Экологической культуре сегодня уделяется особое внимание. Для бизнеса любого уровня становится абсолютной нормой расширять свою программу корпоративной социальной ответственности и внедрять ее на всех уровнях для снижения своего экоследа в природе. Расскажем, как сделать это максимально эффективно.
Устойчивое развитие компаний, ESG[1] и корпоративная экологическая культура — одни из главных трендов в бизнесе и обществе последних лет. Государства, инвесторы и потребители все чаще хотят поддерживать ответственные, «зеленые» компании.
Успех любых изменений в вашей компании зависит от вовлеченности и заинтересованности сотрудников, от их понимания, зачем нужно то или иное нововведение.
Зачем экопросвещать?
До недавнего времени экологическое образование заключалось в основном в том, чтобы обучать людей способам и технологиям восстановления нарушенного равновесия.
Сейчас же, в связи с обострившимися экологическими проблемами, возникла необходимость переподготовки и повышения квалификации работников промышленных предприятий в этой области. Создание культуры экопросвещения необходимо для соблюдения экологических норм и стандартов, улучшения имиджа компании и увеличению ее конкурентоспособности на рынке.
Для занятия экологическим просвещением сотрудников есть ряд важных причин:
- Социальная ответственность.
Экологические проблемы становятся все более актуальными, и компании должны нести свою долю ответственности за сохранение окружающей среды. Экопросвещение помогает повысить осведомленность сотрудников о важности устойчивого развития и экологической ответственности.
- Экономические выгоды.
Внедрение экологических практик в офисе приводит к экономии ресурсов, снижению расходов на энергию и воду, а также к уменьшению объемов отходов. Обученные сотрудники могут помочь внедрить эффективные меры по экономии ресурсов.
- Улучшение рабочей атмосферы.
Экологические инициативы положительно влияют на формирование единого сообщества сотрудников, укрепление командного духа и повышение мотивации коллектива.
- Профессиональное развитие.
Обучение сотрудников экологическим принципам может способствовать их профессиональному росту, развитию новых навыков и компетенций.
Результатом экологического просвещения может стать:
- Реализация как минимум двух из трех ESG-критериев — экологического и социального.
- Повышение репутации компании и лояльность клиентов.
- Привлечение ответственных инвесторов.
- Повышение вовлеченности персонала в социальную политику компании.
- Соответствие поведения сотрудников корпоративной экологической политике компании.
- Развитие и внедрение корпоративных экологических ценностей.
- Соблюдение технологий ресурсосбережения на рабочем месте.
- Профессиональное развитие сотрудников.
Таким образом, экопросвещение сотрудников является важным шагом для создания экологически ответственной и конкурентоспособной компании, способствующей сохранению природы и улучшению качества жизни.
Мотивация персонала
Зачастую компании сталкиваются с тем, что: сотрудников необходимо мотивировать и вовлекать в процесс «зеленой трансформации». На выручку приходят экологические и социальные инициативы — то, что само по себе работает как фактор мотивации.
Часто компании действуют по старинке: поощряют лучших, а худших наказывают, что может привести к раздору внутри коллектива. Задача заключается в обратном: сплотить сотрудников вокруг темы экологии. Важный принцип мотивации — оптимизм. Любые упреки, выговоры и штрафы не помогут, а наоборот, настроят сотрудников против изменений. Помочь может поощрение сотрудников, проведение корпоративных мероприятий и соревнований (субботников, экоакций), что станет дополнительным стимулом к формированию экопривычек и сплотит коллектив. Руководителям важно быть примером, чаще объяснять суть изменений и отвечать на все вопросы сотрудников.
Используйте поведенческую психологию. Ведь успех изменения поведения зависит не от известности блогера, которого вы позвали провести эколекцию для сотрудников, или статьи в корпоративной газете.
Первое, над чем стоит работать, — это отношение к проблеме: считает человек то или иное действие хорошим или плохим. Например, свозите работников на полигон и станцию сортировки (или хотя бы в музей мусора), проведите мастер-классы по обращению с отходами. Отработайте возражения, покажите личную выгоду.
Нельзя обойти вниманием необходимость обратной связи. Похвала всегда приветствуется, но становится гораздо более значимой, когда она связана с конкретными примерами и точно указывает, как чей-то вклад работает на пользу устойчивого развития. То же самое относится и к предоставлению корректирующей обратной связи по областям улучшения: сохраняйте эту обратную связь персонализированной и действенной. Важно, чтобы экологичное поведение стало нормой, а отступления от него порицались.
Примером мотивации сотрудников также является дополнительное премирование за рациональные предложения в области охраны окружающей среды. Еще одним примером мотивации молодых работников является включение в кадровый резерв.
[1] Экологические, социальные и управленческие аспекты в деятельности компаний.