Отдаем журнал бесплатно!

Что видит инспектор и чего не видим мы? Обзор нарушений, найденных в документации на выбросы

Контрольное (надзорное) мероприятие (далее — КНМ) само по себе для каждого специалиста в области охраны окружающей среды является не только стрессовым, но и обязательным мероприятием. Хорошо, если это мероприятие плановое и к нему есть время и возможность подготовиться. Но даже когда кажется, что и так все прекрасно выполнено, контрольный (надзорный) орган может найти то, что осталось незамеченным.

Данная статья посвящена деталям, которые подмечаются контрольным (надзорным) органом в ходе КНМ, и базируется она на реально выданном акте КНМ одному Обществу.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Объект поставлен на государственный учет объектов НВОС[1], присвоена II категория. После проведения очередной инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация выбросов) и утверждения Отчета по инвентаризации выбросов Общество подало заявление об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, вследствие чего получило свидетельство об актуализации в виде выписки из государственного реестра объектов НВОС, разработало и утвердило расчет НДВ[2], получило на него положительное СЭЗ[3], представило новую ДВОС[4], внесло корректировки в Программу ПЭК[5], пересмотрело мероприятия при НМУ[6],[7].

Читатель может смело заявить, что предприятие сделало все абсолютно корректно! Да, но, к сожалению, «дьявол в деталях».

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ НВОС

Нарушены п. 1 ст. 69, п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ[8] 

Государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах НВОС (п. 1 ст. 69 Закона № 7-ФЗ). Сведения об объекте НВОС, содержащиеся в государственном реестре таких объектов, подлежат актуализации по ряду оснований, указанных в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.

Как мы знаем из предыстории, Общество представило заявление об актуализации учетных сведений о своем объекте НВОС и по результатам его рассмотрения получило выписку из государственного реестра объектов НВОС. Однако в ходе КНМ выяснилось, что в государственном реестре объектов НВОС по объекту НВОС Общества содержались сведения о 50 ИЗАВ[9], а в Отчете по инвентаризации выбросов — 59 ИЗАВ. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух тоже разнился.

На первый взгляд может показаться, что нарушение, скорее всего, банально и связано с допущением описок, опечаток и других ошибок. В действительности так и вышло, но история небанальна оказалась в другом.

Сведения об объекте НВОС в государственном реестре таких объектов отличалась от фактических данных об объекте НВОС в связи с тем, что Отчет по инвентаризации выбросов по объекту НВОС содержал, помимо сведений о своих стационарных ИЗАВ и выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, еще и сведения о стационарных ИЗАВ с присвоенными порядковыми номерами, отмеченных на карте-схеме, а также выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух еще двух юридических лиц, которые являлись арендаторами Общества и осуществляли свою деятельность в границах объекта НВОС Общества.

Однако собственник (владелец) объекта НВОС в заявлении об актуализации учетных сведений об объекте НВОС намеренно указал стационарные ИЗАВ и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух только от своей деятельности, мотивируя это тем, что каждая сторона арендных отношений отвечает за свои выбросы самостоятельно, несмотря на то, что в Отчет по инвентаризации выбросов по объекту НВОС Общества вошли в т.ч. сведения о выбросах арендаторов.

Согласно подп. «д» п. 14 и подп. «г» п. 15 Правил № 830[10] государственный реестр объектов НВОС включает в себя сведения о стационарных ИЗАВ с указанием их местоположения, определенного при проведении инвентаризации выбросов, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного ИЗАВ.

Форма заявления об актуализации учетных сведений об объекте НВОС не утверждена, поэтому исторически сложилось так, что при проявлении инициативы природопользователя на основании п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ в части актуализации учетных сведений о своем объекте НВОС, он использует Форму заявки о постановке на учет[11] (СФ), актуализируя в ней только те сведения, которые претерпели изменения.

Согласно п. 6 Формы заявки о постановке на учет порядковый номер и номер ИЗАВ, координаты стационарных ИЗАВ, уровень и (или) объем либо масса выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного ИЗАВ (с указанием кода и наименования загрязняющих веществ) указываются в соответствии с данными инвентаризации выбросов, проведенной в соответствии с Порядком № 871[12].

Следовательно, в заявлении об актуализации учетных сведений об объекте НВОС также должна присутствовать информация о стационарных ИЗАВ и выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с актуальными и достоверными данными инвентаризации выбросов на объекте НВОС.

В рассматриваемом случае, так как инвентаризация выбросов была проведена с учетом стационарных ИЗАВ и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух арендаторов, в заявлении об актуализации учетных сведений об объекте НВОС Общества необходимо было указать сведения о выбросах, в т.ч. осуществляемых арендаторами. Второй вариант — при проведении инвентаризации выбросов не включать сведения о выбросах арендаторов в Отчет по инвентаризации выбросов по своему объекту НВОС.

 

 

 

[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Нормативы допустимых выбросов.

[3] Санитарно-эпидемиологическое заключение.

[4] Декларация о воздействии на окружающую среду.

[5] Производственный экологический контроль.

[6] Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

[8] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).

[9] Источник выбросов загрязняющих веществ.

[10] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 (в ред. от 05.08.2024).

[11] Форма заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденная Приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532.

[12] Порядок проведения инвентаризации выбросов, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

А.И. Эндеко,
эксперт-эколог,
создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Что видит инспектор и чего не видим мы? Обзор нарушений, найденных в документации на выбросы

Контрольное (надзорное) мероприятие (далее — КНМ) само по себе для каждого специалиста в области охраны окружающей среды является не только стрессовым, но и обязательным мероприятием. Хорошо, если это мероприятие плановое и к нему есть время и возможность подготовиться. Но даже когда кажется, что и так все прекрасно выполнено, контрольный (надзорный) орган может найти то, что осталось незамеченным.

Данная статья посвящена деталям, которые подмечаются контрольным (надзорным) органом в ходе КНМ, и базируется она на реально выданном акте КНМ одному Обществу.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Объект поставлен на государственный учет объектов НВОС[1], присвоена II категория. После проведения очередной инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация выбросов) и утверждения Отчета по инвентаризации выбросов Общество подало заявление об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, вследствие чего получило свидетельство об актуализации в виде выписки из государственного реестра объектов НВОС, разработало и утвердило расчет НДВ[2], получило на него положительное СЭЗ[3], представило новую ДВОС[4], внесло корректировки в Программу ПЭК[5], пересмотрело мероприятия при НМУ[6],[7].

Читатель может смело заявить, что предприятие сделало все абсолютно корректно! Да, но, к сожалению, «дьявол в деталях».

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ НВОС

Нарушены п. 1 ст. 69, п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ[8] 

Государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах НВОС (п. 1 ст. 69 Закона № 7-ФЗ). Сведения об объекте НВОС, содержащиеся в государственном реестре таких объектов, подлежат актуализации по ряду оснований, указанных в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.

Как мы знаем из предыстории, Общество представило заявление об актуализации учетных сведений о своем объекте НВОС и по результатам его рассмотрения получило выписку из государственного реестра объектов НВОС. Однако в ходе КНМ выяснилось, что в государственном реестре объектов НВОС по объекту НВОС Общества содержались сведения о 50 ИЗАВ[9], а в Отчете по инвентаризации выбросов — 59 ИЗАВ. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух тоже разнился.

На первый взгляд может показаться, что нарушение, скорее всего, банально и связано с допущением описок, опечаток и других ошибок. В действительности так и вышло, но история небанальна оказалась в другом.

Сведения об объекте НВОС в государственном реестре таких объектов отличалась от фактических данных об объекте НВОС в связи с тем, что Отчет по инвентаризации выбросов по объекту НВОС содержал, помимо сведений о своих стационарных ИЗАВ и выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, еще и сведения о стационарных ИЗАВ с присвоенными порядковыми номерами, отмеченных на карте-схеме, а также выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух еще двух юридических лиц, которые являлись арендаторами Общества и осуществляли свою деятельность в границах объекта НВОС Общества.

Однако собственник (владелец) объекта НВОС в заявлении об актуализации учетных сведений об объекте НВОС намеренно указал стационарные ИЗАВ и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух только от своей деятельности, мотивируя это тем, что каждая сторона арендных отношений отвечает за свои выбросы самостоятельно, несмотря на то, что в Отчет по инвентаризации выбросов по объекту НВОС Общества вошли в т.ч. сведения о выбросах арендаторов.

Согласно подп. «д» п. 14 и подп. «г» п. 15 Правил № 830[10] государственный реестр объектов НВОС включает в себя сведения о стационарных ИЗАВ с указанием их местоположения, определенного при проведении инвентаризации выбросов, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного ИЗАВ.

Форма заявления об актуализации учетных сведений об объекте НВОС не утверждена, поэтому исторически сложилось так, что при проявлении инициативы природопользователя на основании п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ в части актуализации учетных сведений о своем объекте НВОС, он использует Форму заявки о постановке на учет[11] (СФ), актуализируя в ней только те сведения, которые претерпели изменения.

Согласно п. 6 Формы заявки о постановке на учет порядковый номер и номер ИЗАВ, координаты стационарных ИЗАВ, уровень и (или) объем либо масса выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного ИЗАВ (с указанием кода и наименования загрязняющих веществ) указываются в соответствии с данными инвентаризации выбросов, проведенной в соответствии с Порядком № 871[12].

Следовательно, в заявлении об актуализации учетных сведений об объекте НВОС также должна присутствовать информация о стационарных ИЗАВ и выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с актуальными и достоверными данными инвентаризации выбросов на объекте НВОС.

В рассматриваемом случае, так как инвентаризация выбросов была проведена с учетом стационарных ИЗАВ и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух арендаторов, в заявлении об актуализации учетных сведений об объекте НВОС Общества необходимо было указать сведения о выбросах, в т.ч. осуществляемых арендаторами. Второй вариант — при проведении инвентаризации выбросов не включать сведения о выбросах арендаторов в Отчет по инвентаризации выбросов по своему объекту НВОС.

 

 

 

[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Нормативы допустимых выбросов.

[3] Санитарно-эпидемиологическое заключение.

[4] Декларация о воздействии на окружающую среду.

[5] Производственный экологический контроль.

[6] Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

[8] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).

[9] Источник выбросов загрязняющих веществ.

[10] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 (в ред. от 05.08.2024).

[11] Форма заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденная Приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532.

[12] Порядок проведения инвентаризации выбросов, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

А.И. Эндеко,
эксперт-эколог,
создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам