На сегодняшний день практически каждый эколог хотя бы раз сталкивался с понятием системы экологического менеджмента на предприятии (далее — СЭМ). В реалиях современного мира, особенно если бизнес нацелен не только на российский, но и на зарубежный рынок, обойтись без внедрения СЭМ очень трудно. Однако до сих пор большинство предпринимателей имеют весьма поверхностное представление о данной системе. Все знают, что пройти сертификацию по стандартам СЭМ будет не лишним, но мало кто действительно понимает, зачем и как это делается. Многие предприятия внедряют СЭМ «для галочки» или как составную часть системы менеджмента качества и не развивают ее. На большей части сертифицированных предприятий система остается в зачаточном состоянии и не функционирует должным образом.
Проблема руководителей предприятий заключается в непонимании того, что внедрение СЭМ[1] — это не требование государства (по крайней мере, пока), а добровольная реформа, призванная помочь наладить менеджмент производства таким образом, чтобы не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и в целом оптимизировать производственные процессы и повысить их эффективность.
Многие уже наслышаны о том, что Минприроды России разработало проект Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности»[2] (далее — Проект). Согласно данному Проекту экологический аудит будет разделен на добровольный и обязательный:
из Проекта
1) осуществления деятельности по обезвреживанию отходов I–III классов опасности;
2) реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;
3) выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
4) принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории;
5) принятия решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории.
[…]
2. Добровольный экологический аудит может быть:
1) комплексным экологическим аудитом;
2) специальным экологическим аудитом.
Специальный экологический аудит может быть:
а) покомпонентным экологическим аудитом;
б) экологическим аудитом комплексного экологического разрешения.
[…]
СЭМ базируется на серии международных стандартов серии ISO 14001 (отметим, что в России утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»), причем на данный момент сертификация по ISO 14001 в нашей стране является добровольной.
Приведем перечень международных стандартов серии ISO 14001:
- ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»[3];
- ISO 14004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования»;
- ISO 14015 «Экологический менеджмент. Экологическая оценка площадок и организаций»;
- ISO 14020 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы»;
- ISO 14031 «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности»;
- ISO 14040 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура»;
- ISO 14050 «Управление окружающей средой. Словарь»;
- ISO 14062 «Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции»;
- ISO 14063 «Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры»;
- ISO 14064 «Измерение, количественное измерение и уменьшение выбросов парниковых газов».
Мы не будем подробно останавливаться на содержании этих стандартов, т.к. они есть в общем доступе и к тому же для непосвященных людей представляют собой набор пространных принципов и схем. Рассмотрим лишь основные понятия СЭМ и их определения, приведенные во внутренних стандартах предприятия, на котором недавно при участии автора была введена СЭМ и сейчас успешно развивается.
Система экологического менеджмента — часть общей системы менеджмента предприятия, используемой для разработки, внедрения и реализации своей экологической политики, управления своими экологическими аспектами.
Экологическая политика — общие намерения и направления деятельности предприятия, относящиеся к характеристикам в области экологии, как официально заявлено высшим руководством.
Экологическая цель — общая экологическая цель, согласующаяся с экологической политикой, к достижению которой стремится предприятие.
Экологическая задача — детальные требования ко всем показателям, применимым к предприятию, или их части, вытекающие из целей, которые должны быть установлены и выполнены для достижения этих целей.
Внутренний аудит — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективной его оценки с целью определения степени соответствия СЭМ критериям аудита, установленным предприятием.
Итак, вы решили, что вашему предприятию необходим сертификат соответствия ISO 14001. С чего начать? В первую очередь, следует ознакомиться с необходимой литературой. И здесь мы имеем в виду не столько сами стандарты, сколько дополнительные справочники, руководства и учебные пособия. Неплохую базу знаний дают различные обучающие курсы. Внутренним аудиторам на предприятии, так или иначе, желательно пройти такие курсы и получить сертификат, чтобы в дальнейшем грамотно проводить внутренние аудиты СЭМ.
Первое, с чего автор начал свое знакомство с экологическим менеджментом, были как раз курсы для внутреннего аудитора. Кроме теоретических знаний и практических советов от преподавателей на таких курсах можно найти еще кое-что важное — опыт коллег, уже внедривших СЭМ.
После того как вы получили общее представление о СЭМ, необходимо начать пересмотр внутренней документации предприятия с точки зрения охраны окружающей среды. Запомните: система СЭМ должна отражаться во всех областях деятельности предприятия и во всех документах, начиная с инструкций по обращению с отходами и заканчивая договорами с подрядчиками, поставщиками сырья и др.
Внедрение СЭМ заставляет пересмотреть все основы деятельности предприятия в поисках оптимальных решений как производственных задач, так и задач по охране окружающей среды. Причем основное отличие СЭМ от обычного производственного экологического контроля состоит в том, что ответственность за охрану окружающей среды теперь возлагается не только на экологический отдел, но и на каждого сотрудника предприятия, будь то работник конвейера или технический директор.
Автор статьи участвовал во внедрении СЭМ на большом металлообрабатывающем заводе, построенном еще при СССР. Многие сотрудники проработали там всю свою жизнь. Их огромный производственный опыт стал как большим подспорьем для формирования СЭМ, так и серьезным препятствием. Всем известно, с каким трудом ломаются старые рабочие порядки. Камнем преткновения может стать все — переработка положения отдела, перенос и обновление накопителей металлической стружки, сотрудничество с внутренними аудиторами и выполнение их требований…
Так или иначе, даже такую «заржавевшую» производственную систему удалось сдвинуть с мертвой точки. Предприятие подало заявление на предсертификационный аудит. В ходе подготовки к этому этапу был определен перечень и начато составление основных документов, на которые будет опираться СЭМ, определены экологическая политика и экологические принципы предприятия, начат процесс выявления экологических аспектов.
Приведем пример экологической политики предприятия (Пример 1).
Значительную трудность для начинающих внутренних аудиторов может представлять процесс идентификации экологических аспектов (ЭА). Основной смысл этой работы — выявить все возможные элементы и процессы, которые могут нанести вред окружающей среде. Выявление ЭА должно проводиться руководителями и ответственными за СЭМ в каждом производственном подразделении под руководством эколога. Именно руководители и сотрудники на местах, знающие свое производство, могут точнее определить потенциально опасные аспекты. Выявленные аспекты необходимо контролировать, анализировать, а также впоследствии стараться сократить их воздействие.
ЭА подразделяются на прямые (выбросы, сбросы, отходы производства, шум оборудования, водопотребление и водоотведение) и косвенные (например, потребление сырья и электроэнергии).
ЭА на нашем предприятии закреплены за разными подразделениями. В ходе проведения аудитов аспекты контролируются, а также определяются мероприятия по возможному воздействию на них. Реестр аспектов должен актуализироваться раз в 3 года.
Каждый ЭА проходит процедуру оценки значимости. В нашем случае она проводилась следующим образом.
На предприятии выделяют 4 уровня ЭА (А, В, С, D), каждый из которых имеет 3-балльную значимость (1, 2, 3) (их характеристика приведена в табл. 1).
Таблица 1. Характеристика уровней экологических аспектов |
||||
Уровни аспекта |
Значимость уровня |
|||
Индекс |
Наименование |
Большая (3 балла) |
Умеренная (2 балла) |
Малая (1 балл) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
Нормативно-правовой (соблюдение законодательства) |
НПА систематически нарушаются (10 раз и более в году) |
НПА эпизодически нарушаются (не более 10 раз в году) |
НПА соблюдаются |
В |
Экологический (последствия) |
Серьезные систематические последствия (загрязняющие вещества 1 и 2 классов опасности) |
Продолжительные неконтролируемые (загрязняющие вещества 3 класса опасности) |
Непродолжительные с последующей нейтрализацией (загрязняющие вещества 4 и 5 классов опасности) |
С |
Временной (частота возникновения) |
Постоянное воздействие |
Часто повторяющееся воздействие |
Проявление маловероятно |
D |
Экономический (затраты, издержки, потери) |
Аспект приводит к штрафным санкциям и дополнительным издержкам, превышающим на 10 % и более обязательные экологические платежи |
Аспект приводит к дополнительным платежам, не превышающим 10 % обязательных экологических платежей |
Аспект не приводит к дополнительным потерям |
Значения выбранных оценок каждого из четырех уровней ЭА отображаются в баллах в столбцах 7–10 таблицы реестра ЭА (выдержки из реестра ЭА рассматриваемого предприятия приведены в табл. 2).
Таблица 2. Перечень видов деятельности (процессов, операций) предприятия и связанных с ними экологических аспектов |
||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ п/п |
Вид деятельности (процессов, операций), продукция |
Режим возникновения (возможная аварийная ситуация) |
Экологический аспект |
Воздействие аспекта на окружающую среду |
Управляемость процесса (меры управления) |
Балл значимости уровня |
Общая оценка значимости |
Примечание |
||||
А |
В |
С |
D |
Kзн |
Категория |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Очистка промышленных и ливневых стоков на заводских очистных сооружениях |
Нормальный |
Сброс загрязняющих веществ со сточными водами предприятия в водный объект |
Загрязнение водоема рыбохозяйственного назначения |
Передача стоков с заводских очистных сооружений на очистные сооружения _______ для дополнительной очистки |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
З |
Выполнение законодательных требований по охране водных ресурсов |
2 |
Гальваническая обработка деталей, цех № 8 |
Нормальный |
Образование отходов солей (гальванические растворы отработанные) |
Загрязнение сточных вод тяжелыми металлами |
Нейтрализация на очистных сооружениях предприятия в соответствии с технологическим регламентом работы очистных сооружений |
3 |
3 |
3 |
2 |
11 |
З |
Договор на передачу стоков на очистные сооружения ______ |
3 |
Шлифовка кадмированных деталей, цех № 3 |
Нормальный |
Образование отходов (шлам от шлифовки, содержащий кадмий) |
Загрязнение почвы тяжелыми металлами |
Инструкция И 241-2012 |
1 |
3 |
1 |
1 |
6 |
Н |
Договор с лицензированной организацией на передачу для утилизации |
4 |
Термическая обработка деталей и инструмента, цеха № 12 и 14 |
Нормальный |
Образование отходов (плав солей термического производства) |
Загрязнение почвы и атмосферного воздуха тяжелыми металлами |
Инструкция И 241-2012 |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
Н |
Договор с лицензированной организацией на захоронение на полигоне ТБО |
5 |
Эксплуатация оргтехники, отдел ИТ |
Нормальный |
Выбросы пыли, образование отходов составных частей оргтехники, потребление энергоресурсов |
Загрязнение атмосферного воздуха, почв отходами |
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Инструкция И 241-2012 |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
Н |
Договор на утилизацию оргтехники |
Общая значимость ЭА (Кзн) определяется суммированием оценок значимости по всем уровням проявления аспекта по формуле:
где Xi — оценочный балл значимости уровня I (Xi = 1, 2, 3);
N — количество уровней (N = 4).
Величина Кзн изменяется в пределах от 4 до 12.
После выполнения расчетов значения Кзн отображаются в столбце 11 таблицы реестра ЭА.
Общая (интегральная) оценка значимости ЭА определяется в соответствии с табл. 3.
Таблица 3. Общая оценка значимости экологического аспекта |
|||
Категория аспекта |
Величина Кзн |
Дополнительное условие |
|
Индекс |
Наименование |
|
|
Н |
Незначимый |
4–8 |
Отсутствие уровня значимости |
З |
Значимый |
9–12 |
Наличие уровня значимости |
Результаты общей оценки значимости ЭА отображают в виде буквенного индекса (Н, З) в столбце 12 таблицы реестра ЭА.
В столбце 13 таблицы реестра ЭА при необходимости записывают возможные дополнительные меры по управлению ЭА.
Итак, мы прошли первый этап: был проведен сертификационный аудит и получен сертификат соответствия ISO 14001. После выявления ЭА, определения экологической политики, целей и задач, разработки необходимых документов (руководств, стандартов и инструкций) началось собственно внедрение СЭМ. Основная тяжесть ответственности легла, конечно, на руководство предприятия и экологический отдел. Руководство теперь обязано периодически проводить контроль производственных процессов с точки зрения СЭМ, обеспечивать поддержку (финансовую, кадровую, информационную) внедрения системы. Необходимо также проводить повышение экологической грамотности среди всех сотрудников предприятия, доносить до каждого работника цели и задачи СЭМ (как общие, так и понятные ему и вмененные в его личные обязанности).
Были пересмотрены все внешние связи предприятия — с поставщиками сырья и материалов, с арендаторами и арендодателями, с общественностью и прессой, с жильцами окружающих домов.
В ходе внедрения СЭМ на нашем предприятии наконец был создан нормально функционирующий сайт с возможностью для посетителей оставлять свои пожелания и жалобы, в т.ч. в части воздействия производства на окружающую среду. Данные жалобы и предложения обрабатывались и рассматривались в ходе совещаний с руководством, а также проводились мероприятия по устранению негативного воздействия.
Теперь на предприятии должны регулярно проводиться собрания руководства с целью оценки функционирования СЭМ, проведенных экологических мероприятий и аудитов (внешних и внутренних), осуществления экологической программы, планирования дальнейших мероприятий, бюджета СЭМ, актуализации реестра ЭА и др.
Еще один сложный момент при внедрении СЭМ — донести до сотрудников информацию о пользе системы. Не секрет, что почти каждый русский человек уверен в том, что требования закона всегда строги, часто чрезмерны и бесполезны и от их выполнения нужно постараться «увернуться». Так и в случае внедрения СЭМ (а значит роста требований к каждому сотруднику и увеличения его ответственности) все отнеслись к ней настороженно и даже враждебно.
Цель системы — помочь оптимизировать производство, а не «закрутить гайки», однако именно так к внедрению СЭМ вообще и внутренним аудиторам в частности в первое время относились работники и даже руководители подразделений. Были попытки саботажа проверок, невыполнения корректирующих мероприятий, попытки «договориться по-хорошему» и «по-плохому», ворчание по поводу увеличения «бумажной работы» в ущерб производству. Таким образом, экологический менеджмент должен еще и менять сознание каждого вовлеченного работника. Здесь многое зависит от личных качеств и профессиональной компетенции руководителя отдела экологии и его сотрудников. Конфликты ни в коей мере не решают проблемы, так же как и принудительное выполнение требований.
Теперь кратко рассмотрим внутреннее аудирование предприятия. Ввиду того, что наше предприятие является довольно крупным, в каждом подразделении аудит осуществляется только 1 раз в полгода. Комиссия в составе начальника отдела экологии, одного сотрудника и представителя проверяемого подразделения, ответственного за СЭМ, проводит аудит на месте, т.е. непосредственно на производстве, в течение 2–3 дней. Вначале комиссия проверяет соответствие внутренней документации отдела (цеха) требованиям СЭМ. Данная документация включает в себя цели и задачи подразделения, положение о подразделении, рабочие инструкции и т.д. Проверяется наличие и актуальность информационных стендов СЭМ на местах. После этого проводится осмотр собственно производства на соответствие внутренним стандартам и требованиям экологического законодательства. Все нарушения фиксируются на бланке регистрации несоответствий (Пример 2). По результатам аудита составляется отчет, который направляется руководителю аудированного подразделения. По каждому несоответствию подразделение предлагает корректирующие действия. Если действия согласованы с руководством и отделом экологии, они воплощаются в жизнь и по их результатам представляется отчет в отдел экологии. В дальнейшем экологи проводят постаудиторскую проверку фактического выполнения корректирующих действий. Информация об итогах проверки озвучивается на совещаниях руководства.
На предприятии следует проводить оценку экологических рисков предприятия с целью их снижения или устранения, а также уровня подготовки к возможным аварийным ситуациям.
Например, на рассматриваемом предприятии использовалась смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) для обработки металла на станках. Жидкость поставлялась к станкам по системе трубопроводов. Система была уже изношенной, и периодически обнаруживались течи. По мере их обнаружения они устранялись, однако система труб была очень обширной, и не все ее узлы и отрезки были легко доступны для проверки. Данная ситуация представляла собой потенциальный экологический риск, т.к. при протечке СОЖ могла попасть в почву и далее через грунтовые воды в расположенный недалеко водоем рыбохозяйственного и питьевого значения. Общими усилиями отдела экологии и руководителей цехов данный экологический риск был идентифицирован, рассчитан возможный ущерб предприятию и окружающей среде. В итоге в бюджет на следующий год был внесен пункт о разработке проекта новой системы подачи СОЖ и его реализации.
На этом этапе внедрения СЭМ и находится в данный момент наше предприятие. В целом систему еще нельзя назвать полностью функционирующей и выполняющей все свои задачи, но начало уже положено. Дальнейшее ее развитие зависит от руководства и сотрудников. На данный момент проведен первый надзорный аудит (через год после сертификации), выявлен ряд несоответствий, ведется их устранение. Небольшими, но уверенными шагами предприятие переходит из статуса старого советского завода в статус современного предприятия, отвечающего требованиям рынка, потребителей и законодательства, в т.ч. экологического. Теперь главное — не останавливаться на достигнутом.
[1] Подробнее о СЭМ также см.:
– Бабина Ю.В. Идентификация законодательных и других требований в системе экологического менеджмента // Справочник эколога. 2014. № 3. С. 69–80;
– Храмова А.А. Внедрение системы экологического менеджмента: опыт предприятия // Справочник эколога. 2014. № 3. С. 81–96 (прим. редакции).
[2] http://regulation.gov.ru/project/22636.html.
[3] Основной стандарт (прим. автора).