Отдаем журнал бесплатно!

Возмещаем вред, причиненный атмосферному воздуху, по новой методике

Более двух лет прошло с начала действия Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды[1]. Это время не было богато на разъяснения органов государственной власти относительно механизма исчисления размера вреда, а также судебной практики по применению Методики № 59.
В статье мы проанализировали порядок действия Методики № 59 на практике, разобрав примеры, когда по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на Общество возлагается обязанность по компенсации вреда, причиненного атмосферному воздуху.

Возмещение экологического вреда 

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 Закона № 7-ФЗ[2]). Далее этот принцип раскрывается в положениях Закона № 7-ФЗ, например, согласно ст. 77 лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Вред возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

Обратите внимание
Возмещению подлежит экологический вред, причиненный каждому компоненту природной среды. В случае причинения вреда нескольким компонентам исчисление размера подлежащего возмещению вреда производится на основании такс и методик для каждого компонента[3], а имущественное положение причинителя вреда не может служить основанием для уменьшения размера ответственности[4].

Исчисление размера вреда, причиненного атмосферному воздуху 

Отметим несколько важных положений Методики № 59:
1. Названная методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного состоянию атмосферного воздуха выбросами радиоактивных веществ.
2. Внесение платы за НВОС[5], взимаемой в соответствии со ст. 19 Закона № 7-ФЗ, не освобождает лиц, которые осуществляют деятельность на объектах, оказывающих НВОС, от возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.
3. Она не применяется при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды до ее принятия (т.е. до 16.02.2021).
4. Методика № 59 дифференцирует исчисление размера причиненного вреда по наличию и отсутствию НМУ[6].
5. Методикой учитывается причинение вреда выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, превышающими установленные нормативы, в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ведущими деятельность на объектах, оказывающих НВОС, I, II, III категорий.
6. Методика устанавливает таксы для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху (наименования загрязняющих веществ, приведенных в Методике № 59, соответствуют Перечню загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р).

Формулы из Методики № 59 

Методика № 59 включает в себя четыре формулы:
• две можно назвать основными, направленными на исчисление размера вреда, причиненного атмосферному воздуху в период отсутствия НМУ и в период действия НМУ (пп. 8, 9);
• две второстепенные, необходимые для расчета одного из показателей — массы выброса загрязняющего вещества в период отсутствия НМУ и в период действия НМУ (пп. 10, 11).

Основное отличие между формулами заключается в том, что формула для расчета размера вреда, причиненного атмосферному воздуху в период действия НМУ, содержит:
1) Кнму — коэффициент, учитывающий формирование повышенных уровней загрязнения атмосферного воздуха в период действия НМУ (применяется в зависимости от высоты выбросов и подразделяется на пять групп: более 100 м, от 51 до 100 м включительно, от 31 до 50 м включительно, от 11 до 30 м включительно и менее 11 м);
2) иной порядок расчета массы выброса загрязняющего вещества (учитывается масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, сниженного в соответствии с планом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ, а также период действия НМУ в часах).

Кроме того, Методика № 59 предусматривает следующее исчисление массы выброса загрязняющего вещества в случае отсутствия у природопользователя плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, реализуемых в периоды НМУ:

* В соответствии с Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденными Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

Получение данных о выбросе загрязняющего вещества в атмосферный воздух 

Важно отметить, что фактическая величина выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух (Офi) как в период действия, так и в период отсутствия НМУ, определяется только в ходе государственного экологического надзора. Речь идет о контрольных (надзорных) мероприятиях, определенных в ст. 56 Закона № 248-ФЗ[7], в рамках проведения которых орган государственной власти может получить требуемую информацию.

Указанные данные могут быть получены, например, в ходе внеплановой выездной проверки, в рамках которой по результатам отбора проб и последующего их исследования определяется фактическая величина выброса. Кроме того, учитывая физические свойства атмосферного воздуха и порой объективные сложности незамедлительного проведения внеплановой выездной проверки, указанные сведения можно получить и в рамках документарной проверки, где возможно определить фактические величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем получения письменных объяснений, истребования документов и проведения экспертизы.

Пример 1
Внезапно возник кратковременный пожар, обеспечить незамедлительное прибытие инспектора и лаборатории для проведения замеров было сложно. Однако в последующем путем выполнения контрольных (надзорных) действий, определенных в ч. 3 ст. 72 Закона № 248-ФЗ, возможно определить перечень загрязняющих веществ и период, в течение которого они поступали в атмосферный воздух. В рассматриваемом случае перечень загрязняющих веществ будет определяться в зависимости от объекта горения (информация может быть получена путем получения письменных объяснений и истребования документов) и продолжительности горения (информация может быть запрошена в подразделениях МЧС).

 

Сложнее будет определить величину выбросов в атмосферный воздух, если, например, во время горения горюче-смазочных материалов сгорела лишь часть, а оставшаяся разлилась по рельефу. В таком случае для определения фактической величины выброса загрязняющего вещества потребуется провести экспертизу и учет в т.ч. загрязненной горюче-смазочными веществами площади земельного участка.

Далее разобрались с предъявлением требования о возмещении вреда:
- кто может его предъявлять;
- как возмещать вред;
- какие предъявляются доказательства;
- как на ситуацию влияет использование источника повышенной опасности;
- какие обстоятельства считаются непреодолимой силой;
- можно ли снизить размер причиненного вреда.


[1] Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, утвержденная Приказом Минприроды России от 28.01.2021 № 59 (далее — Методика № 59).

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[3] Пункт 2 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022 (далее — Обзор ВС РФ).

[4] Пункт 17 Обзора ВС РФ.

[5] Негативное воздействие на окружающую среду.

[6] Неблагоприятные метеорологические условия.

[7] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2022).


 

Г.В. Власов, эксперт практики недропользования и экологии
ООО «Газпромнефть Экспертные решения»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Возмещаем вред, причиненный атмосферному воздуху, по новой методике

Более двух лет прошло с начала действия Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды[1]. Это время не было богато на разъяснения органов государственной власти относительно механизма исчисления размера вреда, а также судебной практики по применению Методики № 59.
В статье мы проанализировали порядок действия Методики № 59 на практике, разобрав примеры, когда по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на Общество возлагается обязанность по компенсации вреда, причиненного атмосферному воздуху.

Возмещение экологического вреда 

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 Закона № 7-ФЗ[2]). Далее этот принцип раскрывается в положениях Закона № 7-ФЗ, например, согласно ст. 77 лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Вред возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

Обратите внимание
Возмещению подлежит экологический вред, причиненный каждому компоненту природной среды. В случае причинения вреда нескольким компонентам исчисление размера подлежащего возмещению вреда производится на основании такс и методик для каждого компонента[3], а имущественное положение причинителя вреда не может служить основанием для уменьшения размера ответственности[4].

Исчисление размера вреда, причиненного атмосферному воздуху 

Отметим несколько важных положений Методики № 59:
1. Названная методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного состоянию атмосферного воздуха выбросами радиоактивных веществ.
2. Внесение платы за НВОС[5], взимаемой в соответствии со ст. 19 Закона № 7-ФЗ, не освобождает лиц, которые осуществляют деятельность на объектах, оказывающих НВОС, от возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.
3. Она не применяется при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды до ее принятия (т.е. до 16.02.2021).
4. Методика № 59 дифференцирует исчисление размера причиненного вреда по наличию и отсутствию НМУ[6].
5. Методикой учитывается причинение вреда выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, превышающими установленные нормативы, в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ведущими деятельность на объектах, оказывающих НВОС, I, II, III категорий.
6. Методика устанавливает таксы для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху (наименования загрязняющих веществ, приведенных в Методике № 59, соответствуют Перечню загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р).

Формулы из Методики № 59 

Методика № 59 включает в себя четыре формулы:
• две можно назвать основными, направленными на исчисление размера вреда, причиненного атмосферному воздуху в период отсутствия НМУ и в период действия НМУ (пп. 8, 9);
• две второстепенные, необходимые для расчета одного из показателей — массы выброса загрязняющего вещества в период отсутствия НМУ и в период действия НМУ (пп. 10, 11).

Основное отличие между формулами заключается в том, что формула для расчета размера вреда, причиненного атмосферному воздуху в период действия НМУ, содержит:
1) Кнму — коэффициент, учитывающий формирование повышенных уровней загрязнения атмосферного воздуха в период действия НМУ (применяется в зависимости от высоты выбросов и подразделяется на пять групп: более 100 м, от 51 до 100 м включительно, от 31 до 50 м включительно, от 11 до 30 м включительно и менее 11 м);
2) иной порядок расчета массы выброса загрязняющего вещества (учитывается масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, сниженного в соответствии с планом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ, а также период действия НМУ в часах).

Кроме того, Методика № 59 предусматривает следующее исчисление массы выброса загрязняющего вещества в случае отсутствия у природопользователя плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, реализуемых в периоды НМУ:

* В соответствии с Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденными Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

Получение данных о выбросе загрязняющего вещества в атмосферный воздух 

Важно отметить, что фактическая величина выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух (Офi) как в период действия, так и в период отсутствия НМУ, определяется только в ходе государственного экологического надзора. Речь идет о контрольных (надзорных) мероприятиях, определенных в ст. 56 Закона № 248-ФЗ[7], в рамках проведения которых орган государственной власти может получить требуемую информацию.

Указанные данные могут быть получены, например, в ходе внеплановой выездной проверки, в рамках которой по результатам отбора проб и последующего их исследования определяется фактическая величина выброса. Кроме того, учитывая физические свойства атмосферного воздуха и порой объективные сложности незамедлительного проведения внеплановой выездной проверки, указанные сведения можно получить и в рамках документарной проверки, где возможно определить фактические величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем получения письменных объяснений, истребования документов и проведения экспертизы.

Пример 1
Внезапно возник кратковременный пожар, обеспечить незамедлительное прибытие инспектора и лаборатории для проведения замеров было сложно. Однако в последующем путем выполнения контрольных (надзорных) действий, определенных в ч. 3 ст. 72 Закона № 248-ФЗ, возможно определить перечень загрязняющих веществ и период, в течение которого они поступали в атмосферный воздух. В рассматриваемом случае перечень загрязняющих веществ будет определяться в зависимости от объекта горения (информация может быть получена путем получения письменных объяснений и истребования документов) и продолжительности горения (информация может быть запрошена в подразделениях МЧС).

 

Сложнее будет определить величину выбросов в атмосферный воздух, если, например, во время горения горюче-смазочных материалов сгорела лишь часть, а оставшаяся разлилась по рельефу. В таком случае для определения фактической величины выброса загрязняющего вещества потребуется провести экспертизу и учет в т.ч. загрязненной горюче-смазочными веществами площади земельного участка.

Далее разобрались с предъявлением требования о возмещении вреда:
- кто может его предъявлять;
- как возмещать вред;
- какие предъявляются доказательства;
- как на ситуацию влияет использование источника повышенной опасности;
- какие обстоятельства считаются непреодолимой силой;
- можно ли снизить размер причиненного вреда.


[1] Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, утвержденная Приказом Минприроды России от 28.01.2021 № 59 (далее — Методика № 59).

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[3] Пункт 2 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022 (далее — Обзор ВС РФ).

[4] Пункт 17 Обзора ВС РФ.

[5] Негативное воздействие на окружающую среду.

[6] Неблагоприятные метеорологические условия.

[7] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2022).


 

Г.В. Власов, эксперт практики недропользования и экологии
ООО «Газпромнефть Экспертные решения»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам