Отдаем журнал бесплатно!

Продление разрешений: как избежать рисков

Уже четвертый год подряд государство предоставляет природопользователям различные меры поддержки, одной из которых является продление сроков действия разрешительной документации, в т.ч. на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Вместе с тем зачастую данная льгота приводит к дополнительным рискам для природопользователей.
В статье рассмотрим, какими могут быть риски при продлении разрешений, в т.ч. в пределах лимитов, в отношении объектов
I категории, и как их избежать.

Лимиты на выбросы и сбросы до сроков получения КЭР 

Переходными положениями Закона № 219-ФЗ[1] для лиц, эксплуатирующих объекты I категории, до сроков получения КЭР[2] (т.е. фактически до 01.01.2025) предусмотрено право оформлять разрешения на выбросы, сбросы.

Разрешениями устанавливаются НДВ, НДС[3], при соблюдении которых обеспечивается соответствие требованиям в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения НДВ, НДС разрешениями устанавливаются лимиты на выбросы, сбросы, но только при наличии согласованных государственными органами планов снижения выбросов, сбросов. Разрешения в пределах лимитов действуют только в период реализации указанных планов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов. Такие разрешения выдаются сроком на один год с возможностью ежегодного продления на основании представления, в т.ч., документов, подтверждающих выполнение предусмотренных планом мероприятий и достижение установленных планом показателей уменьшения выбросов, сбросов.

Преимущество льготы по продлению

В качестве мер поддержки природопользователей, эксплуатирующих объекты I категории, Правительством РФ с 2020 г. предусмотрено[4] ежегодное (каждый раз на 12 месяцев) автоматическое продление сроков действия разрешений на выбросы и сбросы, в т.ч. в пределах лимитов.

Государственные органы вносят сведения в реестр разрешений, не принимая при этом какие-либо акты и не внося изменения в бумажные носители. Природопользователям не нужно обращаться в государственные органы для продления, представлять документы, в т.ч. обосновывающие выполнение мероприятий плана и достижение предусмотренных показателей выбросов и сбросов.

Соответственно, нет рисков отказа в продлении, разрывов в сроках действия разрешительной документации, негативных последствий, связанных с отсутствием разрешений.

Продление лимитов без продления планов

Одна из проблем предоставленной льготы заключается в том, что при продлении сроков действия лимитов на выбросы и сбросы продление сроков мероприятий планов, под условием реализации которых выдаются лимиты, Правительством РФ не предусмотрено.

Исключение сделано только для организаций, осуществляющих водоотведение в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 13.06.2023), т.е. водоканалов и предприятий, выполняющих их функции. Для них сроки завершения мероприятий, окончание которых предусмотрено планами снижения выбросов и сбросов в период с 24.02.2022 по 31.12.2027, продлеваются, но только однократно на 12 месяцев.

Продление лимитов не снимает обязанности выполнения планов 

Если срок действия плана закончился или по каким-то причинам мероприятия плана не могут быть выполнены (например, распространенная ситуация: перебои поставок необходимых средств и оборудования), легитимность продления лимитов вызывает большие сомнения.

Кроме того, нередки случаи, когда природопользователи, ежегодно пользуясь льготой автоматического продления, попросту забывают о необходимости реализации плана, раз отчитываться по нему для продления лимитов не нужно.

Обратите внимание
Льгота по продлению лимитов не снимает обязанности по выполнению планов и достижению предусмотренных в них показателей уменьшения выбросов и сбросов в установленные в них сроки.

Невыполнение плана — плата с коэффициентом 100 

Основной риск невыполнения мероприятий плана — пересчет платы за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, превышающие НДВ, НДС, с применением коэффициента 100.

Такие требования могут быть предъявлены Росприроднадзором в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планами[5].

Далее ответили на вопросы о том, когда льгота по продлению не пригодится и сколько раз можно продлевать разрешения.


[1] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.03.2022).

[2] Комплексное экологическое разрешение.

[3] Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.

[4] См. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020–2022 годах» (в ред. от 29.12.2021); Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (в ред. от 13.06.2023).

[5] Пункт 9 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).


 

С.В. Кузьмичева (заместитель генерального директора ООО «Юридический центр промышленной экологии», член Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (секция «Водопользование и мелиорация»), эколог-аудитор, судебный эксперт в экологии, член НТС Росприроднадзора), Д.И. Акперов (главный юрист ООО «Юридический центр промышленной экологии»)

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Продление разрешений: как избежать рисков

Уже четвертый год подряд государство предоставляет природопользователям различные меры поддержки, одной из которых является продление сроков действия разрешительной документации, в т.ч. на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Вместе с тем зачастую данная льгота приводит к дополнительным рискам для природопользователей.
В статье рассмотрим, какими могут быть риски при продлении разрешений, в т.ч. в пределах лимитов, в отношении объектов
I категории, и как их избежать.

Лимиты на выбросы и сбросы до сроков получения КЭР 

Переходными положениями Закона № 219-ФЗ[1] для лиц, эксплуатирующих объекты I категории, до сроков получения КЭР[2] (т.е. фактически до 01.01.2025) предусмотрено право оформлять разрешения на выбросы, сбросы.

Разрешениями устанавливаются НДВ, НДС[3], при соблюдении которых обеспечивается соответствие требованиям в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения НДВ, НДС разрешениями устанавливаются лимиты на выбросы, сбросы, но только при наличии согласованных государственными органами планов снижения выбросов, сбросов. Разрешения в пределах лимитов действуют только в период реализации указанных планов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов. Такие разрешения выдаются сроком на один год с возможностью ежегодного продления на основании представления, в т.ч., документов, подтверждающих выполнение предусмотренных планом мероприятий и достижение установленных планом показателей уменьшения выбросов, сбросов.

Преимущество льготы по продлению

В качестве мер поддержки природопользователей, эксплуатирующих объекты I категории, Правительством РФ с 2020 г. предусмотрено[4] ежегодное (каждый раз на 12 месяцев) автоматическое продление сроков действия разрешений на выбросы и сбросы, в т.ч. в пределах лимитов.

Государственные органы вносят сведения в реестр разрешений, не принимая при этом какие-либо акты и не внося изменения в бумажные носители. Природопользователям не нужно обращаться в государственные органы для продления, представлять документы, в т.ч. обосновывающие выполнение мероприятий плана и достижение предусмотренных показателей выбросов и сбросов.

Соответственно, нет рисков отказа в продлении, разрывов в сроках действия разрешительной документации, негативных последствий, связанных с отсутствием разрешений.

Продление лимитов без продления планов

Одна из проблем предоставленной льготы заключается в том, что при продлении сроков действия лимитов на выбросы и сбросы продление сроков мероприятий планов, под условием реализации которых выдаются лимиты, Правительством РФ не предусмотрено.

Исключение сделано только для организаций, осуществляющих водоотведение в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 13.06.2023), т.е. водоканалов и предприятий, выполняющих их функции. Для них сроки завершения мероприятий, окончание которых предусмотрено планами снижения выбросов и сбросов в период с 24.02.2022 по 31.12.2027, продлеваются, но только однократно на 12 месяцев.

Продление лимитов не снимает обязанности выполнения планов 

Если срок действия плана закончился или по каким-то причинам мероприятия плана не могут быть выполнены (например, распространенная ситуация: перебои поставок необходимых средств и оборудования), легитимность продления лимитов вызывает большие сомнения.

Кроме того, нередки случаи, когда природопользователи, ежегодно пользуясь льготой автоматического продления, попросту забывают о необходимости реализации плана, раз отчитываться по нему для продления лимитов не нужно.

Обратите внимание
Льгота по продлению лимитов не снимает обязанности по выполнению планов и достижению предусмотренных в них показателей уменьшения выбросов и сбросов в установленные в них сроки.

Невыполнение плана — плата с коэффициентом 100 

Основной риск невыполнения мероприятий плана — пересчет платы за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, превышающие НДВ, НДС, с применением коэффициента 100.

Такие требования могут быть предъявлены Росприроднадзором в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планами[5].

Далее ответили на вопросы о том, когда льгота по продлению не пригодится и сколько раз можно продлевать разрешения.


[1] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.03.2022).

[2] Комплексное экологическое разрешение.

[3] Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.

[4] См. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020–2022 годах» (в ред. от 29.12.2021); Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (в ред. от 13.06.2023).

[5] Пункт 9 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).


 

С.В. Кузьмичева (заместитель генерального директора ООО «Юридический центр промышленной экологии», член Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (секция «Водопользование и мелиорация»), эколог-аудитор, судебный эксперт в экологии, член НТС Росприроднадзора), Д.И. Акперов (главный юрист ООО «Юридический центр промышленной экологии»)

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам