Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы (далее — Сводный кадастр отходов) разрабатывается на основе Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП «О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы» в редакции Постановления Правительства Москвы от 25.02.2014 № 82-ПП (далее — Постановление № 865-ПП). Он представляет собой систематизированную базу данных, которая составляется на основании информации об отходах (в т.ч. их наименованиях, количестве, объектах размещения, технологиях использования и обезвреживания и т.д.), представленной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Москвы. Систематизация полученных данных и их анализ позволяют найти закономерности для улучшения в целом системы обращения с отходами в Москве, а также для разработки природоохранных мероприятий.
Сводный кадастр отходов включает в себя:
- классификационный каталог отходов города Москвы (далее — ККО);
- банк данных об отходах производства и потребления;
- банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов;
- реестр объектов размещения отходов.
Согласно изменениям, внесенным в Постановление № 865-ПП, ККО разработан на основе федерального классификационного каталога отходов (далее — ФККО), утвержденного Приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786.
В ККО, как и в ФККО, для кодирования опасных отходов применяется 13-значный код, каждая цифра которого имеет свое значение:
- первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода;
- девятая и десятая цифры — для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода;
- одиннадцатая и двенадцатая цифры — для кодирования опасных свойств отхода;
- тринадцатая цифра — для кодирования класса опасности отхода.
Для заполнения информационных форм, содержащих сведения об отходах, в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее — Департамент), который занимается формированием, ведением и контролем за формированием Сводного кадастра отходов, была разработана специальная электронная программа ТБО 865-ПП (номер дублирует номер уже упомянутого ранее Постановления), которую можно бесплатно скачать с сайта указанного государственного органа по ссылке http://www.dpioos.ru/eco/ru/kadast. До 2012 г. подобная программа называлась ТБО 981-ПП и, чтобы ее приобрести, необходимо было получить в Департаменте индивидуальный ключ. На сегодняшний день все обстоит намного проще.
Сведения представляются в Департамент не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным годом (например, данные за 2012 г. должны быть представлены не позднее 1 сентября 2013 г.), но, исходя из собственного опыта, советуем не откладывать представление информации в долгий ящик и сделать это летом.
В перечень документов и материалов, которые необходимо представить в Департамент, входят:
- сопроводительное письмо за подписью руководителя организации в 2 экземплярах на каждую площадку;
- информационные формы (табл. 1, 2, 3 разд. 3 Приложения 2 к Постановлению № 865-ПП):
– в электронном виде на флеш-карте (если папок несколько, им следует присвоить названия согласно фактическому адресу площадки);
– в бумажном виде (1 экземпляр) — прошитые, по каждому адресу отдельно, пронумерованные и заверенные печатью организации, подписью исполнителя и руководителя;
- копии расчетов платы за размещение отходов (заверенные печатью и подписью) с I по IV кварталы отчетного года или за год, имеющие отметку о принятии в органе Росприроднадзора;
- копия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) (при наличии), заверенная печатью и подписью;
- копия согласованного отчета по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» .
Перечисленные документы можно принести непосредственно в Департамент либо отправить по почте (опись документов необязательна). В обоих случаях срок рассмотрения документов в Департаменте составляет 30 дней с момента поступления.
8 (495) 691-50-98;
8 (495) 691-50-67.
Обращаем ваше внимание, что в настоящее время Талон регистрации отходов природопользователя не выдается.
Инструкция по заполнению информационных форм содержится в архиве с программой ТБО 865-ПП. Заполнение данных форм не представляет особой сложности — это можно сделать без посредников и не имея специального опыта. Отметим, что ТБО 865-ПП мало чем отличается от ТБО 981-ПП.
Первая форма — «Сведения об организации». Данную информацию можно узнать в бухгалтерии: она содержится в карточке предприятия. Юридический и фактический адреса пишутся полностью. В строке «Срок действия проекта» указывается срок действия проекта НООЛР (например, если проект был согласован 12.12.2009, то следует указать «12.12.2014»), а при его отсутствии или окончании срока действия — последняя дата отчетного срока (например, в форме за 2013 г. указывается «31.12.2013»).
Следующие формы — это табл. 1 и 2. Для начала вам следует выбрать отход (графа 1). Графы 2 и 3 заполняются автоматически при вводе отхода из справочника ККО. Если вы не смогли найти «свой» отход, не нужно отчаиваться — позвоните по телефонам, указанным выше, и получите необходимые указания. Не бойтесь задавать интересующие вас вопросы!
Согласно паспорту отхода следует заполнить графу 4 «Установленный класс опасности», согласно лимиту — графу 5 «Норматив образования отхода, т/год» и графу 6 «Предельное количество временного накопления, т», согласно форме № 2-ТП (отходы) — графу 7 «Фактическое образование отхода, т/год». При отсутствии лимита графы 5 и 6 не заполняются. Если отход не вывозился с территории предприятия с предыдущего года, то заполняется графа 8 «Остаток на начало отчетного периода, т». Однако, исходя из собственного опыта, можем посоветовать: желательно, чтобы в данной графе стоял «0». Графа 9 «Получено от других предприятий, т/год» заполняется теми предприятиями, которые обезвреживают, перерабатывают, используют или размещают отходы других организаций (при этом обязательно наличие соответствующей лицензии). Графа 10 «Использовано и/или обезврежено отходов на собственном предприятии, т/год» предназначена для внесения данных о количестве использованных отходов, а также отходов, образовавшихся после обезвреживания на территории предприятия. В графе 11 «Направление использования», которая заполняется только при условии заполнения графы 10, указывается, в каком направлении на предприятии были использованы те или иные отходы.
В таблицу 2 следует внести сведения о санкционированной и несанкционированной передаче отходов, а также об их захоронении. Санкционированная передача отходов — это передача отходов сторонней организации, которая имеет соответствующую лицензию и природоохранные разрешения и с которой у предприятия заключен необходимый договор. При этом обязательно наличие оформленной в установленном порядке документации по обращению с отходами. Чтобы избежать нарушения требований по обращению с отходами производства и потребления, бесконтрольной переработки и использования отходов, следует исключить несанкционированную передачу отходов. Однако, если она уже имела место, обязательно укажите это в данной информационной форме. Во вкладке «Захоронение отходов» необходимо указать данные об организациях-транспортировщиках и объектах размещения отходов, а также количество захороненных отходов и разрешенный объем захоронения отходов. Более подробную информацию о заполнении таблицы вы найдете в инструкции.
Таблицу 3 заполняют организации, имеющие собственные установки по переработке (обезвреживанию) отходов.
В принципе, порядок представления данных для предприятий города Москвы достаточно прозрачен. Остается лишь заполнить необходимые формы и вовремя их сдать.
- реестр объектов размещения, обезвреживания и использования отходов Московской области;
- банк данных об отходах Московской области;
- банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов Московской области;
- перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию отходов различных видов.
В приложениях к Порядку ведения кадастра отходов МО приведены информационные формы исходных сведений, используемые для ведения кадастра отходов Московской области:
- Приложение № 1 «Исходные данные об отходе» (данные сведения можно найти в паспорте отхода) ;
- Приложение № 2 «Данные о фактических объемах транспортируемых отходов» ;
- Приложение № 3 «Характеристика объекта размещения отходов» ;
- Приложение № 4 «Порядок присвоения кода объекта размещения отходов и кода объекта обезвреживания и использования отходов»;
- Приложение № 5 «Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» ;
- Приложение № 6 «Сведения об образования, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (аналогично форме № 2-ТП (отходы));
- Приложение № 7 «Данные о технологиях использования и обезвреживания отходов» ;
- Приложение № 8 «Сведения о лицензии» .
Распоряжением Минэкологии МО от 30.12.2013 № 647-РМ утвержден Перечень хозяйствующих субъектов, представляющих сведения, используемые для ведения кадастра отходов Московской области.
Ежегодно в срок до 1 марта природопользователи Московской области обязаны представить в Минэкологии МО заполненные формы на бумажном и электронном носителях с сопроводительным письмом в 2 экземплярах, в котором должны быть указаны наименование информационной формы, количество листов, ФИО и подпись руководителя, контакты исполнителя.
Обязательно уточните, все ли информационные формы нужно заполнять вашему предприятию. Учтите, что каждая строчка в форме должна быть заполнена.
Судя по экологическим форумам, не все предприятия, получившие соответствующие письма от Минэкологии МО о необходимости представления сведений об отходах, заполняют указанные формы. Однако следует учесть, что в соответствии с п. 35 Порядка ведения кадастра отходов МО юридические лица, индивидуальные предприниматели и должностные лица, в обязанности которых входит представление сведений в соответствии с данным Порядком, несут ответственность за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных сведений, необходимых для формирования и ведения кадастра отходов, в соответствии с законодательством.