Наконец опубликован Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (вступит в силу с 30.12.2021; далее — Федеральный закон № 296-ФЗ), разговоры о котором лидировали в информационной повестке последних месяцев. В статье рассмотрим, какие ограничения выбросов парниковых газов (далее — ПГ) установлены Федеральным законом № 296-ФЗ и планируемыми к выпуску подзаконными актами.
Федеральный закон № 296-ФЗ направлен на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики России при снижении уровня выбросов ПГ. Поскольку закон рамочный, должны быть выпущены многочисленные подзаконные акты в его развитие.
Рассмотрим, как повлияет на деятельность хозяйствующих субъектов планируемое ограничение выбросов ПГ.
Перечень парниковых газов
Федеральный закон № 296-ФЗ дает следующее определение парниковым газам: ПГ — газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают или переизлучают инфракрасное излучение.
Предлагается утвердить перечень ПГ, подлежащих учету на территории РФ:
• двуокись углерода (CO2);
• метан (CH4);
• закись азота (N2O);
• гидрофторуглероды (ГФУ);
• перфторуглероды (ПФУ);
• гексафторид серы (SF6);
• трифторид азота (NF3).
Регулируемые организации
Федеральный закон № 296-ФЗ также вводит понятие «регулируемые организации» — юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами ПГ в количестве, эквивалентном 150 тыс. т и более углекислого газа в год за период до 01.01.2024 (на 2022–2023 гг.), 50 тыс. т и более — после 01.01.2024.
Такая двухэтапная разбивка хозяйствующих субъектов по массе выбросов связана с тем, что информация о выбросах ПГ хозяйствующими субъектами практически отсутствует, имеются только экспертные оценки. В силу этого целесообразно на первом этапе определить регулируемые организации с массой выбросов парниковых газов 150 тыс. т углекислого газа в год, а затем, откорректировав законодательство, перейти к остальным значимым источникам выбросов ПГ.
Критерии отнесения к регулируемым организациям
Правительство РФ до 01.01.2022 должно утвердить критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям.
Критерием отнесения к регулируемым организациям станет осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем следующей хозяйственной и (или) иной деятельности, сопровождаемой выбросами ПГ, масса которых в сумме эквивалентна 150 тыс. т углекислого газа в год и более (на 2022–2023 гг.):
№ п/п |
Деятельность, сопровождаемая выбросами ПГ |
1 |
Стационарное сжигание всех видов газообразного, жидкого и твердого топлива в котельных агрегатах, турбинах, печах, инсинераторах и других теплотехнических агрегатах, осуществляемое с целью выработки тепловой и (или) электрической энергии для собственных нужд организаций или отпуска потребителям, а также для осуществления иных технологических операций (за исключением сжигания биогаза, биомассы и продуктов ее переработки) |
2 |
Сжигание на факельных установках природного газа, попутного нефтяного газа, шахтного метана и других углеводородных смесей от продувки скважин, дегазации и вентиляции угольных шахт, опорожнения и продувки технологического оборудования и трубопроводов, утилизации некондиционных углеводородных смесей, нейтрализации выбросов загрязняющих веществ и других технологических операций |
3 |
Проведение технологических операций, осуществляемых при добыче, транспортировке, хранении и переработке нефти и природного газа, а также при добыче угля подземным способом (удаление технологических газов в атмосферу через свечи и дефлекторы (отведение, рассеивание, стравливание) без сжигания или каталитического окисления, продувки скважин, технологических трубопроводов, участков газопроводов, технологического оборудования; стравливание из технологического оборудования, из коммуникаций, участков газопроводов; вытеснение воздуха газом; выветривание (дегазация); пуски, остановки, изменение режимов работы газоперекачивающих агрегатов, а также дегазация сопутствующих газов из угольных пластов и вентиляция воздуха угольных шахт) |
4 |
Промышленные процессы, связанные с переработкой нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях (стационарное сжигание топлива, сжигание углеводородных смесей в факелах, каталитические процессы крекинга и риформинга, прокалка кокса и производство водорода, сжигание углеводородных смесей в факелах, производство нефтяного кокса и окисленных битумов, сероочистка) |
5 |
Производство кокса (сжигание топлива в печах коксования, окисление углерода кокса и коксующихся углей, сжигание сопутствующих продуктов производства кокса) |
6 |
Кальцинация (высокотемпературное разложение) карбонатного сырья при производстве цемента, получении клинкера (включая использование углеродсодержащих некарбонатных материалов при производстве клинкера), извести, а также при производстве керамических изделий (кирпичей, кровельной черепицы, глазурованных керамических труб, огнеупорных и керамзитовых изделий, напольной и стеновой плитки, столовых и декоративных предметов (бытовая керамика), керамической сантехники, технической керамики и неорганических абразивных материалов со связующим) |
7 |
Высокотемпературное расплавление карбонатов щелочных и щелочноземельных элементов при производстве всех типов стекла, включая тарное стекло, листового стекла, стекловолокна и стеклянной (минеральной) ваты (код ОКВЭД 2 — 23.1 «Производство стекла и изделий из стекла») |
8 |
Паровой риформинг газообразного углеродсодержащего сырья или частичное окисление жидкого или твердого углеродсодержащего сырья при производстве аммиака, получении карбамида (мочевины), товарного углекислого газа или других химических веществ |
9 |
Каталитическое окисление аммиака и проведение химических реакций с окислами азота при производстве азотной кислоты, капролактама, глиоксаля и глиоксиловой кислоты |
10 |
Дожигание отходящих технологических газов и отходов производства в печах дожига и факельных установках, отведение технологических газов в атмосферу без сжигания, а также сжигание отходящих технологических газов, побочных продуктов и отходов производства для энергетических и технологических целей при получении метанола, этилена и пропилена, этилендихлорида, окиси этилена, акрилонитрила, сажи в нефтехимическом производстве |
11 |
Производство хлордифторметана (ГХФУ-22, хладон-22) и элегаза (гексафторид серы) |
12 |
Окисление углерода топлива, сырья, восстановителей, углеродсодержащих материалов и разложения карбонатов при производстве железорудных окатышей, агломерата, железа прямого восстановления, чугуна, стали и стального проката |
13 |
Окисление углерода топлива, сырья, восстановителей, углеродсодержащих материалов и разложения карбонатов при производстве ферросплавов (феррохрома, ферромарганца, ферромолибдена, ферроникеля, ферросилиция, ферротитана, ферровольфрама, феррованадия, силикомарганца и других видов ферросплавов или металлического кремния) |
14 |
Нарушение технологических параметров в электролизерах при использовании электролитического способа получения первичного алюминия, использование анодной массы и предварительно обожженных анодов в результате окисления углерода анодной массы и анодов в электролизерах, производство предварительно обожженных анодов и прокалке кокса в результате сжигания топлива |
15 |
Неэнергетическое использование топлива (использование топлива в технологических процессах, не связанных с выработкой энергетических ресурсов), применение восстановителей и карбонатных материалов в технологических процессах при производстве кальцинированной соды, водорода, свинца, цинка, целлюлозно-бумажное производство |
16 |
Сжигание ископаемого топлива авиационным или железнодорожным транспортом: в результате потребления авиационного топлива на всех типах воздушных судов (самолетов), используемых организациями для осуществления внутренних коммерческих авиационных перевозок, включая рейсы без коммерческой загрузки, регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, а также для осуществления внутрироссийских пассажирских и грузовых перевозок магистральным железнодорожным транспортом, а также вспомогательными установками и тепловозами |
17 |
Ведение сельскохозяйственной деятельности, связанной с рисоводством и разведением крупного рогатого скота, овец, свиней и других домашних животных, а также птиц |
Критерии будут действовать два года, а с 01.01.2024 будут введены критерии осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности, сопровождаемой выбросами ПГ, масса которых в сумме эквивалентна 50 тыс. т углекислого газа в год и более.
Отчет о выбросах парниковых газов
Регулируемые организации ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным, обязаны представлять в Росприроднадзор отчет о выбросах ПГ в порядке и по форме, которые устанавливаются Правительством РФ. Росприроднадзор осуществляет проверку указанных отчетов и ведет реестр выбросов ПГ (государственная информационная система, содержащая отчеты о выбросах ПГ).
В настоящее время подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предусмотрена ответственность за непредставление отчетов о выбросах ПГ (а также представление их не в полном объеме и (или) представление в них недостоверной информации), а именно наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от 100 до 150 тыс. руб.;
• на юридических лиц — от 200 тыс. до 1 млн руб.
Оценка выбросов парниковых газов
У хозяйствующих субъектов еще есть время для оценки фактических выбросов ПГ в соответствии с методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов ПГ.
Правовое регулирование
Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утверждены Приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300.
Методические указания и руководство касаются следующих отраслей промышленности:
• металлургия;
• нефтепереработка;
• прочие промышленные процессы;
• сжигание в факелах;
• сжигание топлива и производство материалов;
• транспорт.
В долгосрочной перспективе
Чтобы понять долгосрочные перспективы сокращения ПГ, необходимо обратиться к Указу Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов», которым в целях реализации Российской Федерацией Парижского соглашения от 12.12.2015 Правительству РФ поручено:
а) обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов ПГ до 70 % относительно уровня 1990 г. с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ;
б) разработать с учетом особенностей отраслей экономики Стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов ПГ до 2050 г. и утвердить ее;
в) обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов ПГ, а также по увеличению поглощения таких газов.