Одной из привилегий, предусмотренных природоохранным законодательством для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП), является освобождение от обязанности разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР).
Вместо необходимости разработки и утверждения НООЛР законодатель предписывает СМСП представлять в уполномоченные госорганы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, которая, по сути, выполняет роль лимитов на размещение отходов, устанавливаемых постфактум, т.к. отчетность представляется за прошедший отчетный период (год), «устанавливая» (формализуя установление) тем самым лимиты на размещение отходов на минувший год.
В последнее время начинает развиваться неординарная правоприменительная практика, связанная с особым подходом территориальных органов Росприроднадзора к вопросу о том, для какого периода представляемая СМСП отчетность является заменой лимитов на размещение отходов:
1) для минувшего периода (отчетного года), за который представляется отчетность;
2) для будущего периода (следующего года), в начале которого представляется отчетность.
И хотя природопользователям последний подход кажется абсурдным, для органов госэконадзора несогласие СМСП не выступает препятствием для активного внедрения подхода в жизнь.
Постараемся разобраться, почему формирование подобной позиции стало возможным (в условиях неизменности соответствующих требований в области обращения с отходами).