Все ли объекты хозяйственной и (или) иной деятельности подлежат постановке на государственный учет с присвоением одной из четырех категорий (I–IV)? Или существуют объекты, которые постановке на государственный учет не подлежат, — объекты, находящиеся за пределами I–IV категорий?
Казалось бы, ответ на поверхности. Обратимся к п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ): объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
При этом согласно п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — объекты I категории;
• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.
Напрашивается вывод: объекты, не оказывающие НВОС, постановке на государственный учет не подлежат.
Не оставалось бы сомнений, если бы:
1) Федеральный закон № 7-ФЗ содержал оговорку об отсутствии необходимости ставить на государственный учет объекты, не оказывающие НВОС;
2) понятие «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду» было определено через привязку к НВОС.
В силу ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ объект, оказывающий НВОС, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков
Как видно из определения, любой объект капитального строительства (другой объект, а также их совокупность) при формальном прочтении закона может быть признан объектом, оказывающим НВОС.
Таким образом, под рассматриваемое понятие можно подвести и такие безобидные объекты, как офисы, санатории, пансионаты, базы отдыха, учебные центры.
Однако, как видно из письма Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее — письмо № АС-09-00-36/22354), не все явления материального мира, которые можно обозначить словом «объект», непременно являются объектами, оказывающими НВОС. Как следствие, далеко не все явления материального мира, которые можно обозначить словом «объект», необходимо ставить на учет в качестве объектов, оказывающих НВОС.
Именно в таком виде мысль в письме № АС-09-00-36/22354 не приводится. Однако соответствующие выводы можно уверенно сделать из его положений:
[…]
4. По вопросу постановки на учет офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т.д.
[…] наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в пп. 1–4, 7, 8 Критериев[1], такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.
5. По вопросу постановки на учет объектов образования и обращения с отходами производства и потребления.
[…]
В случае если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.
[…]
6. По вопросу рассмотрения заявок с указанием сведений об объектах, не являющихся объектами НВОС.
В случае если объект, заявленный к постановке на учет, не является объектом НВОС в соответствии с Критериями, территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок со дня приема заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет направляют заявителю уведомление с данной информацией и ссылкой на несоответствие объекта положениям Критериев.
[…]
Реакция территориальных органов Росприроднадзора не заставила себя ждать: на природопользователей посыпались отказы в постановке отдельных объектов на государственный учет. В первую очередь это коснулось перечисленных выше объектов: офисов, санаториев, пансионатов, баз отдыха, учебных центров и прочих подобных объектов.
И тут природопользователи забили тревогу — фактически отказы территориальных органов Росприроднадзора в постановке объектов на государственный учет означают, что объектам не присвоена какая-либо категория, т.е. такие объекты не относятся даже к IV категории.
При этом специалистам экологических служб хорошо известно, что природоохранные обязанности, связанные с нормированием, получением разрешительной документации, представлением отчетности, внесением платы за НВОС, дифференцированы в зависимости от того, к какой категории относится объект хозяйственной деятельности.
Для иллюстрации приведем краткий обзор соответствующих обязанностей, которые поэтапно начиная с 01.01.2019 будут возлагаться на природопользователей, эксплуатирующих объекты различных категорий.
Для объектов I категории:
• разрабатываются:
– технологические нормативы;
– нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР);
• оформляется комплексное экологическое разрешение.
СПРАВКА
Комплексное экологическое разрешение должно быть получено:
• до 2022 г., если объект будет включен в «Топ-300» объектов, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 %;
• до 2025 г., если объект отнесен к областям применения НДТ.
Для объектов II категории:
• разрабатываются:
– нормативы допустимых выбросов, сбросов веществ в окружающую среду;
– НООЛР;
• представляется декларация о воздействии на окружающую среду, которая, по сути, является разрешительным документом и имеет срок действия 7 лет (при условии неизменности производственных и технологических процессов).
Для объектов III категории:
• разрабатываются нормативы допустимых выбросов, сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);
• оформляются разрешения на выброс, сброс радиоактивных веществ;
• представляется отчетность о выбросах, сбросах веществ в окружающую среду, об образовании и о размещении отходов.
Лица, осуществляющие деятельность только на объектах IV категории, освобождены от обязанностей:
• разрабатывать и утверждать нормативы допустимых выбросов, сбросов веществ в окружающую среду, НООЛР;
• оформлять природоохранную разрешительную документацию;
• представлять декларацию о воздействии на окружающую среду;
• представлять отчетность о выбросах, сбросах веществ в окружающую среду, об образовании и о размещении отходов;
• представлять декларацию о плате за НВОС и вносить указанный вид экологических платежей.
Таким образом, как видно из приведенного обзора, лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, имеют привилегированное положение относительно иных хозяйствующих субъектов. Иными словами, эксплуатация исключительно объектов IV категории дает хозяйствующим субъектам право на освобождение от ряда природоохранных обязанностей.
Ожидаемо природопользователи начали выражать опасения, что неприсвоение объекту IV категории не позволит эксплуатирующей организации получить освобождение от соответствующих обязанностей.
Однако следует возразить на подобные опасения, учитывая, что Федеральный закон № 7-ФЗ, хотя и не содержит оговорок об объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, не оказывающих НВОС, тем не менее не возлагает на объекты, не относящиеся к I, II либо III категории, обязанности:
• по получению разрешительной документации;
• представлению декларации о воздействии на окружающую среду;
• представлению отчетности о выбросах, сбросах веществ в окружающую среду, об образовании и о размещении отходов.
Открытым остается лишь вопрос внесения платы за НВОС в части размещения образуемых лицом отходов (об иных видах НВОС мы не говорим сознательно, помня, что условием «непостановки» объекта на государственный учет в первую очередь является отсутствие выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду).
Здесь вопрос решается довольно просто: как правило, на объектах, которые являются предметом нашего рассмотрения, образуются лишь твердые коммунальные отходы (далее — ТКО), плату за размещение которых обязаны вносить региональные операторы по обращению с ТКО и операторы по обращению с ТКО, а не образователи отходов.
Однако нельзя не отметить, что в ситуации, когда в процессе эксплуатации подобных объектов все же образуются отходы, не являющиеся ТКО, передаваемые на размещение, формально основание для невнесения платы за НВОС в части размещения отходов отсутствует.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие исключительно объекты, которые не могут быть отнесены ни к одной из четырех категорий, несправедливо лишены права на освобождение от обязанности по внесению платы за НВОС и с этой точки зрения находятся в положении худшем относительно хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих исключительно объекты IV категории.
[1] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.