Отдаем журнал бесплатно!

Что такое технологическое нормирование и как установить технологический норматив

Сегодня ситуация складывается так. Есть серьезные загрязнители окружающей среды, от которых мы не можем отказаться, т.к. не хотим назад в пещеры. При этом такие предприятия-загрязнители не могут достичь гигиенических нормативов, которые устанавливаются исходя из невредности для здоровья человека. Попробуем разобраться в логике реформы экологического нормирования — поговорим о прошлом и настоящем технологического нормирования и о том, какие вопросы неизбежно возникнут в будущем.

Истоки изменений

Оставим в стороне рассуждения о спорности концепции порогового воздействия и просто примем, что есть предприятия, которые наносят вред здоровью, но они нам нужны. Ранее в этом случае «выкручивались» с помощью временно согласованных выбросов (сбросов), которые в теории требовали прихода к предельно допустимым выбросам (нормативам допустимых сбросов; далее — ПДВ, НДС) спустя какой-то срок с помощью «плана мероприятий». Если же эта цель была реально недостижима, приходилось играть в некую игру: после наступления срока выполнения невыполненных мероприятий предприятие писало объяснительную, почему оно не выполнило план, и предлагало новый срок, а госорган его принимал.

А многие загрязнители и вовсе находились вне правового поля, на что все закрывали глаза, т.к. не было другого выхода.

Фраза «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» приписывается авторам XIX века (например, М.Е. Салтыкову-Щедрину).

Но в Европе так нельзя — они законопослушные, и поэтому законы должны быть такими, чтобы их возможно было соблюдать.

И они придумали следующее:

1) используя отраслевой подход, определили значимые предприятия-загрязнители, собрали с них информацию;

2) изучили используемые технологии, выбрали лучшие;

3) определили удельные показатели (например, количество выбросов на единицу продукции);

4) постановили, что все должны достигать эти показатели, — раз одни смогли, то и другие должны суметь, т.е. это требование реально выполнимое.

Таким образом предложили принцип нормирования не с конца (как хотите, так и сделайте, чтобы концентрация выбрасываемых (сбрасываемых) вами веществ не превышала ПДК), а с начала — реализуйте наилучшую из возможных (доступных, реальных) технологий и достигайте наилучших реально возможных показателей.

Вот мы и решили позаимствовать их картинку и реализовать у себя.

Что получилось и получается?

Сначала приняли Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ). Долго над ним бились, лет семь (по словам одного из членов Российского союза промышленников и предпринимателей).

Нам исток видится в проектах по гармонизации экологических стандартов. В рамках этих проектов изучался опыт Германии и ЕС, переводились их директивы, законы, справочники наилучших доступных технологий (далее — НДТ), проводились семинары, конференции… Отчеты представлялись в Минприроды России.

И вот появился Федеральный закон № 219-ФЗ.

 

Как это в последнее время бывает, законы пытаются защитить добросовестный бизнес, что умело обходится уже на этапе создания подзаконных актов.

В чем одна из основных трудностей реализации нашего экологического законодательства? Нормы-обязанности звучат: «Каждое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны...», а дальше представляется промышленный гигант и все требования расписываются под него. А юридическое лицо — это и детский сад, и школа, и ларек, не очень прибыльно торгующий.

Такое законодательство было уместно в Советском Союзе, где дозволялось чиновничье усмотрение и никто не требовал от детского садика разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР).

Теперь же борьба с коррупцией хуже самой коррупции. Если инспектор не потребует ПНООЛР с детского садика, вдруг его во взятке заподозрят?

Сместились и цели госэконадзора. Появились дела в виде штрафа на офис за отсутствие ПДВ, т.к. покрасили окна, появился источник выброса — окна пахли краской. А ПНООЛР для школ и детских садов стали обыденностью. Ведь они же не субъекты малого и среднего бизнеса, вообще не бизнес. Но юридические лица.

И вот Федеральный закон № 219-ФЗ разделил предприятия на категории по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС).

Здорово, правда? Мы все радовались. До тех пор, пока не появились критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Но не будем о самих Критериях, а посмотрим, как они увязаны с НДТ.

Поворот на НДТ

Объекты I категории обязаны реализовать НДТ — это одна ветвь реформы нормирования.

Вторая ветвь — собственно НДТ. Откуда берется эта технология? Кто скажет, что именно она должна быть признана НДТ?

Как и в ЕС, описание НДТ приведено в справочниках НДТ.

У нас (как и, наверное, в Европе) в первую очередь определили области применения НДТ[1] (по отраслевому принципу или процессу; табл. 1).

 

Таблица 1. Области применения НДТ

№ п/п

Область применения НДТ

1

Хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду:

• добыча и обогащение железных руд, производство чугуна, стали и ферросплавов, производство изделий дальнейшего передела черных металлов;

• добыча и обогащение руд цветных металлов, производство цветных металлов;

• добыча нефти и природного газа;

• производство кокса и нефтепродуктов, переработка природного газа;

• добыча и обогащение угля и антрацита;

• производство электрической и тепловой энергии через сжигание топлива;

• утилизация и обезвреживание отходов, в том числе термическими способами;

• размещение отходов производства и потребления;

• производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона;

• производство основных органических химических веществ;

• производство продукции тонкого органического синтеза;

• производство полимеров;

• производство основных неорганических химических веществ — аммиака;

• производство неорганических кислот, минеральных удобрений;

• производство твердых и других неорганических химических веществ — оксидов, гидрооксидов, солей;

• производство специальных неорганических химикатов;

• производство прочих основных неорганических химических веществ;

• обработка поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей;

• нанесение покрытий на металлы и пластмассы с использованием электролитических или химических процессов;

• производство стекла, керамических изделий;

• производство цемента, извести, оксида магния, гидроксида магния, хлорида магния;

• производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация);

• крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции;

• дубление, крашение, выделка шкур и кож;

• разведение свиней, сельскохозяйственной птицы;

• убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях;

• производство пищевых продуктов, напитков, молока и молочной продукции;

• очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов;

• добыча и производство драгоценных металлов

2

Технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности:

• сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов), сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля;

• системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности;

• промышленные системы охлаждения;

• обращение с вскрышными и вмещающими горными породами;

• очистка сточных вод и выбросов загрязняющих веществ при производстве продукции (товаров), проведении работ и оказании услуг на предприятиях;

• повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности;

• производственный экологический контроль и его метрологическое обеспечение

 

Согласно областям применения НДТ определили, какие справочники выпускать и в какой последовательности[2].

В Европе, напомним, отрасли давали информацию для справочников. А у нас? Давали? Выясните в своей отрасли. Давали. Кто как — кто кое-как, а кто никак. Как отрасль поучаствовала в создании справочника, такой и результат.

Время как никогда давалось, но мы же без стимула не работаем — и к действиям все равно переходили либо к концу срока, либо после него. В результате пришлось запустить реформу с тем, что есть, и править по ходу движения.

Итак, реформа запущена 01.01.2019, и уже издано Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2019 № 866-р «Об утверждении поэтапного графика актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».

Рекомендуем теперь отраслям поучаствовать в разработке справочников более осмысленно. Какой справочник получится, по такому и жить будете.

 

Далее в статье:
• 
Нормативные документы в области охраны окружающей среды
• НДТ в российских реалиях
• Как разрабатываются технологические нормативы

 

[1] См. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

[2] См. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015–2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий».

А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Что такое технологическое нормирование и как установить технологический норматив

Сегодня ситуация складывается так. Есть серьезные загрязнители окружающей среды, от которых мы не можем отказаться, т.к. не хотим назад в пещеры. При этом такие предприятия-загрязнители не могут достичь гигиенических нормативов, которые устанавливаются исходя из невредности для здоровья человека. Попробуем разобраться в логике реформы экологического нормирования — поговорим о прошлом и настоящем технологического нормирования и о том, какие вопросы неизбежно возникнут в будущем.

Истоки изменений

Оставим в стороне рассуждения о спорности концепции порогового воздействия и просто примем, что есть предприятия, которые наносят вред здоровью, но они нам нужны. Ранее в этом случае «выкручивались» с помощью временно согласованных выбросов (сбросов), которые в теории требовали прихода к предельно допустимым выбросам (нормативам допустимых сбросов; далее — ПДВ, НДС) спустя какой-то срок с помощью «плана мероприятий». Если же эта цель была реально недостижима, приходилось играть в некую игру: после наступления срока выполнения невыполненных мероприятий предприятие писало объяснительную, почему оно не выполнило план, и предлагало новый срок, а госорган его принимал.

А многие загрязнители и вовсе находились вне правового поля, на что все закрывали глаза, т.к. не было другого выхода.

Фраза «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» приписывается авторам XIX века (например, М.Е. Салтыкову-Щедрину).

Но в Европе так нельзя — они законопослушные, и поэтому законы должны быть такими, чтобы их возможно было соблюдать.

И они придумали следующее:

1) используя отраслевой подход, определили значимые предприятия-загрязнители, собрали с них информацию;

2) изучили используемые технологии, выбрали лучшие;

3) определили удельные показатели (например, количество выбросов на единицу продукции);

4) постановили, что все должны достигать эти показатели, — раз одни смогли, то и другие должны суметь, т.е. это требование реально выполнимое.

Таким образом предложили принцип нормирования не с конца (как хотите, так и сделайте, чтобы концентрация выбрасываемых (сбрасываемых) вами веществ не превышала ПДК), а с начала — реализуйте наилучшую из возможных (доступных, реальных) технологий и достигайте наилучших реально возможных показателей.

Вот мы и решили позаимствовать их картинку и реализовать у себя.

Что получилось и получается?

Сначала приняли Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ). Долго над ним бились, лет семь (по словам одного из членов Российского союза промышленников и предпринимателей).

Нам исток видится в проектах по гармонизации экологических стандартов. В рамках этих проектов изучался опыт Германии и ЕС, переводились их директивы, законы, справочники наилучших доступных технологий (далее — НДТ), проводились семинары, конференции… Отчеты представлялись в Минприроды России.

И вот появился Федеральный закон № 219-ФЗ.

 

Как это в последнее время бывает, законы пытаются защитить добросовестный бизнес, что умело обходится уже на этапе создания подзаконных актов.

В чем одна из основных трудностей реализации нашего экологического законодательства? Нормы-обязанности звучат: «Каждое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны...», а дальше представляется промышленный гигант и все требования расписываются под него. А юридическое лицо — это и детский сад, и школа, и ларек, не очень прибыльно торгующий.

Такое законодательство было уместно в Советском Союзе, где дозволялось чиновничье усмотрение и никто не требовал от детского садика разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР).

Теперь же борьба с коррупцией хуже самой коррупции. Если инспектор не потребует ПНООЛР с детского садика, вдруг его во взятке заподозрят?

Сместились и цели госэконадзора. Появились дела в виде штрафа на офис за отсутствие ПДВ, т.к. покрасили окна, появился источник выброса — окна пахли краской. А ПНООЛР для школ и детских садов стали обыденностью. Ведь они же не субъекты малого и среднего бизнеса, вообще не бизнес. Но юридические лица.

И вот Федеральный закон № 219-ФЗ разделил предприятия на категории по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС).

Здорово, правда? Мы все радовались. До тех пор, пока не появились критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Но не будем о самих Критериях, а посмотрим, как они увязаны с НДТ.

Поворот на НДТ

Объекты I категории обязаны реализовать НДТ — это одна ветвь реформы нормирования.

Вторая ветвь — собственно НДТ. Откуда берется эта технология? Кто скажет, что именно она должна быть признана НДТ?

Как и в ЕС, описание НДТ приведено в справочниках НДТ.

У нас (как и, наверное, в Европе) в первую очередь определили области применения НДТ[1] (по отраслевому принципу или процессу; табл. 1).

 

Таблица 1. Области применения НДТ

№ п/п

Область применения НДТ

1

Хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду:

• добыча и обогащение железных руд, производство чугуна, стали и ферросплавов, производство изделий дальнейшего передела черных металлов;

• добыча и обогащение руд цветных металлов, производство цветных металлов;

• добыча нефти и природного газа;

• производство кокса и нефтепродуктов, переработка природного газа;

• добыча и обогащение угля и антрацита;

• производство электрической и тепловой энергии через сжигание топлива;

• утилизация и обезвреживание отходов, в том числе термическими способами;

• размещение отходов производства и потребления;

• производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона;

• производство основных органических химических веществ;

• производство продукции тонкого органического синтеза;

• производство полимеров;

• производство основных неорганических химических веществ — аммиака;

• производство неорганических кислот, минеральных удобрений;

• производство твердых и других неорганических химических веществ — оксидов, гидрооксидов, солей;

• производство специальных неорганических химикатов;

• производство прочих основных неорганических химических веществ;

• обработка поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей;

• нанесение покрытий на металлы и пластмассы с использованием электролитических или химических процессов;

• производство стекла, керамических изделий;

• производство цемента, извести, оксида магния, гидроксида магния, хлорида магния;

• производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация);

• крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции;

• дубление, крашение, выделка шкур и кож;

• разведение свиней, сельскохозяйственной птицы;

• убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях;

• производство пищевых продуктов, напитков, молока и молочной продукции;

• очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов;

• добыча и производство драгоценных металлов

2

Технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности:

• сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов), сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля;

• системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности;

• промышленные системы охлаждения;

• обращение с вскрышными и вмещающими горными породами;

• очистка сточных вод и выбросов загрязняющих веществ при производстве продукции (товаров), проведении работ и оказании услуг на предприятиях;

• повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности;

• производственный экологический контроль и его метрологическое обеспечение

 

Согласно областям применения НДТ определили, какие справочники выпускать и в какой последовательности[2].

В Европе, напомним, отрасли давали информацию для справочников. А у нас? Давали? Выясните в своей отрасли. Давали. Кто как — кто кое-как, а кто никак. Как отрасль поучаствовала в создании справочника, такой и результат.

Время как никогда давалось, но мы же без стимула не работаем — и к действиям все равно переходили либо к концу срока, либо после него. В результате пришлось запустить реформу с тем, что есть, и править по ходу движения.

Итак, реформа запущена 01.01.2019, и уже издано Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2019 № 866-р «Об утверждении поэтапного графика актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».

Рекомендуем теперь отраслям поучаствовать в разработке справочников более осмысленно. Какой справочник получится, по такому и жить будете.

 

Далее в статье:
• 
Нормативные документы в области охраны окружающей среды
• НДТ в российских реалиях
• Как разрабатываются технологические нормативы

 

[1] См. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

[2] См. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015–2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий».

А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2019.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам