С целью исключения избыточных требований и введения запрета на дополнительную необоснованную нагрузку на бизнес продолжается большая нормотворческая работа по актуализации природоохранного законодательства. Гармонизация законодательства — долгий и кропотливый процесс, апогеем которого должен стать четкий механизм работы всех нормативных правовых актов. Тем не менее во вновь разрабатываемых документах еще встречается отсутствие логики и причинно-следственных связей.
Наглядным примером может служить проблема обращения с отходами. Сначала из всех отходов производства и потребления выделили твердые коммунальные отходы (далее — ТКО), которые образуются, как выяснилось, не только в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, но и в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Управление ТКО поручено региональным операторам.
Хозяйствующие субъекты до сих пор недоумевают, для чего отходы предприятия делить на ТКО и не ТКО, складировать в разные контейнеры, а затем разными транспортными компаниями вывозить на один и тот же полигон для захоронения, но это совсем другая история.
Положительные результаты деятельности региональных операторов пока не очевидны.
Например, еще не очищены территории от несанкционированных свалок, а новые продолжают появляться, лесопосадки завалены отходами, вблизи возведения коттеджных поселков сваливаются строительные отходы и др.
Несмотря на это, реформирование в области обращения с отходами продолжается.
Так, обращение с отходами I–II классов опасности теперь является зоной ответственности федерального оператора, не оставлены без внимания товары и упаковка, утратившие потребительские свойства, за утилизацию которых отвечает их производитель. И это еще не все! С большой долей вероятности не будут оставлены без внимания и промышленные отходы III–V классов опасности, составляющие значительную часть от всех образующихся в Российской Федерации отходов: для управления такими отходами должен быть определен еще один федеральный оператор.
Как хозяйствующему субъекту разобраться, кому, когда и какие отходы передавать, с каким именно оператором заключать договор, наличие какой лицензии запрашивать, какие документы оформлять, чтобы не нарушать природоохранное законодательство? Ведь в конечном итоге ответственность за отходы, возникающие в процессе деятельности предприятия, несет их образователь.
Может быть, посредством «регуляторной гильотины» будет внесена ясность в работу государственных органов и упразднена часть административных барьеров? Вряд ли. К огромному сожалению, следует признать, что чем больше улучшающих изменений вносится в документ, тем хуже он становится.
Независимо от полномочий, возложенных на разных операторов по обращению с отходами, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности остается в силе.
Еще не актуализировано Положение о лицензировании деятельности в области обращения с отходами[1], но уже издан Приказ Росприроднадзора от 29.05.2020 № 585, которым утвержден новый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — новый Административный регламент).
Новый Административный регламент должен вступить в силу после признания утратившим силу ныне действующего Административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379 (далее — старый Административный регламент).
Новый Административный регламент представляет собой объемный документ, содержащий непосредственное описание процедуры оказания государственной услуги по лицензированию деятельности в области обращения с отходами I–IV классов опасности, а также формы заявлений о предоставлении конкретной государственной услуги.
Обратите внимание
Отметим, что новый документ имеет ряд существенных отличий от ныне действующего регламента: появились новые виды государственных услуг, перераспределены полномочия между центральным аппаратом Росприроднадзора и его территориальными органами, включены основания для приостановления оказания государственной услуги и др.
Однако обо всем по порядку.
Перечень оказываемых государственных услуг
Сравним перечень оказываемых государственных услуг в новом и старом Административных регламентах.
[1] См. проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности» (regulation.gov.ru/projects#npa=102578).
Подробнее см.: Никитина В.В. «Регуляторная гильотина» в действии: лицензирование деятельности в области обращения с отходами // Справочник эколога. 2020. № 8. С. 8–13.