Уже четвертый год подряд государство предоставляет природопользователям различные меры поддержки, одной из которых является продление сроков действия разрешительной документации, в т.ч. на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Вместе с тем зачастую данная льгота приводит к дополнительным рискам для природопользователей.
В статье рассмотрим, какими могут быть риски при продлении разрешений, в т.ч. в пределах лимитов, в отношении объектов I категории, и как их избежать.
Лимиты на выбросы и сбросы до сроков получения КЭР
Переходными положениями Закона № 219-ФЗ[1] для лиц, эксплуатирующих объекты I категории, до сроков получения КЭР[2] (т.е. фактически до 01.01.2025) предусмотрено право оформлять разрешения на выбросы, сбросы.
Разрешениями устанавливаются НДВ, НДС[3], при соблюдении которых обеспечивается соответствие требованиям в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения НДВ, НДС разрешениями устанавливаются лимиты на выбросы, сбросы, но только при наличии согласованных государственными органами планов снижения выбросов, сбросов. Разрешения в пределах лимитов действуют только в период реализации указанных планов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов. Такие разрешения выдаются сроком на один год с возможностью ежегодного продления на основании представления, в т.ч., документов, подтверждающих выполнение предусмотренных планом мероприятий и достижение установленных планом показателей уменьшения выбросов, сбросов.
Преимущество льготы по продлению
В качестве мер поддержки природопользователей, эксплуатирующих объекты I категории, Правительством РФ с 2020 г. предусмотрено[4] ежегодное (каждый раз на 12 месяцев) автоматическое продление сроков действия разрешений на выбросы и сбросы, в т.ч. в пределах лимитов.
Государственные органы вносят сведения в реестр разрешений, не принимая при этом какие-либо акты и не внося изменения в бумажные носители. Природопользователям не нужно обращаться в государственные органы для продления, представлять документы, в т.ч. обосновывающие выполнение мероприятий плана и достижение предусмотренных показателей выбросов и сбросов.
Соответственно, нет рисков отказа в продлении, разрывов в сроках действия разрешительной документации, негативных последствий, связанных с отсутствием разрешений.
Продление лимитов без продления планов
Одна из проблем предоставленной льготы заключается в том, что при продлении сроков действия лимитов на выбросы и сбросы продление сроков мероприятий планов, под условием реализации которых выдаются лимиты, Правительством РФ не предусмотрено.
Исключение сделано только для организаций, осуществляющих водоотведение в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 13.06.2023), т.е. водоканалов и предприятий, выполняющих их функции. Для них сроки завершения мероприятий, окончание которых предусмотрено планами снижения выбросов и сбросов в период с 24.02.2022 по 31.12.2027, продлеваются, но только однократно на 12 месяцев.
Продление лимитов не снимает обязанности выполнения планов
Если срок действия плана закончился или по каким-то причинам мероприятия плана не могут быть выполнены (например, распространенная ситуация: перебои поставок необходимых средств и оборудования), легитимность продления лимитов вызывает большие сомнения.
Кроме того, нередки случаи, когда природопользователи, ежегодно пользуясь льготой автоматического продления, попросту забывают о необходимости реализации плана, раз отчитываться по нему для продления лимитов не нужно.
Обратите внимание
Льгота по продлению лимитов не снимает обязанности по выполнению планов и достижению предусмотренных в них показателей уменьшения выбросов и сбросов в установленные в них сроки.
Невыполнение плана — плата с коэффициентом 100
Основной риск невыполнения мероприятий плана — пересчет платы за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, превышающие НДВ, НДС, с применением коэффициента 100.
Такие требования могут быть предъявлены Росприроднадзором в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планами[5].
Далее ответили на вопросы о том, когда льгота по продлению не пригодится и сколько раз можно продлевать разрешения.
[1] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.03.2022).
[2] Комплексное экологическое разрешение.
[3] Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.
[4] См. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020–2022 годах» (в ред. от 29.12.2021); Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (в ред. от 13.06.2023).
[5] Пункт 9 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).