В настоящее время процедура оформления КЭР стала одним из важнейших процессов для предприятий I категории НВОС и объектов, попадающих под действие наилучших доступных технологий (НТД). Перечислим основные моменты, на которые нужно обратить внимание в 2024 году для получения положительного заключения.
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) — это разрешительный документ, регламентирующий все виды негативного воздействия на окружающую среду.
Этот единый комплексный документ призван заменить морально устаревшее деление разрешительной природоохранной документации на отдельные проекты, а также с обязательным учетом соответствия производства принципам НДТ.
КЭР играет очень большую роль, так как является гарантией выполнения предприятием и организацией любого вида собственности всех установленных законом экологических норм. Согласно п. 2 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ[1] КЭР выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в т.ч. линейный объект, на основании заявки, подаваемой в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по месту размещения объекта.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, в соответствии с требованиями Закона № 219-ФЗ[2] обязаны:
- обратиться с заявкой на получение КЭР, если они включены в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, утвержденный Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154. Срок — до 31.12.2024 включительно (ч. 6 ст. 11 Закона № 219-ФЗ);
- получить КЭР, если они осуществляют деятельность на объектах, относящихся к области применения НДТ и не включены в указанный Перечень (ч. 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ). Срок — до 01.01.2025.
Для объектов нового строительства, реконструируемых объектов срок получения КЭР установлен в п. 5 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ. Подать заявку на получение КЭР в этом случае необходимо не позднее чем за два месяца до ввода объекта в эксплуатацию.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории, при наличии для их производств соответствующих отраслевых информационно-технических справочников (ИТС) по НДТ вправе также получить КЭР.
ШТРАФЫ ЗА ОТСУТСТВИЕ КЭР
Деятельность объектов I категории без получения КЭР считается незаконной.
Отсутствие КЭР влечет за собой серьезные финансовые и другие потери. Вам могут предъявить:
- Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ[3]). Штраф: 30 000–250 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- Несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и самой эксплуатации объектов (ст. 8.1 КоАП РФ). Штраф: 20 000–100 000 руб.
- Искажение или сокрытие экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Штраф: 20 000–80 000 руб.
- Осуществление хозяйственной или иной деятельности без КЭР (ст. 8.47 КоАП РФ). Штраф: для должностных лиц от 4 000 до 10 000 руб., а для юридических — от 50 000 до 100 000 руб.
Но более серьезными затратами грозит приостановление деятельности производственной площадки. Также возможен серьезный ущерб имиджу предприятия, связанный с попаданием информации о нарушениях в средства массовой информации.
Оплата штрафа не освобождает от обязанности в получении разрешения. В случае получения предписания, помимо штрафа, на организацию возлагается обязанность в кратчайшие сроки осуществить подачу заявки на КЭР.
ЧТО НУЖНО ПОДГОТОВИТЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КЭР
Для того чтобы получить КЭР, необходимо подготовить пакет документов и пройти следующие этапы:
- запросить, собрать и проанализировать исходные данные для разработки проектной документации;
- на территории объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ и инвентаризацию источников образования отходов;
- аккредитованной лабораторией выполнить инструментальные замеры на организованных источниках выбросов;
- разработать следующую проектную документацию:
– нормативы допустимых выбросов (НДВ);
– перечень мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);
– проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР);
– проект нормативов допустимых сбросов (НДС);
– программу производственного экологического контроля (ПЭК);
– расчет технологических нормативов;
- в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов разработать и согласовать программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Срок рассмотрения ППЭЭ не может превышать двух месяцев со дня их поступления на рассмотрение в Межведомственную комиссию и может быть продлен по обращению заявителя, но не более чем на два месяца. ППЭЭ входит в перечень документов, направляемых в составе заявки на получение КЭР, поэтому без согласования ППЭЭ подать заявку на получение КЭР не получится;
- в государственном реестре объектов НВОС произвести актуализацию сведений об объекте (при необходимости ее проведения согласно п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Без данной процедуры заявка на получение КЭР не подлежит приему к рассмотрению в связи с несоответствием ее содержания требованиям Закона № 7-ФЗ;
- оформить все письма-пояснения и доверенности для заявки на получение КЭР;
- в государственной информационной системе промышленности (ГИСП) сформировать заявку на получение КЭР.
Заявка на получение КЭР подается в соответствии с требованиями, установленными Приказом № 780[4].
[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023).
[2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2023).
[3] Кодекс РФ об административных правонарушениях.
[4] Приказ Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».