Перевалил за середину 2021 г., и все еще продолжается болезненная агония для всех правообладателей объектов, которым нужны санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ), и для разработчиков проектов СЗЗ. Скоро закончится отсрочка, предоставленная предприятиям для окончательного решения вопросов, связанных с СЗЗ. Что будет после 1 октября? А после 1 января? Когда наступает дедлайн? Попробуем разобраться.
В настоящее время проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с требованиями трех документов:
• Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила № 222, Постановление № 222);
• СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);
• Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ), т.к. СЗЗ признана зоной с особыми условиями использования территории (далее — ЗОУИТ), требования к установлению которых определяются ГрК РФ.
Проект СЗЗ после разработки должен пройти экспертизу в уполномоченных органах и получить положительное заключение о его соответствии санитарным нормам и правилам. На разработанный проект СЗЗ выдается санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным нормам и правилам, подтвержденном результатами экспертизы[1].
Для установления СЗЗ в соответствии с требованиями Правил № 222 после получения санитарно-эпидемиологического заключения правообладателю объекта капитального строительства необходимо подать заявление об установлении СЗЗ вместе с проектом СЗЗ и экспертным заключением на проект.
В Роспотребнадзор представляется следующий пакет документов:
• заявление об установлении СЗЗ;
• проект СЗЗ;
• экспертное заключение на проект СЗЗ;
• санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ;
• результаты измерений концентраций загрязняющих веществ и уровней физического и иных видов воздействия за контуром объекта, если объекты действующие;
• файлы в формате XML, содержащие графическое и текстовое описание границ СЗЗ;
• материалы оценки риска для здоровья населения (при необходимости).
СЗЗ как ЗОУИТ
Как указано выше, СЗЗ относится к ЗОУИТ (см. ст. 105 Земельного кодекса РФ; далее — ЗК РФ), поэтому теперь процедура ее установления, помимо санитарных проблем, усложнилась и с точки зрения земельного вопроса. Вопросы установления СЗЗ как ЗОУИТ регулируются требованиями ГрК РФ.
Федеральный закон № 455-ФЗ[2] изменил ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ[3], который определяет аспекты установления СЗЗ как ЗОУИТ.
[1] См. ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 02.07.2021).
[2] Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».