Отдаем журнал бесплатно!

Размещение ТКО: кто заплатит в 2019 году?

Поводом к написанию настоящего материала стали многочисленные вопросы читателей журнала «Справочник эколога», связанные с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении твердых коммунальных отходов (далее — ТКО). Разберем наиболее типичные из них.

 

Вопрос 1

Обязано ли предприятие, осуществляющее размещение (захоронение) ТКО (далее — полигон), вносить плату за НВОС при размещении (захоронении) ТКО, образовавшихся в процессе:

• жизнедеятельности населения;

• деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

 

Вопрос 2

Необходимо ли организациям, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (далее — заказчик), предоставлять полигону паспорта отходов, лимиты на их размещение или отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов, представляемую субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — отчет МСП)?

 

Вопрос 3

Кто будет вносить плату за НВОС при размещении ТКО с превышением установленных лимитов на их размещение или в случае превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП — заказчик или полигон?

В случае если заказчик не предоставит паспорта отходов, лимиты на их размещение, отчет МСП либо предоставит заведомо ложные документы (в результате чего фактически могут быть превышены установленные заказчику лимиты), может ли полигон не вносить плату за НВОС при размещении принятых от заказчика отходов в полном объеме? На кого тогда будет возлагаться ответственность по внесению платы?

 

Вопрос 4

Можно ли в договоре на размещение (захоронение) ТКО прописать, что плату за НВОС при размещении (захоронении) ТКО вносит заказчик?

 

Несмотря на индивидуальный характер предмета постановленных вопросов, ответы на них актуальны для широкого круга операторов, региональных операторов по обращению с ТКО. В связи с этим представим обозначенную проблематику в обобщенном виде (не забывая в ответах делать акцент на нюансы обозначенных вопросов). При таком подходе информация, изложенная ниже, может оказаться более универсальной и полезной для многих читателей.

Отправными законодательными положениями, на толковании которых по большей части основан настоящий материал, являются:

• абзац 2 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017):

 

1. […]
[…] Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов[1] являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

 

• пункт 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017):

 

5. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов[2] являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

 

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, напомним, что 31.12.2017 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» была дополнена[3] ч. 10 следующего содержания:

 

10. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

 

Следовательно, плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не взимается:

• ни с региональных операторов;

• ни с операторов по обращению с ТКО;

• ни с лиц, в процессе деятельности которых образовались ТКО, переданные на размещение.

Наибольшую актуальность вопросы, связанные с внесением платы за НВОС при размещении ТКО, приобретут в марте 2019 г. — при исчислении платы за НВОС, оказанное в 2018 г.

 

Кто платит за размещение ТКО, образованных в процессе:
• жизнедеятельности населения;
• деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Ответ на данный вопрос нам уже известен: обязанность по внесению платы за НВОС при размещении ТКО начиная с 01.01.2016 возложена на операторов, региональных операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по их размещению (с учетом введенной «отсрочки» указанные субъекты впервые внесут плату за размещение ТКО в 2019 г. по итогам 2018 г.).

При этом с 01.01.2016 ни образователи отходов, ни собственники отходов, ни иные лица не обязаны вносить плату за НВОС при размещении ТКО (если только такие лица не являются «по совместительству» операторами, региональными операторами по обращению с ТКО).

 

Обратите внимание: обязанностью по внесению платы за НВОС при размещении ТКО также не обременены управляющие компании, товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости и прочие организации и объединения, созданные и отвечающие целям управления общим имуществом в многоквартирном доме, имуществом собственников помещений, имуществом собственников нескольких жилых домов и т.д.

Таким образом, начиная с 01.01.2016 законодательство указывает лишь на два субъекта правоотношений, которые являются плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО, — операторы и региональные операторы по обращению с ТКО.

Данное правило определения плательщика платы за НВОС при размещении ТКО справедливо и применяется к случаям размещения ТКО, образованных как в процессе жизнедеятельности населения, так и в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Дополнительно подчеркнем, что законодательство Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих, что:

• размещение ТКО, образованных в процессе жизнедеятельности населения, не является платным видом НВОС;

• операторы, региональные операторы по обращению с ТКО освобождены от обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО, образованных в процессе жизнедеятельности населения;

• операторы, региональные операторы по обращению с ТКО являются плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО (за исключением ТКО, образованных в процессе жизнедеятельности населения).

В связи с этим начиная с 2018 г. (срок внесения — до 01.03.2019) отсутствуют какие-либо основания для невнесения операторами, региональными операторами по обращению с ТКО платы за НВОС при размещении ТКО, образованных в процессе:

• жизнедеятельности населения;

• деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Обязаны ли лица, передающие ТКО для размещения, предоставлять оператору, региональному оператору по обращению с ТКО паспорта отходов, лимиты на их размещение или отчет МСП?

С самого начала развеем возможные заблуждения: не существует правовых норм, обязывающих лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы (в т.ч. ТКО), предоставлять оператору, региональному оператору по обращению с ТКО (равно как и любому другому лицу, оказывающему услугу по размещению отходов):

1) паспорта отходов I–IV классов опасности, лимиты на размещение отходов (документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; далее — НООЛР) или отчет МСП;

2) копии паспортов отходов I–IV классов опасности, лимитов на размещение отходов (документа об утверждении НООЛР) или отчета МСП;

3) сведения о наличии паспортов отходов I–IV классов опасности, лимитов на размещение отходов (документа об утверждении НООЛР) или о представлении в уполномоченный орган исполнительной власти отчета МСП.

Разумеется, заинтересованность операторов, региональных операторов по обращению с ТКО в ознакомлении как минимум с паспортами принимаемых отходов объяснима: до настоящего времени между субъектами отношений по обращению с ТКО и администратором платы за НВОС продолжается дискуссия на тему «Какие отходы являются ТКО?».

При этом попытка операторов, региональных операторов по обращению с ТКО «заглянуть» в паспорта принимаемых отходов преследует цели:

удостовериться в том, что принимаемые отходы (по несуществующим критериям) могут быть идентифицированы как ТКО;

убедиться в классах опасности принимаемых отходов (если речь идет об отходах I–IV классов опасности), знание которых необходимо для выбора ставки платы за НВОС при размещении отходов (в т.ч. ТКО).

Интерес плательщиков платы за НВОС при размещении ТКО к наличию у образователя ТКО лимитов на размещение отходов тоже объясним: до настоящего момента в среде операторов, региональных операторов по обращению с ТКО бытует мнение, что лимиты на размещение ТКО имеют значение для определения размера платы за НВОС при размещении ТКО.

Поддерживается такое убеждение тем, что формула исчисления размера платы за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение или с превышением фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП (установлена п. 20 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 225; далее — Правила) на сегодняшний день:

• не учитывает особенности исчисления платы за размещение ТКО;

• предусматривает необходимость применения повышающего коэффициента 5 без каких-либо оговорок в отношении операторов, региональных операторов по обращению с ТКО[4].

Тем не менее, несмотря на объяснимый интерес лиц, осуществляющих размещение ТКО, к наличию у образователей ТКО:

• паспортов отходов;

• установленных лимитов на размещение отходов;

• своевременно представленного отчета МСП,

операторы, региональные операторы по обращению с ТКО не могут воспользоваться какими-либо нормативными положениями, обязывающими образователей ТКО предоставить соответствующую информацию.

Гипотетически, если бы такие требования существовали, они могли быть предусмотрены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами или формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Постановление № 1156). Однако указанное Постановление не содержит подобных положений.

 

Вправе ли оператор, региональный оператор по обращению с ТКО не вносить плату за размещение принимаемых ТКО в случаях, если:
• образователь ТКО не представил паспорта отходов, лимиты на их размещение, отчет МСП (однако соответствующая документация в природе существует);
• у образователя ТКО отсутствуют паспорта отходов, лимиты на их размещение, не представлен отчет МСП?

Вероятно, читатели уже предугадывают ответ на поставленный вопрос — обязанность операторов, региональных операторов по обращению с ТКО по внесению платы за НВОС при размещении ТКО не зависит от перечисленных обстоятельств.

Иными словами, как бы ни соблюдал/нарушал образователь отходов возложенные на него обязанности, связанные с образованием и обращением с отходами, оператор, региональный оператор по обращению с ТКО, осуществившие размещение ТКО (начиная с 01.01.2018), обязаны вносить плату за размещение ТКО, образованных как в процессе жизнедеятельности населения, так и в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При этом указание на ненадлежащее исполнение образователем отходов возложенных на него обязанностей никак не повлияет на необходимость внесения указанной платы операторами, региональными операторами по обращению с ТКО.

Также отметим, что законодательство не содержит норм, освобождающих операторов, региональных операторов по обращению с ТКО от обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО (разумеется, речь идет о размещении ТКО начиная с 01.01.2018).

 

Зависит ли размер платы за размещение принимаемых ТКО (в части применения повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов), вносимой оператором, региональным оператором по обращению с ТКО, от факта:
• наличия у образователя ТКО паспортов отходов;
• наличия у образователя ТКО (соблюдаемых/превышаемых) лимитов на размещение отходов;
• представления образователем ТКО отчета МСП?

В первую очередь кратко констатируем, что наличие/отсутствие паспортов отходов (в т.ч. при исчислении платы за НВОС при размещении ТКО) не влияет на необходимость применять повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов.

Более пристального рассмотрения заслуживает вопрос исчисления платы за НВОС при размещении ТКО в отсутствие/с превышением установленных лимитов на их размещение, в отсутствие/с нарушением отчета МСП.

Как указано выше, формула исчисления размера платы за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение или с превышением фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП на сегодняшний день:

• не учитывает особенности исчисления платы за размещение ТКО;

• предусматривает необходимость применения повышающего коэффициента 5 без каких-либо оговорок в отношении операторов, региональных операторов по обращению с ТКО.

Данное обстоятельство наводит операторов, региональных операторов по обращению с ТКО на мысль о неотвратимости применения повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение ТКО, переданных их образователями:

• в отсутствие лимитов на размещение отходов;

• с превышением лимитов на размещение отходов;

• в случае непредставления отчета МСП;

• с превышением фактического количества размещенных отходов над количеством отходов, указанным в отчете МСП.

Однако если обратиться к Приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы», мы увидим, что раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов» декларации о плате и указания к ее заполнению не предусматривают необходимость учитывать при исчислении платы за размещение ТКО лимиты на размещение отходов и отчет МСП.

Очевидно, что данное обстоятельство не решает проблему изложения п. 20 Правил, в связи с чем Регулятор недавно обнародовал свое намерение исправить ситуацию.

Так, 14.06.2018 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255»[5], которым предлагается в числе прочего:

1) установить специальную формулу исчисления платы за размещение ТКО (которая не предусматривает применение повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение ТКО);

2) исключить возможность применения формулы, предусмотренной п. 20 Правил, в случае исчисления платы за размещение ТКО.

 

Кто вносит плату за НВОС при размещении ТКО в случае, если такие отходы переданы их образователем на размещение с превышением установленных лимитов или с превышением фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП?

Вне зависимости от:

• наличия/отсутствия у образователя ТКО установленных лимитов на размещение отходов;

• соблюдения/нарушения образователем ТКО установленных лимитов на размещение отходов;

• представления/непредставления образователем ТКО отчета МСП;

• соответствия/несоответствия фактического количества переданных на размещение ТКО сведениям, указанным в отчете МСП,

плату за НВОС при размещении ТКО вносит оператор, региональный оператор по обращению с ТКО.

 

Вправе ли стороны договора об оказании услуг по размещению ТКО самостоятельно определить плательщика платы за размещение ТКО?

Прежде всего необходимо учитывать, что в настоящее время осуществляется переход на новую систему отношений в области обращения с ТКО, в т.ч. в части оформления договорных отношений между собственниками ТКО и лицами, оказывающими услуги по обращению с такими отходами (операторами, региональными операторами по обращению с ТКО).

Отметим по касательной, что заключаемые договоры на оказание услуг по обращению с ТКО должны будут соответствовать форме типового договора, утвержденной Постановлением № 1156.

Форма типового договора не предусматривает условие о возложении на какую-либо из сторон договора обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО (что, разумеется, было бы излишне, учитывая исчерпывающие указания в законе на этот счет).

Вместе с тем в ситуации, когда законом однозначно определены плательщики платы за НВОС при размещении ТКО, заключение субъектами отношений в области обращения с ТКО договора, условия которого возлагают соответствующую обязанность на лицо, не являющееся оператором, региональным оператором по обращению с ТКО:

• может быть квалифицировано как совершение сторонами недействительной сделки (в рассматриваемой части);

• не освобождает оператора, регионального оператора по обращению с ТКО от обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО.

В завершение следует подчеркнуть, что отсутствие у образователей ТКО обязанности по внесению платы за размещение ТКО не зависит от того, соблюдает или не соблюдает оператор или региональный оператор по обращению с ТКО возложенную на него законодательством обязанность по внесению платы за НВОС при размещении ТКО.

 

[1] Выделено автором.

[2] Выделено автором.

[3] См. Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[4] О нормотворческой попытке исправить сложившуюся ситуацию будет сказано далее.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Размещение ТКО: кто заплатит в 2019 году?

Поводом к написанию настоящего материала стали многочисленные вопросы читателей журнала «Справочник эколога», связанные с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении твердых коммунальных отходов (далее — ТКО). Разберем наиболее типичные из них.

 

Вопрос 1

Обязано ли предприятие, осуществляющее размещение (захоронение) ТКО (далее — полигон), вносить плату за НВОС при размещении (захоронении) ТКО, образовавшихся в процессе:

• жизнедеятельности населения;

• деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

 

Вопрос 2

Необходимо ли организациям, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (далее — заказчик), предоставлять полигону паспорта отходов, лимиты на их размещение или отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов, представляемую субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — отчет МСП)?

 

Вопрос 3

Кто будет вносить плату за НВОС при размещении ТКО с превышением установленных лимитов на их размещение или в случае превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП — заказчик или полигон?

В случае если заказчик не предоставит паспорта отходов, лимиты на их размещение, отчет МСП либо предоставит заведомо ложные документы (в результате чего фактически могут быть превышены установленные заказчику лимиты), может ли полигон не вносить плату за НВОС при размещении принятых от заказчика отходов в полном объеме? На кого тогда будет возлагаться ответственность по внесению платы?

 

Вопрос 4

Можно ли в договоре на размещение (захоронение) ТКО прописать, что плату за НВОС при размещении (захоронении) ТКО вносит заказчик?

 

Несмотря на индивидуальный характер предмета постановленных вопросов, ответы на них актуальны для широкого круга операторов, региональных операторов по обращению с ТКО. В связи с этим представим обозначенную проблематику в обобщенном виде (не забывая в ответах делать акцент на нюансы обозначенных вопросов). При таком подходе информация, изложенная ниже, может оказаться более универсальной и полезной для многих читателей.

Отправными законодательными положениями, на толковании которых по большей части основан настоящий материал, являются:

• абзац 2 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017):

 

1. […]
[…] Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов[1] являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

 

• пункт 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017):

 

5. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов[2] являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

 

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, напомним, что 31.12.2017 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» была дополнена[3] ч. 10 следующего содержания:

 

10. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

 

Следовательно, плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не взимается:

• ни с региональных операторов;

• ни с операторов по обращению с ТКО;

• ни с лиц, в процессе деятельности которых образовались ТКО, переданные на размещение.

Наибольшую актуальность вопросы, связанные с внесением платы за НВОС при размещении ТКО, приобретут в марте 2019 г. — при исчислении платы за НВОС, оказанное в 2018 г.

 

Кто платит за размещение ТКО, образованных в процессе:
• жизнедеятельности населения;
• деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Ответ на данный вопрос нам уже известен: обязанность по внесению платы за НВОС при размещении ТКО начиная с 01.01.2016 возложена на операторов, региональных операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по их размещению (с учетом введенной «отсрочки» указанные субъекты впервые внесут плату за размещение ТКО в 2019 г. по итогам 2018 г.).

При этом с 01.01.2016 ни образователи отходов, ни собственники отходов, ни иные лица не обязаны вносить плату за НВОС при размещении ТКО (если только такие лица не являются «по совместительству» операторами, региональными операторами по обращению с ТКО).

 

Обратите внимание: обязанностью по внесению платы за НВОС при размещении ТКО также не обременены управляющие компании, товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости и прочие организации и объединения, созданные и отвечающие целям управления общим имуществом в многоквартирном доме, имуществом собственников помещений, имуществом собственников нескольких жилых домов и т.д.

Таким образом, начиная с 01.01.2016 законодательство указывает лишь на два субъекта правоотношений, которые являются плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО, — операторы и региональные операторы по обращению с ТКО.

Данное правило определения плательщика платы за НВОС при размещении ТКО справедливо и применяется к случаям размещения ТКО, образованных как в процессе жизнедеятельности населения, так и в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Дополнительно подчеркнем, что законодательство Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих, что:

• размещение ТКО, образованных в процессе жизнедеятельности населения, не является платным видом НВОС;

• операторы, региональные операторы по обращению с ТКО освобождены от обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО, образованных в процессе жизнедеятельности населения;

• операторы, региональные операторы по обращению с ТКО являются плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО (за исключением ТКО, образованных в процессе жизнедеятельности населения).

В связи с этим начиная с 2018 г. (срок внесения — до 01.03.2019) отсутствуют какие-либо основания для невнесения операторами, региональными операторами по обращению с ТКО платы за НВОС при размещении ТКО, образованных в процессе:

• жизнедеятельности населения;

• деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Обязаны ли лица, передающие ТКО для размещения, предоставлять оператору, региональному оператору по обращению с ТКО паспорта отходов, лимиты на их размещение или отчет МСП?

С самого начала развеем возможные заблуждения: не существует правовых норм, обязывающих лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы (в т.ч. ТКО), предоставлять оператору, региональному оператору по обращению с ТКО (равно как и любому другому лицу, оказывающему услугу по размещению отходов):

1) паспорта отходов I–IV классов опасности, лимиты на размещение отходов (документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; далее — НООЛР) или отчет МСП;

2) копии паспортов отходов I–IV классов опасности, лимитов на размещение отходов (документа об утверждении НООЛР) или отчета МСП;

3) сведения о наличии паспортов отходов I–IV классов опасности, лимитов на размещение отходов (документа об утверждении НООЛР) или о представлении в уполномоченный орган исполнительной власти отчета МСП.

Разумеется, заинтересованность операторов, региональных операторов по обращению с ТКО в ознакомлении как минимум с паспортами принимаемых отходов объяснима: до настоящего времени между субъектами отношений по обращению с ТКО и администратором платы за НВОС продолжается дискуссия на тему «Какие отходы являются ТКО?».

При этом попытка операторов, региональных операторов по обращению с ТКО «заглянуть» в паспорта принимаемых отходов преследует цели:

удостовериться в том, что принимаемые отходы (по несуществующим критериям) могут быть идентифицированы как ТКО;

убедиться в классах опасности принимаемых отходов (если речь идет об отходах I–IV классов опасности), знание которых необходимо для выбора ставки платы за НВОС при размещении отходов (в т.ч. ТКО).

Интерес плательщиков платы за НВОС при размещении ТКО к наличию у образователя ТКО лимитов на размещение отходов тоже объясним: до настоящего момента в среде операторов, региональных операторов по обращению с ТКО бытует мнение, что лимиты на размещение ТКО имеют значение для определения размера платы за НВОС при размещении ТКО.

Поддерживается такое убеждение тем, что формула исчисления размера платы за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение или с превышением фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП (установлена п. 20 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 225; далее — Правила) на сегодняшний день:

• не учитывает особенности исчисления платы за размещение ТКО;

• предусматривает необходимость применения повышающего коэффициента 5 без каких-либо оговорок в отношении операторов, региональных операторов по обращению с ТКО[4].

Тем не менее, несмотря на объяснимый интерес лиц, осуществляющих размещение ТКО, к наличию у образователей ТКО:

• паспортов отходов;

• установленных лимитов на размещение отходов;

• своевременно представленного отчета МСП,

операторы, региональные операторы по обращению с ТКО не могут воспользоваться какими-либо нормативными положениями, обязывающими образователей ТКО предоставить соответствующую информацию.

Гипотетически, если бы такие требования существовали, они могли быть предусмотрены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами или формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Постановление № 1156). Однако указанное Постановление не содержит подобных положений.

 

Вправе ли оператор, региональный оператор по обращению с ТКО не вносить плату за размещение принимаемых ТКО в случаях, если:
• образователь ТКО не представил паспорта отходов, лимиты на их размещение, отчет МСП (однако соответствующая документация в природе существует);
• у образователя ТКО отсутствуют паспорта отходов, лимиты на их размещение, не представлен отчет МСП?

Вероятно, читатели уже предугадывают ответ на поставленный вопрос — обязанность операторов, региональных операторов по обращению с ТКО по внесению платы за НВОС при размещении ТКО не зависит от перечисленных обстоятельств.

Иными словами, как бы ни соблюдал/нарушал образователь отходов возложенные на него обязанности, связанные с образованием и обращением с отходами, оператор, региональный оператор по обращению с ТКО, осуществившие размещение ТКО (начиная с 01.01.2018), обязаны вносить плату за размещение ТКО, образованных как в процессе жизнедеятельности населения, так и в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При этом указание на ненадлежащее исполнение образователем отходов возложенных на него обязанностей никак не повлияет на необходимость внесения указанной платы операторами, региональными операторами по обращению с ТКО.

Также отметим, что законодательство не содержит норм, освобождающих операторов, региональных операторов по обращению с ТКО от обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО (разумеется, речь идет о размещении ТКО начиная с 01.01.2018).

 

Зависит ли размер платы за размещение принимаемых ТКО (в части применения повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов), вносимой оператором, региональным оператором по обращению с ТКО, от факта:
• наличия у образователя ТКО паспортов отходов;
• наличия у образователя ТКО (соблюдаемых/превышаемых) лимитов на размещение отходов;
• представления образователем ТКО отчета МСП?

В первую очередь кратко констатируем, что наличие/отсутствие паспортов отходов (в т.ч. при исчислении платы за НВОС при размещении ТКО) не влияет на необходимость применять повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов.

Более пристального рассмотрения заслуживает вопрос исчисления платы за НВОС при размещении ТКО в отсутствие/с превышением установленных лимитов на их размещение, в отсутствие/с нарушением отчета МСП.

Как указано выше, формула исчисления размера платы за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение или с превышением фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП на сегодняшний день:

• не учитывает особенности исчисления платы за размещение ТКО;

• предусматривает необходимость применения повышающего коэффициента 5 без каких-либо оговорок в отношении операторов, региональных операторов по обращению с ТКО.

Данное обстоятельство наводит операторов, региональных операторов по обращению с ТКО на мысль о неотвратимости применения повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение ТКО, переданных их образователями:

• в отсутствие лимитов на размещение отходов;

• с превышением лимитов на размещение отходов;

• в случае непредставления отчета МСП;

• с превышением фактического количества размещенных отходов над количеством отходов, указанным в отчете МСП.

Однако если обратиться к Приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы», мы увидим, что раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов» декларации о плате и указания к ее заполнению не предусматривают необходимость учитывать при исчислении платы за размещение ТКО лимиты на размещение отходов и отчет МСП.

Очевидно, что данное обстоятельство не решает проблему изложения п. 20 Правил, в связи с чем Регулятор недавно обнародовал свое намерение исправить ситуацию.

Так, 14.06.2018 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255»[5], которым предлагается в числе прочего:

1) установить специальную формулу исчисления платы за размещение ТКО (которая не предусматривает применение повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение ТКО);

2) исключить возможность применения формулы, предусмотренной п. 20 Правил, в случае исчисления платы за размещение ТКО.

 

Кто вносит плату за НВОС при размещении ТКО в случае, если такие отходы переданы их образователем на размещение с превышением установленных лимитов или с превышением фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП?

Вне зависимости от:

• наличия/отсутствия у образователя ТКО установленных лимитов на размещение отходов;

• соблюдения/нарушения образователем ТКО установленных лимитов на размещение отходов;

• представления/непредставления образователем ТКО отчета МСП;

• соответствия/несоответствия фактического количества переданных на размещение ТКО сведениям, указанным в отчете МСП,

плату за НВОС при размещении ТКО вносит оператор, региональный оператор по обращению с ТКО.

 

Вправе ли стороны договора об оказании услуг по размещению ТКО самостоятельно определить плательщика платы за размещение ТКО?

Прежде всего необходимо учитывать, что в настоящее время осуществляется переход на новую систему отношений в области обращения с ТКО, в т.ч. в части оформления договорных отношений между собственниками ТКО и лицами, оказывающими услуги по обращению с такими отходами (операторами, региональными операторами по обращению с ТКО).

Отметим по касательной, что заключаемые договоры на оказание услуг по обращению с ТКО должны будут соответствовать форме типового договора, утвержденной Постановлением № 1156.

Форма типового договора не предусматривает условие о возложении на какую-либо из сторон договора обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО (что, разумеется, было бы излишне, учитывая исчерпывающие указания в законе на этот счет).

Вместе с тем в ситуации, когда законом однозначно определены плательщики платы за НВОС при размещении ТКО, заключение субъектами отношений в области обращения с ТКО договора, условия которого возлагают соответствующую обязанность на лицо, не являющееся оператором, региональным оператором по обращению с ТКО:

• может быть квалифицировано как совершение сторонами недействительной сделки (в рассматриваемой части);

• не освобождает оператора, регионального оператора по обращению с ТКО от обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО.

В завершение следует подчеркнуть, что отсутствие у образователей ТКО обязанности по внесению платы за размещение ТКО не зависит от того, соблюдает или не соблюдает оператор или региональный оператор по обращению с ТКО возложенную на него законодательством обязанность по внесению платы за НВОС при размещении ТКО.

 

[1] Выделено автором.

[2] Выделено автором.

[3] См. Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[4] О нормотворческой попытке исправить сложившуюся ситуацию будет сказано далее.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам