Ключевые вопросы: новый Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определение состава смесей загрязняющих веществ, учет трансформации в более вредные вещества.
Инвентаризация источников выбросов
Основой для установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее — НДВ) являются результаты инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация выбросов). Достоверность устанавливаемых НДВ в значительной степени зависит от качества и полноты исходных данных о параметрах источников выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух конкретного объекта, оказывающего негативного воздействия на окружающую среду (далее — объект ОНВ).
Порядок № 871
Действовавший с 2018 г. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (в ред. от 17.09.2019), с 01.03.2022 отменен — введен в действие новый Порядок № 871[1].
Полезность порядка проведения инвентаризации выбросов в первую очередь связана с его статусом, характеризующим уровень легитимности. Дело в том, что в течение многих лет за документ такого статуса контролирующие органы принимали Инструкцию по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденную Госкомприроды СССР. Основываясь на ее положениях, многих природопользователей заставляли проводить инвентаризацию только инструментальными методами вне зависимости от типа источника, объемов выбросов и степени воздействия выбросов на атмосферный воздух. В результате неоправданно возрастали объемы инструментальных работ (особенно по источникам, для определения выбросов от которых имеются расчетные методики) и затраты на инвентаризацию выбросов.
Основным отличием Порядка № 871 является включение положений об инвентаризации передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ), которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВ.
Введенный в действие Порядок № 871 содержит много апробированных на практике положений Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного научно-техническим советом АО «НИИ Атмосфера» (далее — МП-2012), что хорошо. Однако ограниченный объем Порядка № 871 в ряде случаев не содержит необходимых методических (методологических) пояснений и рекомендаций для расчета и получения полных и достоверных данных о параметрах выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух источников разного типа при проведении инвентаризации выбросов. Поэтому все еще остается актуальным обращение к МП-2012.
Следует обратить внимание на ряд положений порядка проведения инвентаризации выбросов.
Отдельная нумерация передвижных ИЗАВ
В п. 15 Порядка № 871 предусмотрено:
• передвижные ИЗАВ на объекте ОНВ нумеруются отдельно;
• при нумерации передвижных ИЗАВ используется индекс «п»;
• нумерация передвижных ИЗАВ начинается с № 0001п и ведется в возрастающей последовательности.
Кроме того, можно дополнительным буквенным индексом обозначать вид передвижного ИЗАВ. В данном случае передвижной ИЗАВ одновременно является источником выделений и выбросов.
Весьма полезным для дальнейшего развития работ по нормированию выбросов от передвижных ИЗАВ на объектах ОНВ является п. 13 Порядка № 871, согласно которому:
Местоположение маршрутов перемещения передвижных ИЗАВ по объекту ОНВ, стоянок передвижных ИЗАВ и сооружений, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ, определяется в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, передвижное средство с работающим двигателем, которое является источником выброса, и его местоположение определено в единой системе координат, что полностью совпадает с определением «стационарный источник», приведенном в ст. 1 Закона № 96-ФЗ[2]. Итак, любое передвижное средство можно задавать как стационарный источник.
Чтобы сохранять действующую систему нумерации ИЗАВ для стационарных источников с разделением на организованные и неорганизованные, применительно к передвижным ИЗАВ целесообразно использовать положение п. 15 Порядка № 871 о том, что допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются (функционируют) передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для стационарных ИЗАВ.
Рассмотрим реализацию п. 15 Порядка № 871 на примере автотранспорта.
Применение данных рекомендаций о процедуре нумерации позволяет природопользователю включить эти передвижные ИЗАВ в таблицу 3.1 и при необходимости в таблицу 3.2 Приложения № 3 к Порядку № 871.
В этом случае имеется возможность использования данных о выбросах передвижных ИЗАВ, которые идентичны по определению термину «стационарный источник» для включения в расчеты рассеивания по загрязняющим веществам исходя из категории ОНВ. Это позволяет не использовать рекомендацию о косвенном учете воздействия выбросов от передвижных источников через фоновое загрязнение атмосферного воздуха. В результате это, естественно, повышает достоверность получаемых при расчетах рассеивания оценок воздействия данного объекта ОНВ на атмосферный воздух по величинам расчетных приземных концентраций.
Учет эффекта нестационарности
В п. 9 Порядка № 871 справедливо отмечено, что в ходе инвентаризации выбросов при определении качественных и количественных показателей выбросов от стационарных ИЗАВ анализируются изменения показателей выбросов во времени, обусловленные неравномерной работой оборудования, изменениями режимов и стадийности технологических процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества. Для учета эффекта нестационарности в Порядке № 871 даны рекомендуемые образцы таблиц для документирования данных при нестационарности выбросов, приведенные в Приложении № 1. После выполнения всех процедур по фиксации нестационарности необходимо использовать количественный критерий фиксации режимов нестационарности при инструментальных измерениях. Этот критерий приведен в МП-2012, апробирован и применяется при проведении инвентаризации выбросов на многих предприятиях.
На основании полученных значений выбросов по каждому измерению оценивается возможный эффект нестационарности работы технологического оборудования:
Рассчитанные значения выбросов отличаются между собой более чем на 50 % |
Работу данного оборудования необходимо разделить на несколько режимов, на каждом из которых будут выполняться инструментальные измерения и рассчитываться соответствующие средние значения выбросов. За максимальный выброс принимается наибольшее среднее значение из значений, полученных на разных режимах. Валовый выброс рассчитывается исходя из средних значений выброса и времени работы оборудования на каждом режиме |
Рассчитанные значения выбросов отличаются между собой менее чем на 50 % |
За максимальное значение выброса принимается среднее значение, рассчитанное по ряду проведенных измерений |
Требования при проведении инвентаризации выбросов
При проведении инвентаризации выбросов необходимо учитывать ряд требований, позволяющих получать более достоверную информацию, необходимую в дальнейшем при проведении расчетов рассеивания выбросов в атмосферном воздухе и установлении НДВ.
Основные требования при проведении инвентаризации выбросов:
• определение параметров ИЗАВ должно осуществляться при регламентной загрузке технологического оборудования и нормальных условиях эксплуатации газоочистных установок;
• параметры ИЗАВ следует фиксировать и на основных режимах работы технологического оборудования (установки), и на стадиях технологических процессов;
• результат определения разового значения каждого параметра газовоздушной смеси (далее — ГВС) и других параметров, описывающих режим выброса загрязняющих веществ из ИЗАВ, должен характеризовать среднее за 20-минутный интервал времени значение этого параметра.
Выбор метода инвентаризации выбросов
Инвентаризация выбросов проводится инструментальными и расчетными методами (п. 2 ст. 22 Закона № 96-ФЗ). Таким образом, при проведении инвентаризации могут в одинаковой степени применяться эти два метода. Вместе с тем п. 17 Порядка № 871 нарушает это законодательное положение, т.к. в нем указано, что для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы.
К сведению
По мнению автора статьи, при выборе метода инвентаризации выбросов организованных источников следует исходить из значимости источника по воздействию его выбросов на атмосферный воздух жилых зон и территорий, к которым предъявляются повышенные экологические требования.
[1] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.
[2] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).