В статье представлен комментарий к утвержденному Приказом Минприроды России от 06.05.2014 № 204 Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (далее — Административный регламент Росприроднадзора), в т.ч. рассмотрен механизм предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) федерального уровня.
Необходимость проведения ГЭЭ определена Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 12.02.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698.
В частности, в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ ГЭЭ организуется и проводится в отношении следующих объектов:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
- проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проекты соглашений о разделе продукции;
- материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
- материалы, обосновывающие преобразование государственных природных заповедников в национальные парки;
- объекты ГЭЭ, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V классов опасности[1];
- проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
- проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
- объект ГЭЭ, указанный в ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ и ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, в случае доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ; внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ.
В 2010 г. функции по организации ГЭЭ федерального уровня были переданы Росприроднадзору[2]. По требованиям общественности был сформирован единый реестр специалистов ГЭЭ, в состав которого входят специалисты от неправительственных экологических организаций и движений, руководители отраслевых учебных заведений и научно-исследовательских институтов РАН[3].
До недавнего времени Росприроднадзору и природопользователям приходилось руководствоваться (по аналогии) Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.10.2008 № 283 (далее — Административный регламент Ростехнадзора). 10 февраля 2015 г. он утратил силу и взамен него начал действовать Административный регламент Росприроднадзора.
Данный документ был разработан с учетом изменений законодательства, произошедших за период с 2008 по 2014 гг. Наряду с прочим, в нем были учтены изменения норм о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг (межведомственные запросы, предоставление услуг в электронной форме и др.)[4].
Важным моментом является то, что в Административном регламенте Росприроднадзора законодатель установил четкие критерии доступности и качества предоставления государственной услуги по организации и проведению ГЭЭ (далее — государственная услуга), к которым относятся:
- удовлетворенность заявителей качеством государственной услуги;
- полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления государственной услуги, в т.ч. в электронной форме;
- наглядность форм размещаемой информации о порядке предоставления государственной услуги;
- соблюдение сроков предоставления государственной услуги и сроков выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги;
- отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей по результатам предоставления государственной услуги;
- предоставление возможности подачи заявления в форме электронного документа;
- предоставление возможности получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в т.ч. с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Основными показателями доступности и качества государственной услуги являются количество жалоб от заявителей о нарушениях сроков предоставления государственной услуги, предусмотренных Административным регламентом Росприроднадзора, а также количество судебных исков по обжалованию решений Росприроднадзора и его территориальных органов, принимаемых при предоставлении государственной услуги.
ГЭЭ организуется и проводится как центральным аппаратом Росприроднадзора, так и его территориальными органами в соответствии с поручениями Росприроднадзора, подготовленными на основании Приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717» (в ред. от 01.07.2011).
Административным регламентом Росприроднадзора установлено, что заявителями при предоставлении государственной услуги являются физические, юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении государственной услуги. В соответствии с утратившим силу Административным регламентом Ростехнадзора заказчиком организации и проведения ГЭЭ также могли выступать органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Давайте рассмотрим подробнее, какие еще изменения предусмотрены Административным регламентом Росприроднадзора.
Вопросы информирования и консультирования
В отличие от Административного регламента Ростехнадзора, Административный регламент Росприроднадзора более детально проработан в части описания возможностей получения заинтересованными лицами консультаций и информации о предоставлении государственной услуги. Это позволит сократить количество отказов, получаемых по формальным причинам.
В частности, в документе оговорено, что информация о государственной услуге предоставляется заинтересованным лицам непосредственно в помещениях Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора, с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, в рамках личного приема, по почте при ответе на письменное обращение, а также посредством размещения на официальных сайтах Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора в сети Интернет, федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»[5] (далее — Единый портал).
Информация о порядке предоставления государственной услуги, о местонахождении и телефонах территориальных органов Росприроднадзора размещается на официальном сайте Росприроднадзора, информационных стендах и сайтах территориальных органов Росприроднадзора, Едином портале. Контактная информация территориальных органов Росприроднадзора приведена в приложении 1 к Административному регламенту Росприроднадзора.
Информация о графике работы Росприроднадзора размещается на его официальном сайте (ранее подобная информация была приведена в самом Административном регламенте Ростехнадзора), информация о графике работы территориальных органов Росприроднадзора — на информационных стендах и официальных сайтах указанных органов.
В помещениях центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора должны быть размещены информационные стенды, содержащие следующую информацию:
- график (режим) работы, приемные дни, номера телефонов, адреса официальных сайтов и электронной почты структурных подразделений Росприроднадзора и его территориальных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги;
- порядок предоставления государственной услуги в виде блок-схемы (приложение 2 к Административному регламенту Росприроднадзора);
- права и обязанности заявителя государственной услуги;
- порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе предоставления государственной услуги;
- перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- описание конечного результата предоставления государственной услуги;
- описание последствий отрицательного заключения ГЭЭ;
- порядок определения сметы расходов на проведение ГЭЭ;
- основания для отказа в организации и проведении ГЭЭ;
- реквизиты счета для оплаты организации и проведения ГЭЭ;
- извлечения из нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере организации и проведения ГЭЭ;
- текст Административного регламента Росприроднадзора с приложениями.
Отметим, что в соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора на информационных стендах был размещен образец сопроводительного письма, необходимого для приема материалов на ГЭЭ, согласно приложению 2 к данному Административному регламенту.
В Административном регламенте Росприроднадзора был скорректирован перечень сведений, которые можно получить посредством телефонной связи:
Административный регламент Ростехнадзора |
Административный регламент Росприроднадзора |
[…] 7. При ответе на телефонные звонки граждан и представителей организаций должностные лица Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) предоставляют информацию по следующим вопросам: сведения о нормативных актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта); перечень необходимых документов и материалов для организации и проведения государственной экологической экспертизы; информацию о комплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу[6]. […] |
[…] 6. С использованием средств телефонной связи может быть получена следующая информация о предоставлении государственной услуги: информация о порядке предоставления государственной услуги; сведения о нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере организации и проведения государственной экологической экспертизы (наименование, реквизиты нормативного правового акта); перечень материалов, необходимых для предоставления государственной услуги. […] |
Таким образом, теперь информацию о комплектности материалов, представленных на ГЭЭ, нельзя будет получить по телефону.
В то же время были добавлены новые способы получения информации по иным вопросам, касающимся организации и проведения ГЭЭ:
Административный регламент Ростехнадзора |
Административный регламент Росприроднадзора |
[…] 7. […] Иные вопросы рассматриваются Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора) только на основании соответствующего письменного обращения. […] |
[…] 6. […] Иные вопросы рассматриваются должностными лицами на основании соответствующих письменных обращений, обращений, поступивших по информационным системам общего пользования, в рамках личного приема[7] […]. […] |
В соответствии с Административным регламентом Росприроднадзора ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения, фамилии, имени, отчестве (при наличии) и должности должностного лица Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) принявшего телефонный звонок. Тем самым обеспечивается персональная ответственность должностных лиц за предоставленные сведения.
Ответ на письменное обращение заявителя предоставляется в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), номера телефона исполнителя и направляется почтой (или в форме электронного документа, если это указано в обращении заявителя) в адрес заявителя в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения. Ранее ответ на письменное обращение заявителя направлялся только почтой.
Отметим, что в соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора при консультировании по электронной почте ответ на обращение заявителя по вопросам, определенным п. 7 данного документа (см. выше), направлялся на электронный адрес заявителя в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня регистрации обращения; в иных случаях — в срок, не превышающий 10 дней со дня регистрации обращения.
В Административном регламенте Ростехнадзора (п. 5) было подчеркнуто, что консультации предоставляются бесплатно. В Административном регламенте Росприроднадзора такого положения нет. Надеемся, что оно будет действовать по умолчанию.
Сроки проведения ГЭЭ
Законодательством установлены конкретные сроки проведения ГЭЭ. Так, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ срок проведения ГЭЭ не должен превышать 3 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика.
Сравним сроки проведения ГЭЭ, установленные Административным регламентом Росприроднадзора и Административным регламентом Ростехнадзора:
Таблица 1. Сроки проведения ГЭЭ |
|
Административный регламент Ростехнадзора |
Административный регламент Росприроднадзора |
Максимальный срок — 4 месяца, при продлении[8] — 6 месяцев. Предусмотрена дифференциация сроков в рамках общего срока ГЭЭ в зависимости от сложности объекта ГЭЭ (установлены базовые критерии по сложности объектов ГЭЭ в приложении 29): •для простых объектов ГЭЭ — до 30 дней; •для объектов ГЭЭ средней сложности — до 60 дней: •для сложных объектов ГЭЭ — от 60 до 120 дней. Установлены сокращенные сроки проведения ГЭЭ для отдельных видов объектов:
|
Максимальный срок — 4 месяца, при продлении[9] — 6 месяцев. Отсутствует дифференциация сроков проведения экспертизы в зависимости от сложности объекта ГЭЭ в рамках общего срока. Установлен сокращенный срок проведения ГЭЭ 3 месяца:
|
Как мы видим, существенным изменением Административного регламента Росприроднадзора является исключение из числа приложений, равно как и из текста Административного регламента, базовых критериев дифференциации по сложности объектов ГЭЭ, на основании которых устанавливался срок проведения ГЭЭ для конкретного объекта в соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора[10].
Подача документов на проведение ГЭЭ
В Административном регламенте Росприроднадзора документы, необходимые для проведения ГЭЭ, условно разделены на две группы:
- документы, которые обязан самостоятельно представить заявитель;
- документы, которые Росприроднадзор запрашивает путем межведомственных запросов или которые заявитель представляет по собственной инициативе.
Это обусловлено изменениями в законодательстве[11], произошедшими в 2011 г., в соответствии с которыми у заказчика ГЭЭ отсутствует обязанность представлять в Росприроднадзор документы, которые находятся в распоряжении органов власти и подведомственных им организаций и которые Росприроднадзор может самостоятельно у них запросить (пп. 1, 1.1 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ).
К документам, которые обязан представить непосредственно сам заявитель на ГЭЭ, в соответствии с п. 13 Административного регламента Росприроднадзора относятся:
- заявление, содержащее информацию о наименовании объекта ГЭЭ, подробную опись материалов, представляемых на ГЭЭ (приложение 3 );
- документация, подлежащая ГЭЭ, за исключением объектов, указанных в подп. 7.1 и 7.3 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ[12].
Документация, подлежащая ГЭЭ, представляется в двух экземплярах, заявление и материалы — в одном экземпляре.
Остальные необходимые для проведения ГЭЭ документы запрашиваются по межведомственным запросам, если заявитель не представил их по собственной инициативе. При этом абз. 2 п. 3 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ установлено, что начало срока проведения ГЭЭ не изменяется в случае, если Росприроднадзор запрашивает необходимые для проведения ГЭЭ документы (сведения, содержащиеся в них) самостоятельно.
Таким образом, при предоставлении государственной услуги от заявителя запрещается требовать представление:
- документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
- документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в актах законодательства.
Данное положение не позволяет должностным лицам самовольно устанавливать перечни документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Обратите внимание: отсутствие обязанности самостоятельно представлять отдельные виды документов не отменяет законодательно установленные обязанности заявителя провести необходимые исследования и пройти согласования.
Административным регламентом Росприроднадзора, в отличие от Административного регламента Ростехнадзора, установлено, что заявление и материалы заявителя могут быть поданы в форме электронных документов. В этом случае уведомления о ходе предоставления государственной услуги, а также итоговые документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), если иное не указано заявителем в заявлении. Такая возможность была предоставлена заявителям в рамках проводимой государственной политики по созданию так называемого «электронного правительства».
Для получения государственной услуги в электронной форме заявитель направляет соответствующее заявление в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ), путем заполнения формы заявления, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Оказание государственных услуг в электронном виде», либо с использованием Единого портала.
Рассмотрение заявления и материалов заявителя, полученных в форме электронного документа, осуществляется в том же порядке, что и рассмотрение заявлений и материалов заявителей, полученных лично от заявителей или направленных по почте с учетом особенностей, установленных Административным регламентом Росприроднадзора.
В заявлении в электронной форме указывается один из следующих способов получения заключения ГЭЭ:
- в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении или посредством почтового отправления;
- в форме электронного документа, который направляется заявителю посредством электронной почты.
Отказ в приеме документов и проведении ГЭЭ
Административным регламентом Росприроднадзора определены исчерпывающие перечни оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и для отказа в предоставлении государственной услуги.
Так, основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является признание недействительности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя в порядке, установленном Федеральным законом № 63-ФЗ, выявленное в результате ее проверки. Отметим, что в Административном регламенте Ростехнадзора не было предусмотрено оснований для отказа в приеме документов.
Основания для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Теперь сравним основания для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренные Административным регламентом Росприроднадзора и Административным регламентом Ростехнадзора:
Административный регламент Ростехнадзора |
Административный регламент Росприроднадзора |
[…] 19. Основаниями для отказа в организации и проведении государственной экологической экспертизы могут являться: документация не является объектом государственной экологической экспертизы; отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней, а в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и пункте 13 настоящего административного регламента, в течение 3 дней со дня получения заказчиком уведомления о необходимости оплаты[13]; непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы в срок, указанный Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора) в письме о некомплекте материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу. […] |
[…] 21. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги: документация не является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня; отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, по истечении 30 календарных дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы; непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы, по истечении срока, установленного в уведомлении о несоответствии ранее представленных материалов установленным требованиям […]; письменный запрос заявителя о возвращении документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы. […] |
Как видим, три основания были практически полностью перенесены из Административного регламента Ростехнадзора в Административный регламент Росприроднадзора. Однако следует сделать уточнение касательно третьего основания: основанием для отказа в проведении ГЭЭ является непредставление только тех документов, которые обязан представить заявитель (см. пп. 13 и 14 Административного регламента Росприроднадзора). Данное основание не охватывает документы, которые находятся в распоряжении органов власти и подведомственных им организаций и представляются по межведомственным запросам Росприроднадзора. Четвертое основание для отказа в проведении ГЭЭ является новшеством (причем вполне логичным) Административного регламента Росприроднадзора.
Проведение ГЭЭ
В Административном регламенте Росприроднадзора выделено 6 административных процедур, которые составляют государственную услугу (в п. 31 приведен их перечень, а в приложении 2 — блок-схема процедур):
- прием и регистрация заявления и материалов заявителя;
- рассмотрение заявления и представленных материалов;
- формирование и направление межведомственных запросов;
- подготовка и издание приказа об организации и проведении ГЭЭ;
- проведение ГЭЭ;
- выдача заключения ГЭЭ.
Данные процедуры, по сути, схожи с процедурами Административного регламента Ростехнадзора, однако в последнем нет такого строгого выделения 6 процедур (табл. 2):
Таблица 2. Проведение ГЭЭ в соответствии с требованиями Административного регламента Росприроднадзора и Административного регламента Ростехнадзора |
|||
№ |
Процедуры ГЭЭ |
Основание и срок согласно Административному регламенту Ростехнадзора |
Основание и срок согласно Административному регламенту Росприроднадзора |
1 |
Прием и регистрация заявления и материалов заявителя |
пп. 20–23.1 |
пп. 32–39[14] |
1.1 |
Регистрация заявления и материалов заявителя |
специально не определено (п. 21) |
не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявления (пп. 36, 38)[15] |
1.2 |
Решение о назначении ответственного исполнителя |
специально не определено (п. 23.1) |
в течение 1 рабочего дня (п. 39) |
2 |
Рассмотрение заявления и представленных материалов |
пп. 24, 26 |
пп. 40–44 |
2.1 |
В случае некомплектности представленных материалов: |
пп. 29, 29.1 |
пп. 41, 42 |
|
в течение 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма (п. 29) |
в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления и материалов (п. 41) |
|
|
в установленные в уведомлении сроки, но не позднее 30 дней (п. 29.1) |
в течение срока, указанного в уведомлении (п. 42) |
|
|
специально не определено (п. 29.1) |
проект уведомления готовится ответственным исполнителем в течение 7 рабочих дней по истечении срока укомплектования, передается на визирование начальнику уполномоченного подразделения и на подпись заместителю руководителя Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), курирующему вопросы ГЭЭ и имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом (п. 42) |
|
2.2 |
В случае комплектности представленных материалов: |
п. 26 |
пп. 43, 44 |
|
в течение 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма (для объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ и п. 13 Административного регламента Ростехнадзора, — в течение 1 дня) (п. 26) |
в течение 7 рабочих дней (п. 43) |
|
|
в течение 30 дней со дня получения уведомления (для объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ и п. 13 Административного регламента Ростехнадзора, — в течение 3 дней) (п. 26) |
в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления (п. 43) |
|
|
специально не определено (п. 28) |
проект уведомления готовится ответственным исполнителем в течение 7 рабочих дней по истечении срока оплаты, передается на визирование начальнику уполномоченного подразделения и на подпись заместителю руководителя Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), курирующему вопросы ГЭЭ и имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом, и направляется заявителю (п. 44) |
|
3 |
Формирование и направление межведомственных запросов |
процедура не предусмотрена |
в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления (п. 48) |
4 |
Подготовка и издание приказа об организации и проведении ГЭЭ |
не позднее чем через 1 месяц после оплаты проведения ГЭЭ и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве (для объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ и п. 13 Административного регламента Ростехнадзора, — не позднее чем через 3 дня) (п. 30) |
в течение 1 месяца после оплаты проведения ГЭЭ и приемки комплекта необходимых материалов в полном объеме и количестве (для объектов, указанных в подп. 7.1 и 7.3 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ, — в течение 3 рабочих дней) (п. 49) |
5 |
Проведение ГЭЭ |
пп. 31–59 |
пп. 51–64 |
5.1 |
Направление уведомления о начале работы экспертной комиссии ГЭЭ для размещения в сети Интернет |
в течение 3 рабочих дней с момента издания приказа об организации и проведении ГЭЭ (п. 35) |
в течение 3 рабочих дней с момента издания приказа об организации и проведении ГЭЭ (п. 50) |
5.2 |
Проведение организационного заседания экспертной комиссии ГЭЭ |
в соответствии с уведомлением (п. 36) |
в течение 5 рабочих дней со дня утверждения приказа об организации и проведении ГЭЭ (п. 52) |
5.3 |
Направление заявителю уведомления о необходимости представления дополнительных материалов |
специальный срок не предусмотрен (п. 37.6) |
проект уведомления готовится ответственным секретарем в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня поступления соответствующих заявлений экспертов ГЭЭ, передается на визирование начальнику уполномоченного подразделения и на подпись заместителю руководителя Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), курирующему вопросы ГЭЭ и имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом (п. 53) |
5.4 |
Подготовка и подписание заключения экспертной комиссии |
в соответствии с календарным планом работы, утвержденным на организационном заседании экспертной комиссии (п. 37.3) |
в соответствии с решением экспертной комиссии, принятым на организационном заседании (п. 52) |
5.5 |
Подписание приказа об утверждении заключения ГЭЭ |
в срок, установленный приказом об организации и проведении ГЭЭ (п. 46) |
в срок, установленный приказом об организации и проведении ГЭЭ (п. 63) |
6 |
Направление заявителю заключения ГЭЭ |
в течение 5 дней со дня утверждения заключения (п. 51) |
в течение 5 календарных дней со дня утверждения заключения (п. 66) |
Таким образом, заявитель направляет в Росприроднадзор или его территориальные органы заявление и материалы, необходимые в соответствии с пп. 13, 14 Административного регламента Росприроднадзора. Они регистрируются (в случае поступления заявления и материалов в электронной форме осуществляется проверка электронной подписи, по результатам которой заявителю может быть направлено уведомление об отказе в приеме заявления и материалов, что является новшеством Административного регламента Росприроднадзора) и передаются начальнику уполномоченного структурного подразделения, который назначает ответственного исполнителя. Ответственный исполнитель осуществляет проверку комплектности представленных материалов и готовит уведомление в адрес заявителя о некомплектности материалов (в случае некомплектности) или смету расходов на проведение ГЭЭ и уведомление о необходимости оплаты ГЭЭ (в случае комплектности).
В случае если необходимые материалы не были представлены заявителем в установленные сроки, а также при отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения ГЭЭ, материалы возвращаются заявителю без проведения ГЭЭ.
Принципиально новой является процедура формирования и направления межведомственных запросов. Такой запрос формируется Росприроднадзором в случае, если документы, указанные в пп. 16 и 17 Административного регламента Росприроднадзора (которые заявитель вправе, но не обязан представлять), не были представлены заявителем по собственной инициативе. Подготовка запроса проходит одновременно с проверкой документов на комплектность.
После приемки комплекта необходимых документов и оплаты проведения ГЭЭ начинается подготовка проекта приказа Росприроднадзора (его территориального органа) о проведении ГЭЭ. В приказе указываются состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь, члены экспертной комиссии), сроки проведения ГЭЭ, задание на проведение ГЭЭ. Уведомление о начале работы экспертной комиссии размещается в сети Интернет.
Работа экспертной комиссии начинается с проведения организационного заседания, причем заявитель и его представители, а также иные заинтересованные стороны (при необходимости) могут, но не обязаны присутствовать на нем.
В ходе проведения ГЭЭ у заявителя может быть запрошена дополнительная информация по объекту ГЭЭ. Такое уведомление подготавливается на основе заявления эксперта и подписывается заместителем руководителя Росприроднадзора или его территориального органа. В случае непредставления дополнительных материалов документация рассматривается в исходном объеме. Данное уточнение отличает Административный регламент Росприроднадзора от Административного регламента Ростехнадзора.
В случае необходимости может быть организован выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
На заключительном заседании экспертной комиссии рассматривается проект заключения экспертной комиссии. Так же как и на организационном заседании, присутствие заявителя является факультативным. Заключение подписывается всеми членами экспертной комиссии при одобрении его квалифицированным большинством (не менее 2/3 списочного состава) экспертной комиссии.
При несогласии более 1/3 списочного состава экспертной комиссии с выводами заключения срок проведения ГЭЭ может быть продлен. Решение о необходимости продлении срока ГЭЭ и включении дополнительных экспертов в состав экспертной комиссии оформляется приказом Росприроднадзора (его территориального органа).
Заключение экспертной комиссии утверждается приказом Росприроднадзора (его территориального органа) и направляется заявителю. Информация о завершении ГЭЭ публикуется в сети Интернет.
Напоследок отметим, что Административный регламент Ростехнадзора, в отличие от Административного регламента Росприроднадзора, содержал значительное количество различных форм документов экспертной комиссии (в приложениях). В новом же регламенте они были упразднены, что облегчает восприятие текста документа.
[1] Данное положение не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С 1 июля 2015 г. данный пункт будет изложен в следующей редакции: «проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I–V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I–V классов опасности».
[2] См. п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».
[3] Необходимую информацию о проведении ГЭЭ можно найти по ссылке http://rpn.gov.ru/node/654.
[4] В частности, были приняты Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» и иные подзаконные нормативные правовые акты в развитие Федерального закона № 210-ФЗ.
[5] http://www.gosuslugi.ru/.
[6] Здесь и далее выделено автором.
[7] Выделено автором.
[8] Административным регламентом Ростехнадзора не были установлены условия изменения сроков проведения ГЭЭ. Увеличение сроков проведения ГЭЭ (а также изменение состава экспертной комиссии) оформлялось приказом федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориального органа).
[9] Согласно п. 64 Административного регламента Росприроднадзора при несогласии более 1/3 списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения экспертной комиссией готовятся предложения о продлении срока проведения ГЭЭ и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов. Указанные предложения передаются в экспертное подразделение и докладываются его руководителем руководству Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора). Решение о необходимости продления срока проведения ГЭЭ и включении дополнительных экспертов в состав экспертной комиссии оформляется приказом Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора).
[10] Приложение 29 к Административному регламенту Ростехнадзора.
[11] Изменения были внесены Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[12] Согласно п. 14 Административного регламента Росприроднадзора для проведения ГЭЭ объектов, указанных в подп. 7.1 и 7.3 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ, заявитель представляет:
- заявление, содержащее информацию о наименовании объекта ГЭЭ, подробную опись материалов, представляемых на ГЭЭ (приложение 3 );
- документацию, подлежащую ГЭЭ и содержащую материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, на соответствующую ООПТ, в случае проведения ГЭЭ объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ;
- документацию, подлежащую ГЭЭ и содержащую материалы оценки воздействия искусственных земельных участков на окружающую среду, в случае проведения ГЭЭ объектов, указанных в подп. 7.3 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ.
[13] Здесь и далее выделено автором.
[14] Для проведения ГЭЭ проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, заявление и материалы заявителя представляются заявителем в порядке, предусмотренном Правилами представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 822 (п. 32 Административного регламента Росприроднадзора).
[15] При поступлении заявления и материалов заявителя в форме электронного документа в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченное лицо Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) в ходе регистрации поступивших заявления и материалов заявителя осуществляет проверку усиленной квалифицированной электронной подписи на соответствие требованиям Федерального закон № 63-ФЗ. В случае соответствия электронной подписи установленным требованиям информация о приеме заявления и материалов в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, направляется заявителю в виде электронного сообщения по указанному им адресу электронной почты. В обратном случае в течение 3 дней со дня завершения проверки заявителю по указанному им адресу электронной почты в форме электронного документа направляется уведомление об отказе в приеме заявления и материалов. В случае получения такого уведомления заявитель вправе обратиться повторно, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в приеме заявления и материалов (п. 37 Административного регламента Росприроднадзора).