Законом № 7-ФЗ[1] установлено, что при осуществлении деятельности на объектах I–III категорий необходима разработка и утверждение программы ПЭК. При этом наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся в соответствии с утвержденным планом-графиком. В статье рассмотрим один из подходов к составлению данного плана-графика.
Правовое регулирование
Впервые про мониторинг и составление плана-графика проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха заговорили в рамках утвержденных требований к содержанию программы ПЭК[2] в 2018 году, после вступления в силу Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74[3]. В настоящее время документ утратил силу, и с 25.02.2022 мы работаем по Приказу № 109[4].
В подп. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядков и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом № 109, указано, что подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать план-график наблюдений с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений для объектов, включенных в перечень, предусмотренный п. 3 ст. 23 Закона № 96-ФЗ[5]. В соответствии с данным пунктом территориальные органы Росприроднадзора совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг.
Согласно п. 7 Положения о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды[6] Росгидромет при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует с Росприроднадзором в части использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), результатов производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, а также по вопросам установления и пересмотра перечня объектов.
Следует отметить, что на сегодняшний день законодательством в области охраны атмосферного воздуха не предусмотрено установление критериев определения объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг и в своих письмах-ответах территориальные органы Росприроднадзора это поясняют.
Так, например, Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора формирует перечни объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг в рамках ПЭК в соответствии с нормами действующего законодательства РФ. В письме Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.06.2023 № ГЧ-03-8226 используется следующая логика:
В соответствии с подп. 9.1.5 Приложения 1 к Приказу № 109 план-график наблюдений содержит:
· адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;
· перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;
· методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
· периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
На основании этого территориальный отдел Росприроднадзора отмечает, что согласно действующему законодательству РФ в области охраны окружающей среды алгоритм осуществления мониторинга в рамках проведения ПЭК определяется самим хозяйствующим субъектом в зависимости от состава и характера выбросов, а также расположения объекта НВОС.
На вопрос, каким нормативным правовым актом установлены критерии для включения объектов, оказывающих НВОС, в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг, Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в указанном письме отвечает следующее.
Статьей 1 Закона № 96-ФЗ определено, что норматив качества окружающей среды для атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует НВОС; качество атмосферного воздуха — совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и нормативам качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
В соответствии с подп. 2.1 ст. 12 Закона № 96-ФЗ при определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утвержденные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273 (далее — Методы расчетов рассеивания).
Согласно п. 28 Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581[7], с использованием Методов расчетов рассеивания для расчетной области определяются:
· характеризующее воздействие объекта НВОС распределение в атмосферном воздухе концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых совокупностью стационарных источников объекта НВОС;
· суммарное загрязнение атмосферного воздуха, формируемое воздействием объекта НВОС с учетом фонового уровня загрязнения в районе расположения объекта НВОС.
На основании вышеизложенного порядок определения размера зоны воздействия объекта НВОС отражен в Методах расчетов рассеивания, Методике № 581.
Таким образом, алгоритм осуществления мониторинга юридическое лицо может определить самостоятельно в зависимости от состава и характера выбросов, а также расположения объекта НВОС в соответствии с размером его зоны воздействия.
На момент выхода Приказа № 74 практически ни в одном субъекте страны такие перечни объектов не существовали. И в разъяснениях государственных органов о заполнении подраздела «План-график наблюдений» программы ПЭК чаще всего указывалось, что на момент разработки программы ПЭК перечень, предусмотренный п. 3 ст. 23 Закона № 96-ФЗ, на территории субъекта федерации не утвержден. Так было до момента, пока территориальные органы Росприроднадзора не стали размещать списки с юридическими лицами, обязанными осуществлять мониторинг, на своих сайтах.
[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023).
[2] Производственный экологический контроль.
[3] Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (утратил силу 01.09.2022 на основании Приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109).
[4] Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядков и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (в ред. от 24.03.2024).
[5] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.06.2023).
[6] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» (в ред. от 14.03.2024).
[7] Далее — Методика № 581.