Отдаем журнал бесплатно!

Сырье или отход: обращение с отходами животноводства

Этот вопрос актуален уже много лет, однако попытки решить его пока безуспешны. Проблема обращения с отходами животноводства, а именно со всеми видами навоза и помета, является камнем преткновения между фермерами и крупными животноводческими комплексами с одной стороны и контролирующими органами в лице Роспотребнадзора, Минсельхознадзора и Росприроднадзора с другой. Рассмотрим этот вопрос в свете недавно вышедших разъяснений Минприроды России[1] по теме.

 

Корень проблемы лежит в классификации навоза и помета — отход ли это либо побочный продукт животноводства. Если это отход, он подпадает под действие всех законов по обращению с отходами, а если рассматривать навоз (помет) как продукт или потенциальное сырье для производства органического удобрения, то требования к обращению с ним как с отходом выглядят неправомерными.

Навоз (помет) в зависимости от вида животных и степени его свежести может относиться к III, IV или V классам опасности. Исходя из этого, деятельность по обращению с навозом как отходом попадает под действие не только Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016), но и Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30.12.2015), т.к. деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию.

Но производители этого «отхода» расценивают его вовсе не как отход, а как ценный товар или сырье для производства товара — органического удобрения. Жидкий навоз (помет) по специальным сточным системам подается в навозо- или пометохранилища, там перепревает — и получается сухой навоз (помет), который готов к внесению на поля. При этом вмешательство человека в процесс практически не требуется.

 

СПРАВКА

В России функционирует более 160 крупных животноводческих предприятий, свинокомплексов и птицефабрик с бесподстилочным содержанием. Каждая корова ежедневно производит в среднем 40 кг навоза, свинья — 10 кг, бройлер — 100 г. В общей сложности каждый день в стране производится более 450 тыс. т помета, навоза и стоков, из которых почти половина никак не используется. Сегодня более 2 млн га земли занято под хранение навоза. То есть отходами животноводства покрыта площадь, равная почти половине территории Московской области.

 

Эта правовая коллизия, которая не исчезла с введением нового ФККО в 2014 г., дает возможность двоякого толкования принадлежности навоза (помета).

 

[1] Разъяснения Минприроды России «Об оформлении лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности при обращении с навозом».

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Сырье или отход: обращение с отходами животноводства

Этот вопрос актуален уже много лет, однако попытки решить его пока безуспешны. Проблема обращения с отходами животноводства, а именно со всеми видами навоза и помета, является камнем преткновения между фермерами и крупными животноводческими комплексами с одной стороны и контролирующими органами в лице Роспотребнадзора, Минсельхознадзора и Росприроднадзора с другой. Рассмотрим этот вопрос в свете недавно вышедших разъяснений Минприроды России[1] по теме.

 

Корень проблемы лежит в классификации навоза и помета — отход ли это либо побочный продукт животноводства. Если это отход, он подпадает под действие всех законов по обращению с отходами, а если рассматривать навоз (помет) как продукт или потенциальное сырье для производства органического удобрения, то требования к обращению с ним как с отходом выглядят неправомерными.

Навоз (помет) в зависимости от вида животных и степени его свежести может относиться к III, IV или V классам опасности. Исходя из этого, деятельность по обращению с навозом как отходом попадает под действие не только Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016), но и Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30.12.2015), т.к. деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию.

Но производители этого «отхода» расценивают его вовсе не как отход, а как ценный товар или сырье для производства товара — органического удобрения. Жидкий навоз (помет) по специальным сточным системам подается в навозо- или пометохранилища, там перепревает — и получается сухой навоз (помет), который готов к внесению на поля. При этом вмешательство человека в процесс практически не требуется.

 

СПРАВКА

В России функционирует более 160 крупных животноводческих предприятий, свинокомплексов и птицефабрик с бесподстилочным содержанием. Каждая корова ежедневно производит в среднем 40 кг навоза, свинья — 10 кг, бройлер — 100 г. В общей сложности каждый день в стране производится более 450 тыс. т помета, навоза и стоков, из которых почти половина никак не используется. Сегодня более 2 млн га земли занято под хранение навоза. То есть отходами животноводства покрыта площадь, равная почти половине территории Московской области.

 

Эта правовая коллизия, которая не исчезла с введением нового ФККО в 2014 г., дает возможность двоякого толкования принадлежности навоза (помета).

 

[1] Разъяснения Минприроды России «Об оформлении лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности при обращении с навозом».

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2016.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам