Сколько стресса испытывает природопользователь, когда видит свое предприятие в ежегодном плане проверок? А сколько теряет нервных окончаний, когда внезапно получает извещение о том, что через три дня, а то и завтра состоится внеплановая проверка? Знание своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей надзорного органа поможет сохранить спокойствие, а в некоторых случаях даже упростит прохождение проверки.
Целых восемь лет мы жили по административному регламенту Росприроднадзора по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее — ФГЭН), утвержденному Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191, однако настало время перемен и обсуждения усовершенствованного издания данного регламента.
Так, 06.04.2021 вступил в силу Приказ Минприроды России от 06.07.2020 № 783 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора» (далее — Регламент).
В статье будем использовать следующие сокращенные понятия:
• проверяемое лицо — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин, в отношении которого осуществляется проверка, включая руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица;
• обязательные требования — требования в области охраны окружающей среды, установленные международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, проверка соблюдения проверяемыми лицами которых является предметом ФГЭН;
• Росприроднадзор — центральный аппарат Росприроднадзора и его территориальные органы, а также исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в случае передачи им части полномочий по ФГЭН на основании соглашения.
Например, таким органом является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее — МинЖКХ МО), которое на основании соглашения наделено полномочиями осуществлять[1]:
• федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
• государственный земельный надзор;
• государственный надзор в области обращения с отходами;
• государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
• государственный надзор в области использования и охраны водных объектов в отношении отдельных проверяемых лиц.
Так, МинЖКХ МО при реализации полномочий по осуществлению ФГЭН для нас является Росприроднадзором, который также обязан руководствоваться Регламентом.
Регламент представляет собой актуализированную версию сразу четырех регламентов Росприроднадзора, утративших силу с 06.04.2021:
Виды надзора |
Регламенты (утратили силу с 06.04.2021) |
Федеральный государственный экологический надзор |
Приказ Минприроды России от 29.06.2012 № 191 |
Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях (далее — ООПТ) федерального значения |
Приказ Минприроды России от 09.03.2017 № 79 |
Федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях ООПТ |
Приказ Минприроды России от 12.10.2017 № 553 |
Федеральный государственный лесной надзор (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях ООПТ федерального значения |
Приказ Минприроды России от 12.10.2017 № 554 |
Снижение нормативной нагрузки на природопользователей и надзорные органы за счет сокращения числа нормативных правовых актов (далее — НПА) очень ценно, т.к. вся информация, последовательность действий и требования собраны в едином документе.
Регламент содержит:
• общие положения;
• требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора);
• состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
• порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора);
• досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц.
В большей части Регламент дублирует информацию из Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 08.12.2020; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), а также из подзаконных НПА, например:
• Постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (правила подготовки ежегодных планов проверок) — из выдержек данного документа состоит целый блок «Разработка ежегодного плана проведения плановых проверок» (пп. 43–61 Регламента);
• Приказа Минприроды России от 28.06.2019 № 347 (методические рекомендации по выдаче Росприроднадзором заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства) — содержание документа полностью уложилось в блоках «Проведение внеплановых проверок» (пп. 94–106) и «Оформление результатов проверок» (пп. 132–139).
Применение Регламента распространяется на осуществление Росприроднадзором следующих видов ФГЭН (см. рисунок).
В статье рассмотрим права и обязанности инспектора и проверяемого лица при осуществлении ФГЭН, а также приведем примеры из практики промышленного эколога при участии в проверках Росприроднадзора.
[1] См. Соглашение между Росприроднадзором и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2016 № 1646-р; Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, утвержденное Постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 № 787/44.