01.01.2019 стартовала в полную силу «мусорная реформа», в соответствии с которой на территории субъектов Российской Федерации предусмотрена деятельность региональных операторов — гарантирующих поставщиков коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО).
Во многих субъектах Российской Федерации региональные операторы начали исполнять свои обязанности еще в 2017 г.[1], поэтому на данный момент существует довольно обширная судебная практика, отражающая ход реализации «мусорной реформы», в т.ч. проблемы, связанные с введением института регионального оператора.
Справка
Новостная хроника:
• 14.01.2019 — по словам Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрия Кобылкина, более 70 субъектов работают в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в части оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО (утверждены территориальные схемы обращения с отходами, выбраны региональные операторы, определен норматив накопления ТКО и установлен тариф). При этом три субъекта (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) воспользовались своим правом «донастройки системы»[2];
• 25.02.2019 — в ходе совещания в Сколково Министр уточнил, что более 80 % субъектов перешли на новую модель управления, выбран 241 региональный оператор на 262 зонах деятельности, приступили к работе 196 региональных операторов[3];
• 12.04.2019 — в ходе совещания Президента Российской Федерации Владимира Путина с кабинетом министров по поводу «мусорной реформы» обозначены проблемные вопросы, главный из которых — завышенные тарифы на услугу регионального оператора и возмущение населения по данному поводу[4].
По результатам рассмотрения судебной практики можно выделить типичные проблемы, возникающие в ходе внедрения новой системы обращения с ТКО.
Проблема 1
Нормативные правовые акты, регулирующие вопрос присвоения статуса регионального оператора, не обладают достаточной точностью и не обеспечивают в полной мере прозрачность указанной процедуры
Проблема 2
В отдельных территориальных схемах, согласованных Росприроднадзором, отсутствуют корректные статистические данные, расчеты нормативов накопления отходов и др.
Проблема 3
Некоторые госорганы не соблюдают процедуру принятия территориальных схем (например, не проводят их общественное обсуждение)
Проблема 4
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Однако несоблюдение указанного требования не влечет существенные санкции
Рассмотрим указанные проблемы подробнее.