Ключевые вопросы
В каком случае непредставление отчетности, декларации и расчета суммы экологического сбора может расцениваться как малозначительное административное правонарушение?
При каком условии производитель или импортер может быть привлечен к административной ответственности за непредставление отчетности, декларации и расчета суммы экологического сбора?
Достаточно ли формального представления документов, подтверждающих утилизацию товаров (упаковки), для исполнения РОП?
Является ли субъектом РОП организация общественного питания (ресторан)?
Как известно, механизм расширенной ответственности производителей и импортеров товаров (далее — РОП) появился на территории Российской Федерации благодаря Федеральному закону от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», который прошел почти все основные процедуры, связанные с принятием и вступлением в силу, за рекордные сроки — 8 календарных дней, и уже 01.01.2015 ввел в действие 4 статьи, закрепив их в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).
Следствием столь быстрого принятия нормативного правового акта, устанавливающего порядок утилизации товаров (упаковки), утративших потребительские свойства, стали неоднократные дополнения, изменения и уточнения соответствующих нормативных правовых актов; публикации ведомственных разъяснений и проведение официальных встреч между правоприменительным органом и хозяйствующими субъектами по вопросам РОП.
В частности, на протяжении 3,5 лет вышли:
• два федеральных закона, вносящих изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ[1];
• более десяти подзаконных актов[2];
• более десяти разъяснений уполномоченных органов[3].
Однако, несмотря на все многообразие и глубину работы, проделанной компетентными органами, указанная деятельность обладает одним ключевым недостатком — все нововведения и уточнения были приняты уже после вступления в силу соответствующих норм, закрепляющих РОП на законодательном уровне. И по сей день остаются вопросы, которые вызывают неоднозначное восприятие у участников РОП. Рассмотрим некоторые уже «засиленные» выводы судебной практики применительно к вопросам РОП.
[1] Федеральные законы от 29.12.2015 № 404-ФЗ и 31.12.2017 № 503-ФЗ.
[2] Постановления Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417, 08.12.2015 № 1342, 08.10.2015 № 1073, 09.04.2016 № 284; Распоряжения Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, 28.12.2017 № 2970-р, 04.12.2015 № 2491-р, 28.12.2017 № 2971-р; Приказы Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, 22.08.2016 № 489 и др.
[3] Письма Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460 «О направлении поручения», 26.01.2017 № АС-10-02-36/1417 «О направлении информации об утилизации отходов от использования товаров, упаковки», 20.02.2017 № ОД-06-02-32/3380 «Об уплате экологического сбора», 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739 «О направлении поручения», 09.01.2018 № АС-10-02-36/156 «О направлении разъяснений», 19.02.2018 № АА-10-01-32/3082 «О рассмотрении обращения»; Информация Минприроды России «Об актуальных вопросах исполнения "расширенной" ответственности производителей, импортеров товаров (далее — РОП)»; письмо Минприроды России от 16.06.2017 № 12-47/15847 «По вопросу уплаты экологического сбора» и др.