Программные средства (далее — ПС) широко используются при разработке природоохранной документации, и от их выбора в конечном счете зависит качество выполняемых расчетов. Между тем Минприроды России, в отличие от других исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, игнорирует вопросы аттестации ПС.
В настоящей статье под ПС будем понимать программную продукцию, состоящую из компьютерной программы и программной документации.
СЛОВАРЬ
Потребитель ПС — физическое или юридическое лицо, которое покупает ПС.
Поставщик ПС — организация, которая продает ПС потребителю.
Изготовление ПС — подготовка рабочих копий ПС разработчиком или поставщиком для передачи потребителю.
Распространение (поставка) ПС — предоставление доступа к ПС путем продажи.
Модификация (переработка) ПС — внесение любых изменений.
Сопровождение ПС — оказание потребителю в течение установленного в договоре срока услуг, связанных с поддержанием работоспособности ПС (консультации, предоставление изменений и дополнений к ПС и/или замена ПС).
ПС, используемые при обосновании безопасности (а разработка природоохранной документации — это деятельность, направленная на обеспечение экологической безопасности), должны проходить экспертизу для подтверждения того, что расчетные модели, выбранные разработчиком, позволяют получить достоверные результаты.
За рубежом при экспертизе ПС используют термины «верификация» и/или «валидация». При этом верификация (от англ. verification) — подтверждение правильности результатов расчетов на контрольных примерах, а валидация (от англ. validation) — подтверждение правильности выбора использованного в ПС алгоритма расчета. Исходя из того, что процедуры verification и validation ПС взаимосвязаны, за рубежом часто используют объединенный термин verification and validation process (V&V process). При верификации-валидации ПС оценке подлежат:
• выбранная расчетная модель;
• ПС, как инструмент реализации выбранной расчетной модели;
• диапазон результатов, получаемых при использовании данного ПС.
В руководящем документе Ростехнадзора РД-03-34-2000 «Требования к составу и содержанию отчета о верификации и обосновании программных средств, применяемых для обоснования безопасности объектов использования атомной энергии» (далее — РД-03-34-2000) предусмотрен только термин «верификация», который определен следующим образом: обоснование возможности использования ПС в заявленной области применения и погрешности расчета параметров путем сравнения с экспериментальными данными, расчетными данными, полученными по другим ПС, результатами аналитических тестов, теоретического анализа.
Таким образом, с точки зрения Ростехнадзора, понятие «верификация» включает в себя как верификацию, так и валидацию ПС в западной терминологии.
Подходы исполнительных органов государственной власти Российской Федерации к экспертизе программных средств
Ростехнадзор
Действующая в системе Ростехнадзора процедура экспертизы ПС, применяемая при обосновании безопасности объектов использования атомной энергии (далее — ОИАЭ), основана на том, что используемые ПС должны быть аттестованы в соответствие с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Аттестация ПС — это, пожалуй, единственный вид деятельности, который никогда не входил в состав установленных законом функций уполномоченного государственного органа по регулированию безопасности при использовании атомной энергии и отсутствует в Положении о Ростехнадзоре. То есть «аттестация ПС» не является нормативным термином в области использования атомной энергии. Связано это, по мнению автора, с тем, что верификация ПС, проверка результатов расчетов на основании экспериментальных данных, по существу, является научным исследованием, а не оказанием государственной услуги. Чиновникам же Ростехнадзора нужен документ, свидетельствующий о том, что ученые признали верификацию достоверной. Такой документ назвали аттестатом, а процедуру его выдачи — аттестацией.