вида отхода не затронуло характеристик технологических процессов основных производств и не привело к появлению новых или ликвидации существующих источников загрязнения окружающей среды, к изменениям качественных и количественных характеристик существующих выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Также образование нового вида отхода не создало оснований для актуализации учетных сведений об объекте НВОС в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.
В связи с этим можно сделать следующие выводы:
- Для внесения изменений в ДВОС Общества законных оснований не возникло.
- Для представления новой ДВОС Общества законных оснований не возникло.
- Для актуализации учетных сведений об объекте НВОС Общества оснований не возникло.
Тем не менее хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категорий, обязаны разработать НООЛР (п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ[9]) в соответствии с Методическими указаниями № 1021[10] и включить информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в ДВОС (п. 4 ст. 18 Закона № 89-ФЗ).
Согласно п. 15 Методических указаний № 1021 НООЛР, разрабатываемые применительно к объектам НВОС II категории, содержат, помимо прочего, сведения об образуемых отходах, обоснование нормативов образования отходов, расчет максимального образования отходов за год, сводные данные по образованию отходов.
ДВОС, в свою очередь, должна содержать, помимо прочего, декларируемые объем или массу образовываемых и размещаемых отходов (п. 3 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ). НООЛР не прилагаются к ДВОС, однако подраздел 6.2 раздела VI утвержденной формы ДВОС заполняется на основании данных, содержащихся в проектах НООЛР (п. 25 Порядка № 509).
[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
[2] Декларация о воздействии на окружающую среду.
[3] Нормативы допустимых выбросов.
[4] Нормативы допустимых сбросов.
[5] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023).
[6] Далее — Порядок № 509.
[7] Приказ Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (в ред. от 23.06.2020).
[8] Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
[9] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 04.08.2023).
[10] Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021.