Отдаем журнал бесплатно!

Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства

Климатическое законодательство в России в настоящее время находится в стадии формирования. Данное направление представлено большим количеством программных и стратегических документов, регулярно поручающих правительству «создать и разработать».

Однако уже приняты и рабочие документы, обязывающие участников климатического регулирования совершать определенные действия.

Рассмотрим перечень документов, составляющих основу климатического законодательства, и поговорим о том, на что следует обратить особое внимание.

Нормативная база

Основным законом рассматриваемой подотрасли является Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее — Закон № 296-ФЗ).

Среди основных рабочих документов Правительства РФ:

• Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 № 2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов» (далее — Распоряжение № 2979-р);

• Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 № 355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям» (далее — Постановление № 355);

• Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 № 707 «Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. от 29.10.2022; далее — Постановление № 707);

• Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов».

Среди рабочих нормативных правовых актов министерств и ведомств можно выделить Приказ Минприроды России от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов» (далее — Приказ № 371).

Это наиболее важная часть документов, принятых в климатической отрасли и устанавливающих обязывающие требования. Также активно разрабатываются и принимаются в данной сфере ГОСТы.

Основные положения нормативной базы

В статье 3 Закона № 296-ФЗ изложены принципы ограничения выбросов парниковых газов:

2) обязательность регулярного представления регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов;

3) обязательность выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;

4) добровольность реализации климатических проектов.

Согласно ст. 4 Закона № 296-ФЗ меры по ограничению выбросов парниковых газов включают:

1) государственный учет выбросов парниковых газов;

2) установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;

3) поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов.

Нюансы реализации данных положений прописаны в следующих статьях Закона № 296-ФЗ.

Учет выбросов, согласно ст. 8 Закона № 296-ФЗ, осуществляется в форме реестра парниковых газов и ведется в отношении парниковых газов, определяемых Правительством РФ (на сегодняшний день это Распоряжение № 2979-р). В перечне регулируемых веществ Распоряжения № 2979-р содержится 7 позиций: CO2, CH4, №2O, SF6, гидрофторуглероды (19 наименований веществ), перфторуглероды (9 наименований веществ), №F3.

Целевые показатели определяются в соответствии со ст. 6 Закона № 296-ФЗ:

1. Целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках целеполагания на федеральном уровне, с учетом поглощения парниковых газов в лесах и иных естественных экологических системах и исходя из необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации.

2. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей применяемых технологий, объема инвестиций, выручки от реализации товаров, работ, услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствующей отрасли экономики Российской Федерации.

Климатические проекты, согласно ст. 9 Закона № 296-ФЗ, регулируются ведомственными актами, а их верификация и поддержка — Правительством РФ.

Законом № 296-ФЗ введен механизм выпуска и обращения углеродных единиц в целях стимулирования проведения мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов, в результате которых происходят извлечение из атмосферного воздуха парниковых газов и их накопление в других компонентах природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектах.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе проводить такие мероприятия — реализовывать климатические проекты.

Результаты реализации климатических проектов (в виде отчета о реализации климатического проекта) подлежат верификации. После верификации отчета возможен выпуск в обращение углеродных единиц, равнозначных результатам реализации проекта.

Тема реестра углеродных единиц и их обращения раскрывается в ст. 10 и 11 Закона № 296-ФЗ.

Установлен следующий механизм обращения углеродных единиц.

• Создается реестр углеродных единиц, куда включаются сведения о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц.

• Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в реестре углеродных единиц.

• Передача углеродных единиц иному лицу осуществляется на основании распоряжения владельца счета посредством списания углеродных единиц с его счета и зачисления на счет приобретателя углеродных единиц.

• Углеродные единицы могут использоваться для зачета их в целях уменьшения углеродного следа.

Стоит отметить, что реестр углеродных единиц заработал[1] и в нем на конец мая 2024 года числится 24 зарегистрированных климатических проекта.

 

 

[1] См.: carbonreg.ru.

А.Г. Дудникова,
заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ»
А.А. Самохина,
начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства

Климатическое законодательство в России в настоящее время находится в стадии формирования. Данное направление представлено большим количеством программных и стратегических документов, регулярно поручающих правительству «создать и разработать».

Однако уже приняты и рабочие документы, обязывающие участников климатического регулирования совершать определенные действия.

Рассмотрим перечень документов, составляющих основу климатического законодательства, и поговорим о том, на что следует обратить особое внимание.

Нормативная база

Основным законом рассматриваемой подотрасли является Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее — Закон № 296-ФЗ).

Среди основных рабочих документов Правительства РФ:

• Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 № 2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов» (далее — Распоряжение № 2979-р);

• Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 № 355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям» (далее — Постановление № 355);

• Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 № 707 «Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. от 29.10.2022; далее — Постановление № 707);

• Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов».

Среди рабочих нормативных правовых актов министерств и ведомств можно выделить Приказ Минприроды России от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов» (далее — Приказ № 371).

Это наиболее важная часть документов, принятых в климатической отрасли и устанавливающих обязывающие требования. Также активно разрабатываются и принимаются в данной сфере ГОСТы.

Основные положения нормативной базы

В статье 3 Закона № 296-ФЗ изложены принципы ограничения выбросов парниковых газов:

2) обязательность регулярного представления регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов;

3) обязательность выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;

4) добровольность реализации климатических проектов.

Согласно ст. 4 Закона № 296-ФЗ меры по ограничению выбросов парниковых газов включают:

1) государственный учет выбросов парниковых газов;

2) установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;

3) поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов.

Нюансы реализации данных положений прописаны в следующих статьях Закона № 296-ФЗ.

Учет выбросов, согласно ст. 8 Закона № 296-ФЗ, осуществляется в форме реестра парниковых газов и ведется в отношении парниковых газов, определяемых Правительством РФ (на сегодняшний день это Распоряжение № 2979-р). В перечне регулируемых веществ Распоряжения № 2979-р содержится 7 позиций: CO2, CH4, №2O, SF6, гидрофторуглероды (19 наименований веществ), перфторуглероды (9 наименований веществ), №F3.

Целевые показатели определяются в соответствии со ст. 6 Закона № 296-ФЗ:

1. Целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках целеполагания на федеральном уровне, с учетом поглощения парниковых газов в лесах и иных естественных экологических системах и исходя из необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации.

2. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей применяемых технологий, объема инвестиций, выручки от реализации товаров, работ, услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствующей отрасли экономики Российской Федерации.

Климатические проекты, согласно ст. 9 Закона № 296-ФЗ, регулируются ведомственными актами, а их верификация и поддержка — Правительством РФ.

Законом № 296-ФЗ введен механизм выпуска и обращения углеродных единиц в целях стимулирования проведения мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов, в результате которых происходят извлечение из атмосферного воздуха парниковых газов и их накопление в других компонентах природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектах.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе проводить такие мероприятия — реализовывать климатические проекты.

Результаты реализации климатических проектов (в виде отчета о реализации климатического проекта) подлежат верификации. После верификации отчета возможен выпуск в обращение углеродных единиц, равнозначных результатам реализации проекта.

Тема реестра углеродных единиц и их обращения раскрывается в ст. 10 и 11 Закона № 296-ФЗ.

Установлен следующий механизм обращения углеродных единиц.

• Создается реестр углеродных единиц, куда включаются сведения о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц.

• Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в реестре углеродных единиц.

• Передача углеродных единиц иному лицу осуществляется на основании распоряжения владельца счета посредством списания углеродных единиц с его счета и зачисления на счет приобретателя углеродных единиц.

• Углеродные единицы могут использоваться для зачета их в целях уменьшения углеродного следа.

Стоит отметить, что реестр углеродных единиц заработал[1] и в нем на конец мая 2024 года числится 24 зарегистрированных климатических проекта.

 

 

[1] См.: carbonreg.ru.

А.Г. Дудникова,
заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ»
А.А. Самохина,
начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам