Ключевые вопросы
Кто должен разрабатывать программу повышения экологической эффективности?
В отношении каких веществ разрабатывается программа?
Какие сведения указываются в программе и что относится к обосновывающим материалам?
Как оформить программу?
Мероприятия в рамках программы повышения экологической эффективности
Программа повышения экологической эффективности (далее — ППЭЭ) в обязательном порядке разрабатывается и утверждается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов (далее — НДВ, НДС, ТН) на период поэтапного достижения таких нормативов[1].
ППЭЭ включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
Для установления временно разрешенных выбросов, сбросов ППЭЭ включает в себя показатели и график поэтапного снижения НВОС.
Согласно действующей редакции ст. 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ в ППЭЭ включаются также мероприятия, предусмотренные п. 4 ст. 17 данного Федерального закона.
При этом 01.11.2019 вступит в силу новая редакция[2] ст. 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которой в ППЭЭ будут включаться также мероприятия, предусмотренные подп. 1–3 п. 4 ст. 17, и могут быть включены мероприятия, предусмотренные подп. 4 п. 4 ст. 17 данного Федерального закона.
Федеральный закон № 7-ФЗ (в настоящей редакции) |
Федеральный закон № 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.11.2019) |
Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды
[…] 4. Государственная поддержка в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи осуществляется при реализации следующих мероприятий: 1) внедрение наилучших доступных технологий; 2) проектирование, строительство, реконструкция: систем оборотного и бессточного водоснабжения; централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод; сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного нефтяного газа[3]; 3) установка: оборудования по улучшению режимов сжигания топлива; оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления; автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды. […] |
Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды
[…] 4. Государственная поддержка в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи осуществляется при реализации следующих мероприятий: 1) внедрение наилучших доступных технологий; 2) проектирование, строительство, реконструкция: систем оборотного и бессточного водоснабжения; централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод; сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух; 3) установка: оборудования по улучшению режимов сжигания топлива; оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления; автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды; 4) обеспечение полезного использования попутного нефтяного газа. […] |
В ППЭЭ не включаются мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения.
Срок реализации ППЭЭ не может превышать 7 лет и не подлежит продлению, за исключением некоторых случаев (например, для градообразующих и ряда других предприятий срок реализации ППЭЭ не может превышать 14 лет).
Утверждение и согласование программы
Проект ППЭЭ до ее утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежит одобрению межведомственной комиссией, которая создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и в состав которой включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации[4]. С 01.11.2019 в состав межведомственной комиссии будут входить также представители общественных и экспертных организаций.
Проект ППЭЭ размещается Росприроднадзором на его официальном сайте в Интернете. Программа рассматривается в течение 4 месяцев.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении ППЭЭ в уполномоченный орган государственной власти.
Порядок разработки программы
Правила разработки ППЭЭ долгое время не были установлены — Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 666, утвердивший Правила разработки программы повышения экологической эффективности (далее — Правила № 666), был зарегистрирован в Минюсте России только 19.07.2019.
Согласно Правилам № 666 ППЭЭ разрабатывается в случае невозможности соблюдения ТН, а также НДВ и (или) НДС веществ I, II классов опасности при наличии таких веществ в выбросах, сбросах на период поэтапного достижения указанных нормативов на объектах I категории, а также на объектах II категории в случаях, предусмотренных п. 12 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ, в ходе подготовки заявки на получение (пересмотр) комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).
Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение
[…]
12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям[5] вправе получить комплексное экологическое разрешение.
[…]
Важное уточнение: ППЭЭ не разрабатывается в ходе подготовки заявки на получение КЭР для строящихся и планируемых к вводу в эксплуатацию объектов I категории.
ППЭЭ разрабатывается на объект НВОС по результатам сопоставления технологических показателей, характеризующих каждую из применяемых на объекте технологий, с показателями наилучших доступных технологий (далее — НДТ), описанных в соответствующих справочниках НДТ, а также сопоставления НДВ, НДС веществ I, II классов опасности, рассчитанных для каждого источника выбросов, сбросов, с фактическими величинами выбросов, сбросов указанных веществ.
ТН разрабатываются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I категории, и устанавливаются комплексным экологическим разрешением на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей НДТ. Технологические показатели НДТ утверждаются нормативными документами в области охраны окружающей среды (пп. 1–3 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ).
Технологические показатели НДТ по разным отраслям промышленности установлены на законодательном уровне в виде ряда приказов[6]. Данные показатели были включены в нормативные документы на основе информации, содержащейся в справочниках НДТ.
На основании технологических показателей, привязанных к единице времени или единице производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги, будут рассчитываться ТН.
Правовое регулирование
Правила разработки технологических нормативов (далее — Правила № 89) утверждены Приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89[7].
Содержание программы
Напомним, что изначальный текст проекта Приказа Минприроды России «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности» был подготовлен 13.11.2018. В первом варианте Правил № 666 содержались табличные формы ППЭЭ с рекомендациями по их заполнению. В итоговой версии Правил № 666 таблицы исчезли, но мы можем воспользоваться данными формами для составления примера ППЭЭ, который будет приведен ниже.
[1] Пункт 1 ст. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).
[2] См. Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
[3] Здесь и далее выделено автором.
[4] Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 999.
[5] Выделено автором.
[6] Все документы можно посмотреть по ссылке profiz.ru/eco/blog/post_3126.
[7] Подробнее см.:
– Ламихова М. Правила разработки технологических нормативов: обзор Приказа Минприроды России от 14.02.2019 № 89 // Справочник эколога. 2019. № 6. С. 10–19;
– Дудникова А.Г. Что такое технологическое нормирование и как установить технологический норматив // Справочник эколога. 2019. № 8. С. 38–52 (прим. редакции).