Как известно, экологическая экспертиза — это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 07.06.2013; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) к объектам государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) федерального уровня в том числе относятся проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (далее — проекты техдокументации на новые технику, технологию, вещества).
Данные проекты изначально входили в состав объектов ГЭЭ федерального уровня в соответствии с Федеральным законом № 174-ФЗ, однако действовавшие в разные годы надзорные органы далеко не всегда требовали соблюдения этого требования. При этом официальные термины «новая техника», «новая технология» и «новые вещества» в актах природоохранного и природоресурсного законодательства отсутствуют. Из контекста норм экологического права также нельзя определить юридическое содержание рассматриваемых терминов, что, вероятно, исходит из убежденности законодателя во всеобщем и однозначном понимании этих общераспространенных понятий.
Особенности экологического обоснования техники, технологии, материалов отражены в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.12.1995 № 539 (далее — Инструкция), которая содержит экологические требования к документации различного назначения, включая техническую. Хотя этот приказ не зарегистрирован в Минюсте России, не был официально опубликован и может применяться лишь в части, не противоречащей действующему законодательству, его положения помогают разобраться в содержании работ по подготовке к ГЭЭ проектов техдокументации на новые технику, технологию, вещества.
К сведению. Согласно п. 7.1 Инструкции экологическое обоснование техники, технологии, материалов подготавливается при сертификации и разработке проектной документации с целью определения характера и уровня воздействия на окружающую среду применяемых техники и технологии, а также используемых в производстве материалов и веществ, на которые отсутствуют ГОСТ.
При обосновании технологических решений указываются:
- ресурсоемкость и ресурсосберегаемость технологий;
- технические показатели, характеризующие уровень воздействия на окружающую природную среду продукции, применяемых материалов: данные по материальному и энергетическому балансу технологического процесса «потребление — отходы» с указанием видов отходов (газообразные, жидкие, твердые), их массы (объема);
- принципы и схемы технологических процессов, систем очистки выбросов и сбросов, расчетные и экспериментальные характеристики источников сбросов и выбросов (объемы, концентрации, температуры, скорости прохождения смесей и т.д.), характеристики удельных выбросов и сбросов (в сравнении указанных характеристик с аналогичными технологиями на других объектах);
- данные о соответствии технологий существующим требованиям малоотходности и безотходности конкретных технологических процессов;
- данные об аварийности технологических схем и отдельных производств при использовании конкретных видов ресурсов (энергетических, природных) и материалов, их вероятности (с характеристиками прогнозируемых выбросов и сбросов при различных сценариях развития аварийных ситуаций);
- оценка эффективности мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций в конкретных природных условиях при применении рекомендуемых технологий;
- оценка экологической безопасности ликвидации техники и предлагаемых технологий (при необходимости);
- характеристика уровней шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучений, их соответствия предельно допустимым уровням;
- удельные показатели потребления природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции;
- обоснованные выводы по способам утилизации или ликвидации продукции после отработки;
- обоснованные выводы по оценке воздействия на окружающую среду применяемых технических средств и технологий, а также используемых материалов и получаемой продукции;
- средства и методы контроля для оценки воздействия на окружающую среду технологий, планируемых к реализации.
Представляемые на ГЭЭ материалы по оценке экологической опасности используемой и производимой продукции согласно п. 7.4 Инструкции должны содержать сведения по реальной и потенциальной опасности использования продукции, включая:
- сведения о токсикологической опасности примесей, образующихся в процессе производства новой продукции, а также опасности побочных продуктов, образующихся при эксплуатации продукции, их трансформации, разложении или взаимодействии с окружающей средой;
- условия распределения и распространения токсичных примесей и побочных продуктов в районах (регионах) применения продукции (подвижность, миграция, стойкость, стабильность, время существования);
- условия трансформации, распада (разложения) побочных продуктов в окружающей природной среде, продолжительность их трансформации;
- контроль за распространением и обнаружением токсичных примесей в продукции и побочных продуктах (оценка современного уровня и предлагаемые меры);
- негативные экологические последствия попадания токсичных примесей и побочных продуктов в окружающую природную среду, пищу, жилье, производственные помещения.
Некоторые указания для понимания словосочетаний «новая техника», «новая технология» и «новые вещества» как новых видов продукции в широком смысле имеются в нормативных актах других отраслей права и технических актах.
Словарь. Согласно п. 1.2.11 Р 50-605-80-93 «Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения» новая продукция — это продукция, впервые изготовленная в стране, отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и получающая новое обозначение.
С позиций безопасности для человека и среды его обитания наиболее близки к правовым нормам в области охраны окружающей среды требования санитарного законодательства. Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) производство, применение (использование) новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых) осуществляются при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. При этом в соответствии со ст. 43 данного Федерального закона впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и отдельные виды продукции, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат государственной регистрации.
Указания на содержание понятий «новая продукция» и «новая технология» имеются в строительном законодательстве. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 № 1636 «О Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» Госстрой России Постановлением от 01.07.2002 № 76 утвердил Порядок подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. В отношении новой продукции, ввозимой из-за рубежа или осваиваемой производством, в письме Госстроя России от 18.03.2003 № ЛБ-1617/9 «О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» разъясняется следующее:
Извлечение
из письма Госстроя России от 18.03.2003 № ЛБ-1617/9
«О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве»
1. Новая продукция, впервые осваиваемая отечественным производством по зарубежным технологиям, подлежит проверке и подтверждению пригодности, если она отличается от продукции аналогичного назначения, отвечающей требованиям действующей нормативно-технической документации, по следующим показателям (в зависимости от вида продукции): назначение и область применения продукции, свойства и характеристики, подтвержденные результатами испытаний, химический состав материалов, данные, характеризующие безопасность для жизни и здоровья людей, их имущества, окружающей среды, надежность продукции и др.
2. Пригодность изготавливаемой за рубежом продукции для условий строительства и эксплуатации объектов на территории Российской Федерации должна устанавливаться, как правило, на основе проверки этой продукции. Возможность применения такой продукции в строительстве без проверки и подтверждения ее пригодности устанавливается по результатам экспертного заключения ФЦС.
3. Технические условия на новую продукцию в соответствии со СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (пункт 7.12) должны проходить научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определен Госстроем России. При проведении научно-технической экспертизы технических условий на новую продукцию необходимо учитывать, что технические требования, содержащиеся в них, должны подтверждаться результатами соответствующих испытаний.
Исходя из вышесказанного можно предположить, что под терминами «новая техника», «новая технология» и «новые вещества» подразумеваются техника, технология и вещества, которые являются новыми для Российской Федерации. По многим видам новой продукции (новым технологиям, новым веществам) и их последствиям для общества (в т.ч. с позиций безопасности) идут постоянные дискуссии. Применение в отечественной практике каких-либо технологий или веществ, которые оказывают или могут оказывать негативное воздействие на среду обитания человека или (в более широком смысле) на окружающую среду, без оценки их безопасности является по существу незаконным и не доказывает, что эти технологии и вещества перестали быть новыми для Российской Федерации с точки зрения их безопасности.
В общем случае отсутствие новизны техники, технологий, веществ (для обоснования отсутствия необходимости в проведении ГЭЭ) определяется исходя из наличия на них отечественных регламентов, стандартов, ТУ и возможности сертификации.
Разработчики, производители и импортеры новых техники, технологий, веществ для обоснования их безопасности (в т.ч. для окружающей среды) длительное время ограничивались получением санитарно-эпидемиологических заключений, однако в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании"» (в ред. от 29.12.2012) в Федеральный закон № 52-ФЗ, такие заключения теперь официально могут удостоверять соответствие или несоответствие санитарным правилам лишь факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, но не продукции и технологий. Поэтому прохождение ГЭЭ оказывается по сути единственным инструментом легализации новых техники, технологий, веществ, и требование Росприроднадзора об экологической экспертизе в случае отсутствия каких-либо документов, подтверждающих соответствие технологии определенным требованиям, представляется оправданным.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ в составе материалов, подлежащих ГЭЭ, должны быть положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти (их состав определяется характером воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду — Ростехнадзор, МЧС России и др.).