В надежде на желание государственных органов найти конструктивные решения, зададимся риторическими вопросами…
Если поданные в соответствии с нормативными правовыми актами сведения, по мнению контрольно-надзорного органа, «не те и представляются не так», должно ли это быть проблемой природопользователей?
Правомерно ли создание контрольно-надзорным органом параллельного регуляторного ландшафта, более прогрессивного, по его мнению, по сравнению с текущим правовым регулированием?Каковы пределы контрольно-надзорных методов в борьбе с несовершенством природопользователей? Была ли здесь предусмотрена какая-либо система сдерживания и противовесов?
Речь в этой статье пойдет о том, что актуализировать сведения об ОРО[1] в ГРОРО[2] практически невозможно. Находится очень много причин, по котором лица, эксплуатирующие ОРО, получают письма, похожие на отказы, как от территориальных органов, так и от центрального аппарата Росприроднадзора. Даже если удалось пройти первый тур (т.е. территориальный орган), то не факт, что и дальше, в центральном аппарате Росприроднадзора, вам будет сопутствовать удача.
Одним из главных героев в статье будет Приказ № 824[3].
По идее этот документ не должен содержать обязательных требований, однако, не являясь нормативным правовым актом, содержит их, чем нарушает права неограниченного круга лиц, так как предусматривает ведение ГРОРО, в т.ч. актуализацию сведений об ОРО в ГРОРО, фактически в разрешительном порядке, что противоречит большому количеству правовых норм (п. 6 ст. 12, п. 2 ст. 20 Закона № 89-ФЗ[4], п. 2 Указа № 314[5], пп. 10, 17 Правил № 1009[6], подп. 5.2.61 Положения о Минприроды России[7], пп.18–21 Порядка № 792[8], п. 6 Правил № 49[9]).
Давайте будем с этим разбираться. Дальнейшее повествование будет менее поэтичным, поскольку в дело вступают аргументы, обосновывающие нашу смелую позицию.
О ПРОТИВОРЕЧИИ ПОРЯДКА № 824[10] ПРАВИЛАМ № 49, ПОРЯДКУ № 792 И НАРУШЕНИИ ПРАВ НЕОГРАНИЧЕННОГО КРУГА ЛИЦ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРО, ИМЕЮЩИХ ПРАВО И ОБЯЗАННОСТЬ ПО УТВЕРЖДЕНИЮ ЛИМИТОВ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ
О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов по ведению ГРОРО, порядке и перечне предоставляемых документов в соответствии с законодательством РФ
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО (п. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ).
ГРОРО формируется на основе информации об ОРО, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами № 49 (п. 18 Порядка № 792).
Так, в п. 6 Правил № 49 указано, что по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации ОРО на каждый ОРО составляется характеристика ОРО, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к данным Правилам. Один из экземпляров характеристики ОРО в уведомительном порядке направляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим данный ОРО, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Инвентаризация ОРО проводится юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (п. 4 Правил № 49).
Согласно п. 7 Правил № 49 информация, содержащаяся в характеристиках ОРО, составляемых по результатам проведения инвентаризации ОРО, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора:
· для включения конкретных ОРО в ГРОРО;
· при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов;
· в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.
При этом полномочия Росприроднадзора и его территориальных органов определены. В пп.19–21 Порядка № 792 предусмотрена последовательность действий Росприроднадзора и его территориальных органов по включению ОРО в ГРОРО:
· территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего ОРО, характеристики ОРО, составленной по результатам проведения инвентаризации ОРО, представляют в Росприроднадзор соответствующую информацию о данном ОРО;
· Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об ОРО, поступившей из территориального органа Росприроднадзора, рассматривает указанную информацию, присваивает номер ОРО в ГРОРО, принимает правовые акты о включении ОРО в ГРОРО с периодичностью не реже одного раза в месяц.
Согласно п. 22 Порядка № 792 внесение изменений и дополнений в ГРОРО осуществляется в соответствии с пп.19–21 данного Порядка.
То есть изменение сведений об ОРО в ГРОРО осуществляется по той же процедуре, что и включение его в ГРОРО. Для реализации полномочий Росприроднадзора по ведению ГРОРО, в т.ч. актуализации сведений об ОРО в ГРОРО, хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие ОРО, предоставляют в уведомительном порядке характеристику ОРО (не реже одного раза в пять лет), составленную по результатам проведения инвентаризации ОРО.
Кроме того, установлен закрытый перечень информации, направляемой территориальным органом Росприроднадзора в Росприроднадзор (п. 19 Порядка № 792):
· наименование ОРО;
· назначение ОРО («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО[11];
· местонахождение ОРО — код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
· сведения о наличии НВОС ОРО («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду;
· предложение по порядковому номеру ОРО по территории соответствующего субъекта РФ;
· сведения о юридическом лице, эксплуатирующем ОРО, включая наименование, место нахождения юридического лица.
Данные сведения содержатся в характеристике ОРО.
Порядком № 792 не предусмотрены полномочия территориального органа направлять в Росприроднадзор иную информацию, не указанную в п. 19 данного Порядка, в т.ч. характеристику ОРО.
Таким образом, при включении ОРО в ГРОРО или внесении изменений в ГРОРО Росприроднадзор и его территориальные органы должны руководствоваться закрытым перечнем сведений, предусмотренным п. 19 Порядка № 792.
[1] Объекты размещения отходов.
[2] Государственный реестр объектов размещения отходов.
[3] Приказ Росприроднадзора от 16.07.2020 № 824 «Об организации работ по ведению государственного реестра объектов размещения отходов».
[4]Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 04.08.2023).
[5]Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 27.03.2023).
[6]Правила подготовки НПА ФОИВ и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 14.02.2023).
[7]Положение о Минприроды России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (в ред. от 18.10.2023).
[8]Порядок ведения государственного кадастра отходов, утвержденный Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (в ред. от 19.04.2023).
[9]Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (в ред. от 09.12.2010).
[10] Порядок ведения Росприроднадзором и его территориальными органами государственного реестра объектов размещения отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 16.07.2020 № 824.
[11]Федеральный классификационный каталог отходов.