Каждый вид хозяйственной деятельности имеет свои отходы, в т.ч. твердые коммунальные (далее — ТКО). В связи с переходом на новую систему обращения с отходами все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны были заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО. При этом действующее законодательство определяет варианты взаимодействия хозяйствующих субъектов и регоператоров.
Понятие собственника отходов закреплено в п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»: собственник отходов — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Следовательно, собственник отходов вправе принимать решение о дальнейших действиях, связанных с обращением с отходами. Это подтверждает письмо Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО»: хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Словарь
ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами[1].
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».
Одним из вариантов коммерческого учета ТКО является учет объема и (или) массы сортированных ТКО[2]. Если хозяйствующий субъект заинтересован в таком сборе ТКО, это позволит снизить объем ТКО и, соответственно, плату за ТКО за счет передачи соответствующим организациям компонентов, подлежащих переработке.
Просчитаем такое снижение на примере Забайкальского края.
[1] Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020).
[2] Подпункт «а» п. 2 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (в ред. от 15.09.2018; далее — Правила № 505).