Отдаем журнал бесплатно!

Инвестиционные затраты в промышленность в рамках разработки комплексного экологического разрешения и программы повышения экологической эффективности

Сегодня в России стоит задача обеспечить комплексный подход к внедрению наилучших доступных технологий[1] в рамках как промышленной, так и экологической политики. НДТ представляют собой совокупность технологических, технических и управленческих решений, обеспечивающих высокую ресурсо- и энергоэффективность промышленного производства и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.
В статье расскажем, кто и в каких случаях должен прикладывать ППЭЭ[2] к заявке на получение КЭР[3]; дадим сведения об одобренных и отклоненных проектах ППЭЭ; объясним, какие затраты несут предприятия при модернизации своих технологических линий; покажем, насколько эффективны мероприятия ППЭЭ, а также проведем усредненный расчет затрат на модернизацию технологических линий по отношению к эффективности мероприятий ППЭЭ.

КЭР 

Кто получает 

Получить КЭР обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду[4], I категории (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022)).

Категория объекта определяется на основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021). Она присваивается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования объекту при его постановке на государственный учет объектов НВОС.

Для новых объектов заявку на получение КЭР необходимо подавать не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию. Объекты II категории не обязаны получать КЭР, но должны подавать декларацию о воздействии на окружающую среду. При этом они имеют право получить КЭР, если для соответствующей их деятельности отрасли промышленности утверждены отраслевые информационно-технические справочники по НДТ. Для объектов III и IV категорий получение КЭР в соответствии с законодательством не требуется.

Осуществление деятельности без КЭР 

Согласно ст. 8.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление деятельности без КЭР, если его получение обязательно, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Как получить 

1. Заявку на получение КЭР необходимо заполнить по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780. Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора по месту размещения объекта НВОС. Если объект расположен в пределах территорий двух и более субъектов РФ, нужно по своему усмотрению направить документы в один из территориальных органов Росприроднадзора по месту размещения объекта.

2. Территориальный орган Росприроднадзора выдает КЭР в срок, не превышающий четырех месяцев с даты регистрации заявки на его получение.

ППЭЭ 

Кто разрабатывает

Если на объекте НВОС превышаются нормативы НВОС (технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ), к заявке на получение КЭР необходимо приложить ППЭЭ.

Справка
ППЭЭ — это дорожная карта модернизации объектов, предусматривающая расходы на приобретение оборудования и технических устройств, способствующих снижению НВОС, а также расходы, связанные с проведением проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ для поэтапного достижения технологических нормативов и (или) нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов в рамках ППЭЭ.

Содержание ППЭЭ

В соответствии с Правилами разработки программы повышения экологической эффективности, утвержденными Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666, ППЭЭ разрабатывается на срок до 7 лет (в отдельных случаях — на срок до 14 лет) и должна содержать:
• основные сведения об организации;
• перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов (сбросов);
• сроки начала и завершения выполнения каждого из этапов мероприятий;
• фактические показатели объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ до начала мероприятий и после;
• сведения об эффективности мероприятий;
• объем и источники финансирования;
• перечень должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий;
• сроки представления ежегодного отчета о выполнении мероприятий;
• результаты сопоставления технологических показателей с показателями НДТ;
• обоснование сроков реализации и выбора мероприятий.

Одобрение проекта ППЭЭ

Проект ППЭЭ до утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежит одобрению межведомственной комиссией по рассмотрению проектов ППЭЭ, которая создана Минпромторгом России. Деятельность комиссии регулируется Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 999 «О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности» (в ред. от 16.08.2022). Помимо представителей Минпромторга России в состав комиссии входят также представители федеральных органов исполнительной власти России (Минприроды, Минэнерго, Минэкономразвития, Минстроя, Минсельхоза, Росприроднадзора), представители общественных и экспертных организаций, государственной корпорации «Росатом» и по одному члену от каждого субъекта РФ — представители исполнительных органов власти субъектов РФ. В результате деятельности комиссии в 2019—2022 гг. около 40 проектов ППЭЭ получили одобрение (табл.).

Далее привели таблицу со сведениями об одобренных проектах ППЭЭ и проектах ППЭЭ, которым было отказано в одобрении, с разбивкой на субъекты РФ; дали результаты анализа одобренных комиссией проектов ППЭЭ и суммарных затрат предприятий на повышение экологической эффективности, а также привели график эффективности мероприятий ППЭЭ с разбивкой на субъекты РФ.


[1] Далее — НДТ.

[2] Программа повышения экологической эффективности.

[3] Комплексное экологическое разрешение.

[4] Далее — объект НВОС.

Н.М. Душакова, эксперт Общественного совета при Минприроды России, член Общественного совета при Росгидромете

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Инвестиционные затраты в промышленность в рамках разработки комплексного экологического разрешения и программы повышения экологической эффективности

Сегодня в России стоит задача обеспечить комплексный подход к внедрению наилучших доступных технологий[1] в рамках как промышленной, так и экологической политики. НДТ представляют собой совокупность технологических, технических и управленческих решений, обеспечивающих высокую ресурсо- и энергоэффективность промышленного производства и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.
В статье расскажем, кто и в каких случаях должен прикладывать ППЭЭ[2] к заявке на получение КЭР[3]; дадим сведения об одобренных и отклоненных проектах ППЭЭ; объясним, какие затраты несут предприятия при модернизации своих технологических линий; покажем, насколько эффективны мероприятия ППЭЭ, а также проведем усредненный расчет затрат на модернизацию технологических линий по отношению к эффективности мероприятий ППЭЭ.

КЭР 

Кто получает 

Получить КЭР обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду[4], I категории (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022)).

Категория объекта определяется на основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021). Она присваивается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования объекту при его постановке на государственный учет объектов НВОС.

Для новых объектов заявку на получение КЭР необходимо подавать не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию. Объекты II категории не обязаны получать КЭР, но должны подавать декларацию о воздействии на окружающую среду. При этом они имеют право получить КЭР, если для соответствующей их деятельности отрасли промышленности утверждены отраслевые информационно-технические справочники по НДТ. Для объектов III и IV категорий получение КЭР в соответствии с законодательством не требуется.

Осуществление деятельности без КЭР 

Согласно ст. 8.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление деятельности без КЭР, если его получение обязательно, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Как получить 

1. Заявку на получение КЭР необходимо заполнить по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780. Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора по месту размещения объекта НВОС. Если объект расположен в пределах территорий двух и более субъектов РФ, нужно по своему усмотрению направить документы в один из территориальных органов Росприроднадзора по месту размещения объекта.

2. Территориальный орган Росприроднадзора выдает КЭР в срок, не превышающий четырех месяцев с даты регистрации заявки на его получение.

ППЭЭ 

Кто разрабатывает

Если на объекте НВОС превышаются нормативы НВОС (технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ), к заявке на получение КЭР необходимо приложить ППЭЭ.

Справка
ППЭЭ — это дорожная карта модернизации объектов, предусматривающая расходы на приобретение оборудования и технических устройств, способствующих снижению НВОС, а также расходы, связанные с проведением проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ для поэтапного достижения технологических нормативов и (или) нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов в рамках ППЭЭ.

Содержание ППЭЭ

В соответствии с Правилами разработки программы повышения экологической эффективности, утвержденными Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666, ППЭЭ разрабатывается на срок до 7 лет (в отдельных случаях — на срок до 14 лет) и должна содержать:
• основные сведения об организации;
• перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов (сбросов);
• сроки начала и завершения выполнения каждого из этапов мероприятий;
• фактические показатели объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ до начала мероприятий и после;
• сведения об эффективности мероприятий;
• объем и источники финансирования;
• перечень должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий;
• сроки представления ежегодного отчета о выполнении мероприятий;
• результаты сопоставления технологических показателей с показателями НДТ;
• обоснование сроков реализации и выбора мероприятий.

Одобрение проекта ППЭЭ

Проект ППЭЭ до утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежит одобрению межведомственной комиссией по рассмотрению проектов ППЭЭ, которая создана Минпромторгом России. Деятельность комиссии регулируется Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 999 «О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности» (в ред. от 16.08.2022). Помимо представителей Минпромторга России в состав комиссии входят также представители федеральных органов исполнительной власти России (Минприроды, Минэнерго, Минэкономразвития, Минстроя, Минсельхоза, Росприроднадзора), представители общественных и экспертных организаций, государственной корпорации «Росатом» и по одному члену от каждого субъекта РФ — представители исполнительных органов власти субъектов РФ. В результате деятельности комиссии в 2019—2022 гг. около 40 проектов ППЭЭ получили одобрение (табл.).

Далее привели таблицу со сведениями об одобренных проектах ППЭЭ и проектах ППЭЭ, которым было отказано в одобрении, с разбивкой на субъекты РФ; дали результаты анализа одобренных комиссией проектов ППЭЭ и суммарных затрат предприятий на повышение экологической эффективности, а также привели график эффективности мероприятий ППЭЭ с разбивкой на субъекты РФ.


[1] Далее — НДТ.

[2] Программа повышения экологической эффективности.

[3] Комплексное экологическое разрешение.

[4] Далее — объект НВОС.

Н.М. Душакова, эксперт Общественного совета при Минприроды России, член Общественного совета при Росгидромете

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам