Уж сколько сломано копий в словесных баталиях, сколько написано статей в журналы, сколько задано вопросов специалистам Росприроднадзора и Минприроды России по поводу постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), — однако и до настоящего времени не все вопросы урегулированы[1]. И вот — о чудо! — разработан очередной проект Критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий[2] (далее — новые Критерии), который должен расставить все точки над i путем внесения изменений в ныне действующие Критерии[3].
Новые Критерии должны вступить в законную силу 01.01.2021, если, конечно, они получат положительную оценку регулирующего воздействия и будут утверждены в установленном порядке. Предполагается, что в новых Критериях будут уточнены некоторые формулировки, скорректированы виды деятельности и мощности производств.
Проанализируем, чем же принципиально отличаются новые Критерии от действующих и учтены ли в новой редакции чаяния субъектов хозяйственной и иной деятельности, воздействие которой ниже минимального уровня.
Защитить малый и средний бизнес
К предприятиям с уровнем воздействия ниже минимального можно отнести небольшие организации (швейные мастерские, парикмахерские, фотоателье, минипекарни и др.), которые созданы субъектами малого и среднего предпринимательства, индивидуальными предпринимателями. Такие хозяйствующие субъекты менее защищены, чем их старшие братья — крупные предприятия, имеющие в штате экологов и юристов, которые способны, во-первых, отследить изменения природоохранного законодательства и своевременно на них отреагировать, а во-вторых, в случае необходимости отстоять права предприятия в соответствующих инстанциях.
Всего этого лишен малый и средний бизнес, в первую очередь из-за финансовых трудностей, поэтому исполнение такими предприятиями непонятных, постоянно меняющихся и уточняющихся природоохранных требований проблематично, и как бы они ни старались быть законопослушными природопользователями, вряд ли это у них получится.
Административная ответственность за неисполнение требований в области охраны окружающей среды сурова, и если даже после снятия карантинных мер таким предприятиям удастся выжить, то не исключена вероятность, что они могут быть «добиты» штрафными санкциями.
Обратите внимание: несмотря на то что до 31.12.2020 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства[4], плановые проверки не проводятся[5], внеплановые проверки никто не отменял.
Категории нет — проблемы есть
Природоохранным законодательством не предусматривается эксплуатация объектов без отнесения к какой-либо из категорий по уровню НВОС. Так, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории[6]:
• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.
Категория НВОС, указанная в свидетельстве о постановке на учет, определяет объем необходимых природоохранных требований для конкретного объекта.
Для субъектов хозяйственной деятельности, не относящихся ни к одной из предложенных категорий, законодательно не сформулированы природоохранные требования, в связи с чем непонятно, нужно ли им вносить плату за НВОС, разрабатывать нормативы, представлять отчетность и будут ли в отношении таких предприятий проводиться плановые проверки контролирующими органами. Ведь, как известно, в отношении объектов, оказывающих минимальное НВОС (объектов IV категории), плановые проверки не проводятся.
Такие же вопросы возникают и у территориальных органов Росприроднадзора, поэтому каждый из них выходит из положения самостоятельно, с учетом уровня своей компетентности.
Например, в некоторых регионах «безкатегорийных» относят к объектам III категории, что влечет за собой необходимость для таких объектов вносить плату за НВОС, разрабатывать программу производственного экологического контроля и представлять отчет о его результатах, подавать отчетность о выбросах и об отходах.
Однако разработка такой документации объектами, оказывающими НВОС меньше минимального уровня, не только не подкреплена нормами законодательства, но и вызывает недоумение с точки зрения охраны окружающей среды: будет больше потрачено бумаги на составление документации и отчетности, чем представлено информации в реальных цифрах!
В связи с этим новые Критерии многие ждут с огромным нетерпением.
Новые Критерии
Рассмотрим, какие же принципиально новые изменения нас могут ожидать в ближайшее время.
[1] Особенно остро на повестке дня стоит вопрос о постановке на учет объектов, которые не соответствуют ни одной из четырех категорий.
[2] См. проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (regulation.gov.ru/projects#npa=102063).
Напомним, первая попытка обновить Критерии была сделана в 2018 г.
[3] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии № 1029) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
[4] См. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 01.04.2020).
[5] См. ст. 8.1 и 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 01.04.2020).
[6] См. ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).