Отдаем журнал бесплатно!

Как пишется, так и исполняется

Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) в корне изменил систему экологического нормирования, которое с 01.01.2019 напрямую зависит от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). С целью полного перехода на новую систему нормирования конкретизируются и дополняются отдельные статьи некоторых федеральных законов в области охраны окружающей среды. Поговорим о том, к чему это приводит.

 

Законопослушные природопользователи не понаслышке знают, чем может обернуться осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающей НВОС, без разрешительных документов, поэтому вопрос о сроках получения такой документации до настоящего времени не потерял своей актуальности.

С 01.01.2019 предусмотрены следующие виды разрешительной природоохранной документации в зависимости от категории объекта НВОС:

 

Категория объекта

Наименование документа

I

Комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР)

II

Декларация о воздействии на окружающую среду (далее — декларация)

III

Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — отчетность о выбросах)

Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее — отчетность об отходах)

IV

Нормативы не разрабатываются, отчетность (за исключением статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы)) не представляется

 

Следуя новым требованиям природоохранного законодательства, хозяйствующим субъектам важно знать, в какие сроки необходимо:

• получить КЭР;

• представить декларацию;

• представить отчетность о выбросах;

• представить отчетность об отходах.

КЭР, декларация, отчетность — когда?

В статье 11 Федерального закона № 219-ФЗ предпринята попытка прояснить ситуацию:

 

Извлечение
из Федерального закона № 219-ФЗ

Статья 11

1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1] к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов[2].
[…]

 

Согласно указанной статье органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды считают, что хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты I категории, должны представить в территориальные органы Росприроднадзора заявку на получение КЭР и получить КЭР в течение срока действия ранее выданных разрешительных документов.

К разрешительным документам в области охраны окружающей среды, выданным до 01.01.2019, относятся:

• разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

• разрешение на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты;

• утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР);

• лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

 

Отметим, что лицензия в области обращения с отходами является наиважнейшим документом, дающим право юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям осуществлять конкретные виды деятельности с конкретными видами отходов, в конкретном месте, т.е. с привязкой к определенному адресу. Однако представление информации о наличии у хозяйствующего субъекта лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и об исполнении им в полном объеме лицензионных требований не предусмотрено ни в рамках получения КЭР, ни в рамках представлении декларации или отчетности об отходах.

Природопользователи текст ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ толкуют по-своему, считая, что по истечении срока действия разрешительных документов хозяйственную и (или) иную деятельность допускается осуществлять без разрешительных документов вплоть до дня получения КЭР, т.е. до 01.01.2025 или до 01.01.2023 (для 300 особых объектов)[3].

Часть 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ[4] еще больше запутывает ситуацию в отношении сроков получения или переоформления разрешительных документов в области охраны окружающей среды:

 

Извлечение
из Федерального закона № 219-ФЗ

Статья 11

[…]
1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
[…]

 

Согласно Федеральному закону № 219-ФЗ до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона № 7-ФЗ такие нормативные документы применяются в части, не противоречащей положениям Федерального закона № 7-ФЗ.

Федеральным законом № 7-ФЗ не предусматривается выдача с 01.01.2019 каких-либо разрешительных документов кроме КЭР для объектов I категории, а также разрешения на выброс радиоактивных веществ.

 

[1] Далее — Федеральный закон № 7-ФЗ.

[2] Выделено автором.

[3] См. перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, утвержденный Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154.

[4] Часть 1.1 введена Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В.В. Никитина, руководитель НАМЦ Учреждения «Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Как пишется, так и исполняется

Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) в корне изменил систему экологического нормирования, которое с 01.01.2019 напрямую зависит от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). С целью полного перехода на новую систему нормирования конкретизируются и дополняются отдельные статьи некоторых федеральных законов в области охраны окружающей среды. Поговорим о том, к чему это приводит.

 

Законопослушные природопользователи не понаслышке знают, чем может обернуться осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающей НВОС, без разрешительных документов, поэтому вопрос о сроках получения такой документации до настоящего времени не потерял своей актуальности.

С 01.01.2019 предусмотрены следующие виды разрешительной природоохранной документации в зависимости от категории объекта НВОС:

 

Категория объекта

Наименование документа

I

Комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР)

II

Декларация о воздействии на окружающую среду (далее — декларация)

III

Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — отчетность о выбросах)

Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее — отчетность об отходах)

IV

Нормативы не разрабатываются, отчетность (за исключением статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы)) не представляется

 

Следуя новым требованиям природоохранного законодательства, хозяйствующим субъектам важно знать, в какие сроки необходимо:

• получить КЭР;

• представить декларацию;

• представить отчетность о выбросах;

• представить отчетность об отходах.

КЭР, декларация, отчетность — когда?

В статье 11 Федерального закона № 219-ФЗ предпринята попытка прояснить ситуацию:

 

Извлечение
из Федерального закона № 219-ФЗ

Статья 11

1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1] к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов[2].
[…]

 

Согласно указанной статье органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды считают, что хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты I категории, должны представить в территориальные органы Росприроднадзора заявку на получение КЭР и получить КЭР в течение срока действия ранее выданных разрешительных документов.

К разрешительным документам в области охраны окружающей среды, выданным до 01.01.2019, относятся:

• разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

• разрешение на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты;

• утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР);

• лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

 

Отметим, что лицензия в области обращения с отходами является наиважнейшим документом, дающим право юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям осуществлять конкретные виды деятельности с конкретными видами отходов, в конкретном месте, т.е. с привязкой к определенному адресу. Однако представление информации о наличии у хозяйствующего субъекта лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и об исполнении им в полном объеме лицензионных требований не предусмотрено ни в рамках получения КЭР, ни в рамках представлении декларации или отчетности об отходах.

Природопользователи текст ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ толкуют по-своему, считая, что по истечении срока действия разрешительных документов хозяйственную и (или) иную деятельность допускается осуществлять без разрешительных документов вплоть до дня получения КЭР, т.е. до 01.01.2025 или до 01.01.2023 (для 300 особых объектов)[3].

Часть 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ[4] еще больше запутывает ситуацию в отношении сроков получения или переоформления разрешительных документов в области охраны окружающей среды:

 

Извлечение
из Федерального закона № 219-ФЗ

Статья 11

[…]
1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
[…]

 

Согласно Федеральному закону № 219-ФЗ до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона № 7-ФЗ такие нормативные документы применяются в части, не противоречащей положениям Федерального закона № 7-ФЗ.

Федеральным законом № 7-ФЗ не предусматривается выдача с 01.01.2019 каких-либо разрешительных документов кроме КЭР для объектов I категории, а также разрешения на выброс радиоактивных веществ.

 

[1] Далее — Федеральный закон № 7-ФЗ.

[2] Выделено автором.

[3] См. перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, утвержденный Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154.

[4] Часть 1.1 введена Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В.В. Никитина, руководитель НАМЦ Учреждения «Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2019.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам