Сразу отметим, что на вопрос, вынесенный в заголовок настоящей статьи, законодательство об отходах производства и потребления не дает однозначного ответа (да и не ставит перед собой такой цели).
При этом Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 05.04.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) возлагает именно на лиц, в процессе деятельности которых образовались отходы, ряд обязанностей в области обращения с этими отходами, в частности:
1) отнесение отходов к конкретному классу опасности и подтверждение такого отнесения[1]:
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 14. Требования к обращению с отходами I–V классов опасности
1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности[2], обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, […] не требуется.
[…]
2) разработка паспортов на отходы I–IV классов опасности[3]:
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 14. Требования к обращению с отходами I–V классов опасности
[…]
3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I–IV классов опасности.
[…]
3) ведение первичного учета отходов[4]:
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. […]
[…]
4) разработка и установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение[5] (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства[6]):
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы[7], устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
[...]
4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
[…]
5) представление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (для СМСП):
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы[8] на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. […]
8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. […]
[…]
6) внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду[9] при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов[10]):
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
[…]
4. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов)[11] осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы[12].
[…]
Примечательно, что ранее вопрос об определении лица, в процессе деятельности которого образуются отходы, не возникал так остро. Что же изменилось в последнее время?
[1] См. Приказы Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» и от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности».
Подробнее см.: Нельзикова Е.А. Паспортизация отходов: новые песни о главном // Справочник эколога. 2016. № 2. С. 30–36 (profiz.ru/eco/2_2016/436_441) (прим. редакции).
[2] Выделено автором.
[3] См. Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности».
Обратите внимание: Минприроды России разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка подтверждения отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности» (regulation.gov.ru/projects#npa=45712).
[4] См. Ламихова М. Первичный учет отходов по структурным подразделениям // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 24–31 (прим. редакции).
[5] Далее — НООЛР.
[6] Далее — СМСП.
[7] Здесь и далее выделено автором.
[8] Здесь и далее выделено автором.
[9] Далее — НВОС.
[10] Далее — ТКО.
[11] Обратите внимание: согласно письму Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» до дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации и региональным оператором плату за НВОС при размещении отходов, в т.ч. ТКО, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы (прим. редакции).
[12] Выделено автором.