Для начала расставим точки над «i» в вопросе о неизбежности (необходимости) принятия владельцем земельного участка мер:
- по недопущению несанкционированного складирования отходов на земельном участке (как самостоятельного, так и иными лицами);
- по незамедлительному удалению отходов с земельного участка при их обнаружении.
Сразу подчеркнем (хотя это и является очевидным утверждением): удаление отходов со своего земельного участка путем их переноса на соседний недопустимо.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) запрещается сброс отходов производства и потребления, в т.ч. радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Обойти приведенное положение Федерального закона вы можете лишь под покровом ночи, четко понимая незаконность своих действий.
Однако вернемся с незаконного пути избавления от обнаруженных на земельном участке отходов на путь ответственного отношения к охране окружающей среды и обратимся к положениям земельного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления.
Самый главный вывод, который мы вынуждены сделать на основании действующих нормативных положений, звучит следующим образом: владелец земельного участка обязан обеспечить удаление с земельного участка брошенных отходов.
Так, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 23.05.2016; далее — ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.
Одновременно с этим согласно подп. 2 п. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в частности, мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в т.ч. биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Таким образом, бремя содержания земельного участка возложено на его законного владельца. При этом к обязанностям как собственника земельного участка, так и иных лиц, использующих земельный участок, относится выполнение мероприятий по защите земель и почв от негативного воздействия.
Непринятие владельцем земельного участка мер по удалению брошенных отходов с принадлежащего ему земельного участка является земельным правонарушением.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Таким образом, владелец земельного участка, на котором брошены чужие отходы, обязан обеспечить их удаление с земельного участка с соблюдением требований к обращению с отходами.
Однако вопреки приведенным доводам владелец земельного участка может не считать себя лицом, ответственным за безопасное обращение с обнаруженными на данном участке отходами, которые были брошены неустановленными лицами, — такая позиция имеет право на существование, но влечет за собой неминуемые (в случае выявления административным органом) негативные правовые последствия. Какие именно? Давайте выясним.