1 августа 2014 г., как и ожидалось, вступили в силу Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности» (далее — Постановление № 712) и Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — Приказ № 792).
Напомним, что с 1 августа 2014 г. перестало действовать Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», а также вступили в силу новые Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I–IV классов опасности , утвержденные Постановлением № 712.
Кроме того, Приказом Ростехнадзора от 27.03.2014 № 125 в целях приведения нормативных правовых актов Ростехнадзора в соответствие с законодательством Российской Федерации с 1 августа 2014 г. признается утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».
Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО-2014).
В Приказе Росприроднадзора от 01.08.2014 № 479 (далее — Приказ № 479) приведен перечень объектов размещения отходов, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО).
Таким образом, было устранено несоответствие введенной в начале 2009 г. Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» терминологии при заполнении формы паспорта на отходы (словосочетание «опасные отходы» было заменено на «отходы I–IV класса опасности»), а Росприроднадзор на своем официальном сайте объявил о том, что государственная функция по ведению государственного кадастра отходов теперь будет осуществляться данной Федеральной службой в полном объеме.
«НЕУДОБСТВА» ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Несмотря на то что государственным органам и собственникам отходов был дан год на подготовку к грядущим изменениям, безболезненно адаптироваться к новому законодательству не получится ни у тех, ни у других.
Во-первых, всех волнует вопрос: что делать с ранее выданными документами в области обращения с отходами, которые теперь не соответствуют действующему законодательству? Для ответа на этот вопрос Минприроды России и Росприроднадзор опубликовали ряд разъясняющих писем, согласно которым ранее выданные документы продолжат свое действие в течение указанного в них срока и в переоформлении не нуждаются. Кроме того, руководство и ответственные исполнители Отдела надзора и регулирования в области обращения с отходами Центрального аппарата Росприроднадзора охотно дают разъяснения по телефону в отношении всех вновь принятых документов. Из этих консультаций также следует, что ранее выданные паспорта, лицензии, документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) переоформлять не требуется.
Однако, как известно, письма не являются нормативными актами. Как показывает практика, изначально выбранная позиция государственных органов впоследствии может существенно измениться. Поэтому большинство законопослушных природопользователей в настоящий момент стремятся как можно более оперативно направить в Росприроднадзор вновь оформленные паспорта отходов.
В августе Росприроднадзор направил в свои территориальные органы поручение[1] на период отсутствия нормативного правового акта, регулирующего порядок организации работ по отнесению отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности для окружающей среды, передавать все поступившие материалы обоснования класса опасности отходов (независимо от того, зарегистрирован отход в ФККО или нет) на проверку в ФБУ «ФЦАО»[2].
Во-вторых, многих природопользователей в настоящее время интересует вопрос: как быть с ранее направленными в Росприроднадзор документами, по которым до 1 августа 2014 г. не было принято решение о согласовании? Особенно этот вопрос волнует тех, кто направил или подготовил к отправке в Росприроднадзор проекты НООЛР в больших количествах (например, проекты НООЛР для многочисленных филиалов одной организации). Со слов тех же сотрудников Росприроднадзора, опасаться нечего: все представленные на согласование до 1 августа 2014 г. документы будут рассмотрены в полном объеме, а ответственный исполнитель территориального органа Росприроднадзора самостоятельно «конвертирует» отходы в выдаваемом заявителю документе об утверждении НООЛР. Таким образом, проекты НООЛР, попавшие к исполнителю Росприроднадзора, владеющему позицией центрального аппарата данной Федеральной службы, будут содержать старые наименования, коды и классы опасности отходов, а выданные документы об утверждении НООЛР — новые сведения. Одновременно с этим ожидается, что некоторые заявители получат уведомление о необходимости переоформления представленных на согласование документов или отказы по формальным признакам[3].
Здесь следует отметить, что идентификация отходов с использованием опубликованного Росприроднадзором конвертера в связи с внесенными изменениями — задача не из простых. Основные вопросы скорее всего вызовут следующие моменты:
- в ФККО-2014 отсутствует отход «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный крупногабаритный»;
- «Резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства», имевшие ранее код 5750010113005, в ФККО-2014 разделены на 2 группы, включающие по 2 наименования отхода каждая;
- все отходы масел, за исключением трансмиссионных (коды по отмененному ФККО: 5410020102033; 5410020202033; 5410020302033; 5410020402033; 5410020502033), теперь разделены на 2 отхода — минеральные и синтетические.
Также ФККО-2014 существенно расширен в сравнении с ранее действующим каталогом и в настоящее время содержит порядка 800 отходов.
В-третьих, для большинства заявителей абсолютной неожиданностью стал перечень объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО, утвержденный Приказом № 479. На сегодняшний день в ГРОРО не внесено большинство объектов, на которых ранее допускалось размещать отходы и с которыми у многих собственников отходов имеются действующие договоры.
Перечень объектов размещения отходов Московской области, внесенных в ГРОРО |
||||
---|---|---|---|---|
№ п/п |
№ объекта |
Наименование объекта размещения отходов |
Ближайший населенный пункт |
Наименование эксплуатирующей организации |
1 |
50-00001-З-00479-010814 |
Полигон ТБО «Озеры» |
г. Озеры |
ООО «Экотех», Московская область, г. Озеры, ул. Коллективная, д. 1Ж |
2 |
50-00002-З-00479-010814 |
Полигон ТБО «Тимохово» |
д. Тимохово |
ОАО «Полигон Тимохово», 142400, Московская область, г. Ногинск, ул. 3-го Интернационала, дом 92 |
3 |
50-00003-З-00479-010814 |
Полигон ТБО «Каргашино» |
д. Каргашино |
МУП «Полигон», 141004, Московская область, г. Мытищи, ул. Силикатная, д. 16, В |
4 |
50-00004-З-00479-010814 |
Полигон ТБО «Малая Дубна» |
д. Малая Дубна |
МУП города Орехово-Зуево «Орехово-Зуевское городское предприятие коммунального хозяйства и благоустройства», Московская область, г. Орехово-Зуево, Малодубненское ш., д. 4 |
Пунктом 19 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом № 792, установлен 10-дневный срок рассмотрения территориальными органами Росприроднадзора поступивших от заявителей материалов. Согласно п. 20 данного Порядка Росприроднадзор обязан в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора, рассмотреть указанную информацию, присвоить номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принять правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц. Срок подготовки представления информации в центральный аппарат Росприроднадзора территориальным органом не установлен. В связи с этим остается открытым вопрос: сколько же фактически понадобится времени для регистрации новых объектов в ГРОРО?
В-четвертых, изменение наименований отходов, как известно, не относится к числу оснований для переоформления лицензии. В связи с этим непонятно, как следует поступить организациям, осуществляющим деятельность по размещению и обезвреживанию отходов, которым были выданы бессрочные лицензии: получать новую или пользоваться имеющейся и ежегодно объяснять своим заказчикам, какие именно отходы имеются в виду под перечисленными в их лицензиях отходами.
В-пятых, остается открытым следующий вопрос: какие наименования отходов — новые или старые — указывать в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду?[4]
В данной статье перечислена лишь часть вопросов, которые могут возникнуть или уже возникли у природопользователей в связи со вступлением в силу новых документов в области обращения с отходами. Надеемся, что с течением времени большая часть рассмотренных вопросов будет решена. Но, к сожалению, существует вероятность того, что новый порядок ведения государственного кадастра отходов не облегчит работу природопользователей, а будет вызывать все новые и новые вопросы.
[1] Письмо от 08.08.2014 № ВК-03-04-36/12086 за подписью В.В. Кириллова.
[2] Подведомственное Росприроднадзору Федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия», в которое, согласно утратившему силу Приказу Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570, территориальными органами Росприроднадзора ранее направлялись на проверку материалы по паспортизации отходов, не зарегистрированных в ФККО.
[3] До настоящего времени не принят соответствующий административный регламент, в котором были бы четко прописаны основания для отказа в выдаче документов об утверждении НООЛР. Проект Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был размещен 25.06.2012 по адресу http://rpn.gov.ru/node/6436 и по состоянию на 22.08.2014 не был утвержден.
[4] То же касается и представления расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду с использованием «Модуля природопользователя» (прим. редакции).