Когда на одной промышленной площадке располагаются несколько арендаторов, могут возникнуть вопросы по разработке разрешительной документации.
В статье рассмотрим типичную ситуацию, когда по соседству расположены несколько объектов, у каждого из которых разная категория НВОС и разные источники выбросов. При разработке проекта НДВ они могут столкнуться с рядом вопросов:
• Разработать один проект НДВ на всех арендаторов или лучше каждому сделать свой проект НДВ?
• Каждый арендатор вносит плату за НВОС равными частями, или платит кто-то один, или каждый арендатор платит пропорционально?
• Плата в таком случае регулируется законодательно или условия платы необходимо прописывать в договоре аренды?
Разберем их по порядку.
Один проект на всех или каждому свой?
Перед разработкой проекта НДВ в первую очередь следует проанализировать:
• присвоенную объекту НВОС категорию в соответствии с Критериями № 23983;
• результаты (отчет) инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах (п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ4). Иными словами, тот, кто осуществляет деятельность на объекте НВОС, и обязан инициировать постановку своего объекта НВОС на государственный учет таких объектов (обязанность по подаче заявки о постановке на государственный учет также возлагается на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС).
Каждый арендатор корректно выполнил свои обязательства по подаче заявки о постановке собственного объекта НВОС, на котором он осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность, на государственный учет таких объектов, и каждому объекту НВОС при этом была присвоена определенная категория.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация выбросов), включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (п. 1 ст. 22 Закона № 7-ФЗ; п. 1 Порядка № 8715). То есть тот, кто осуществляет деятельность на объекте НВОС, тот и обязан провести инвентаризацию выбросов. Причем существенным условием для ее проведения является не присвоенная категория объекту НВОС (более того, результаты инвентаризации выбросов могут повлиять на определение категории), а то, что деятельность на объекте НВОС осуществляется с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, для каждого объекта НВОС индивидуально проводится инвентаризация выбросов, при которой в т.ч. устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух, с последующим документированием ее результатов в соответствии с Порядком № 871.
В зависимости от присвоенной категории объекта НВОС и определенных в результате инвентаризации выбросов показателей выбросов определяется как минимум необходимость разработки проекта НДВ.